Занятие по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование умения ориентироваться по плану.

Задачи:

  • закреплять порядковый счет; состав чисел «4», «5», «6»; навыки составления целого из частей;
  • учить составлять математические примеры;
  • формировать умение классифицировать предметы по заданным свойствам;
  • учить понимать учебную задачу и находить ее решение самостоятельно;
  • развивать наглядно-образное мышление, основы логического мышления, память, связанную речь;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность, уважение к себе и окружающим.

Оборудование:

  • мультимедийная установка, аудио магнитофон;
  • оборудование здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф.
  • «лошадки» с изображением цифр, математических знаков «+», «=»;
  • конверт с планом;
  • два обруча;
  • набор геометрических фигур (блоки Дьенеша);
  • раздаточные карточки по количеству детей с изображением цифр (силуэт самолета);
  • демонстрационный набор цифр;
  • мозаика – пазл;
  • карточки с заданиями

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

Приглашаю детей посмотреть мультфильм «Бобик в гостях у барбоса» (при просмотре отсутствует звук)

Воспитатель: Дети, интересно, почему нет звука?

Дети: Не подключили звук, сломались колонки и т. д.

Воспитатель: Колонки не сломаны, звук подключен, давайте ещё раз попробуем! (снова просматриваем сюжет из мультфильма – звука нет)

II. Сообщение темы и цели занятий

Закадровый голос (на аудиокассете): «Помогите, помогите! В стране Мультляндии – беда! У жителей страны пропали голоса. Нам нужна волшебная палочка, с помощью которой мы могли бы вернуть голоса вашим друзьям из мультфильмов»

Воспитатель: Ну что, ребята, мы сможем помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы отправляемся на помощь. В какой стране живут наши друзья?

Дети: В стране Мультляндия.

Воспитатель: А как мы в эту страну доберёмся?

Дети: На машине, поезде и т.д.

Воспитатель: Чтобы узнать, на каком транспорте нам удобней добраться, предлагаю вам взять листы. Они непростые. На них спрятано изображение транспорта, который нам нужен.

Д/и «Соедини цифры в порядке возрастания»

Детям предлагается соединить точки в порядке возрастания цифр. В результате у них появляется рисунок самолёта.

Воспитатель: Так на чём мы будем добираться?

Дети: На самолёте!

Воспитатель: Да, конечно, самолет – самый быстрый вид транспорта.

Воспитатель: Самолёт – это какой вид транспорта: наземный, водный или воздушный?

Дети: Воздушный.

Воспитатель: Итак, самолёт к полёту готов! Незамедлительно отправляемся в путь!

Динамическая пауза «Самолет» (использование оборудования здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф.)

5, 4, 3, 2, 1 – Вот мы по небу летим!
Мы влетаем высоко,
Дети поднимают руки рывками через стороны
Мчится самолёт легко Бегают по кругу, отведя руки назад
А теперь мы приземлимся
И тихонечко садимся
Дети садятся на корточки

Воспитатель: Посадка совершена успешно, мы с вами в стране Мультляндии. По-моему, нас здесь ждали. (Обращаю внимание на вертушку с конвертом)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Письмо! Конверт с заданием!

Воспитатель: Откроем конверт… Да это же план поиска волшебной палочки!

Дети по плану находят лазерный лучик и задание на карточке. Читаю задание:

Д/и «Вспомни сказку»

Воспитатель: В названии каких сказок есть такие числа? (Показываю лазерной указкой на квадраты с цифрами 7, 3, 12, 2)

Дети: «Белоснежка и 7 гномов», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят» , «12 месяцев», «Три орешка для Золушки».

Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием!

Дети продолжают движение в соответствии с планом. По коврикам и подходят к обручам. Возле них лежат геометрические фигуры и задание к ним.

Воспитатель: Что это?

Дети: Круги, квадраты, треугольники.

Воспитатель: Какого они цвета, размера?

Дети: Красного, жёлтого, зелёного. По размеру– маленькие, большие.

Воспитатель: А теперь внимательно послушайте задание! Нужно навести порядок. Внутри левого обруча захотели жить все красные фигуры. Внутри правого обруча – все круглые. Расселим фигуры. А какие же фигуры будут жить внутри пересечения обручей?

Дети: Все красные и круглые.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в одном обруче – все красные фигуры, а в другом – все круглые. Значит, на пересечении обручей будут жить все красные и круглые геометрические фигуры

Воспитатель: Ребята, а сейчас, перед нами три обруча, они пересекаются. Сейчас мы будем находить свое место в этих обручах. Сегодня задание для девочек, в следующий раз для мальчиков. Договорились? Будьте внимательны.

  • 2-е внутри желтого и красного, но вне синего обруча
  • 6-е внутри красного, но вне синего и желтого обруча
  • 3-е внутри красного и синего, но вне желтого обруча.
  • 1-е внутри всех трех обручей.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, что же дальше у нас по плану?

Воспитатель: (шёпотом) Он спит! Интересно, для чего он повесил колокольчик?

Дети: Чтобы никто не смог пройти через ворота.

Воспитатель: Давайте проползем через ворота так, чтобы не задеть колокольчик и не разбудить Змея Горыныча.

Дети, выполнив задание, обращаются к плану. На нём обозначена поляна с цифрами-лошадками. Педагог предлагает детям атрибуты к игре «Живые цифры».

П/и с дидактической направленностью «Живые цифры»

1. Цифры бегают по кругу,
Быстро, ловко друг за другом.
Единица прискакала,
Тройка следом прибежала.
Плюсик втёрся между ними –
Что получится за ними? (1 + 3 = 4)

2. Цифры бегают по кругу,
Быстро, ловко друг за другом.
Двойка быстро прискакала,
Четыре следом прибежала.
Плюсик втёрся между ними –
Что получится за ними? (2 + 4 = 6)

3. Цифры бегают по кругу,
Быстро, ловко друг за другом.
Тройка смело прискакала,
Два в припрыжку прибежала.
Плюсик втёрся между ними –
Что получится за ними? (3 + 2 = 5)

Воспитатель: Пока мы скакали на лошадках, незаметно очутились у болота. Посмотрим на план: какая здесь преграда на пути?

Дети: Пойти надо по кочкам.

Воспитатель: На каждой кочке – задания. Чтобы быстрее справиться с заданиями, предлагаю разделиться на две группы. Одна группа идёт направо, другая – налево.

Каждой группе предлагаются по три задания:

1. «Подбери картинку к цифре» (примеры.)

2. «Найди отличия»

3. «Реши задачку» :

I группа: «У Лены были шары: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Сколько у Лены было шаров?»

II группа: «Пять ворон на крышу сели, две ещё к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело: сколько всех их прилетело?»

Группы детей меняются местами и проверяют задания друг у друга, чтобы объединиться вновь в одну команду.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. (Сверяемся с планом) Опять преграда на пути! Страшная пропасть впереди, а мост Кощей разобрал, разломал и обломки разбросал. Но зато остался чертёж, по которому был построен мост!

Дети работают по схеме, собирая мост.

Воспитатель: И здесь вы всё правильно и быстро сделали! Ой, ребята, по нашему плану должен быть ковёр, а вместо него здесь что?

Дети: Лишь кусочки, части мозаики (мозаика – пазлы мягкая, разобранная)

Воспитатель: Вот наше задание: «Ковёр соберёшь – волшебную палочку найдёшь!»

Дети собирают ковёр и находят волшебную палочку.

IV. Итог занятия

Воспитатель: Мы справились с заданиями? Помогли нашим друзьям? С чем вы справились легко? В чём испытывали затруднения? Какие задания вы бы хотели выполнить ещё раз?

Дети: Теперь мы сможем помочь жителям Мультляндии!

Закадровый голос: «Спасибо вам, дети, от всех жителей Мультляндии! Вы очень выручили нас! И мы дарим вам эту замечательную сказку!»

Воспитатель: Возвращаемся в детский сад! Нам нужно посмотреть мультфильм

Динамическая пауза «Самолет» (использование оборудования здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф.)

5, 4, 3, 2, 1 – Вот мы по небу летим!
Мы влетаем высоко,
Дети поднимают руки рывками через стороны
Мчится самолёт легко Бегают по кругу, отведя руки назад
А теперь мы приземлимся
И тихонечко садимся
Дети садятся на корточки

– Ну вот, мы и вернулись обратно. Проверим волшебную силу палочки? (Включаем мультфильм – звук появился)