Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время

Разделы: Начальная школа


Ребенок будет тянуться к знаниям, если он найдет в них условия
для более интересного и стремительного движения своей жизни
Ш.А.Амоношвили

Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для других. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовность к обучению в основном школьном звене. Эти показатели постепенно приобретают характер способности человека – потребности в самообразовании.

Проблема выбора необходимых методов работы возникала перед педагогами всегда. В современных условиях используем методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношение между учителем и учеником. Для этого используем деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

Не меньшее значение имеют проектная и исследовательские технологии обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он был разработан и предложен в 1920 году американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат.

В России в 1905 году С.Т.Шацкий пытался активно использовать проектные методы в практике образования. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен. Его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную.

Данная технология предполагает:

  • наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательский метод;
  • интеграция ранее изученных знаний;
  • познавательную и практическую значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность учащихся.

Организация работы над проектом включает выбор темы, определение состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации, постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и способа его защиты.

Но прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей. Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.

Например, изучая тему «Тела и вещества», после проведенных опытов, в тетрадях появился вывод : все вещества при нагревании расширяются при остывании сжимаются.

По теме «Народные приметы» дети представили выставку рисунков, пословицы, поговорки; «Стороны горизонта» - приготовили сообщения; «Компас» - представили историю создания и принцип действия прибора, провели практическую работу по его применению; «Глобус и карта» - продемонстрировали разные карты, сообщения из истории создания карты, глобуса.

На уроках литературного чтения, начиная с 1 класса, знакомлю с проектной деятельностью. Предлагаю несложные, но очень интересные задания: «Составь буквы из природных материалов», «Составь азбуку из фруктов и овощей», «Театр домашних животных», «Спектакль перелетных птиц», «Рассказ моего письменного стола» и т.д.

Так как выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, то привлекаю и родителей. На одном из собраний родителям разъяснила суть метода проектов и его значимость для развития личности детей.

Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности – важные факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников.

Слежу за процессом осмысления, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Совместно мы корректируем недостатки, дополняем содержание. Не навязываю свое мнение, тактично направляю ребенка на самостоятельный поиск.

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Доводим каждый проект до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Представление проекта для многих стало ярким, волнующим событием года. Вдруг неожиданно ярко раскрылись некоторые дети. Они смогли побороть робость, заинтересовали одноклассников, показали свою артистичность. А некоторые ребята преодолели желание бросить начатый проект, довели дело до конечного результата. Чем больше проектов осуществляли мои дети, тем стремительнее повышалась их самостоятельность, развивалось творчество.

Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, становится более самостоятельным и ответственным.

На представлении результатов проекта часто присутствуют дети из других классов, родители. Используем различные формы презентаций: викторина, спектакль, выставки рисунков и поделок, праздник, конференция, мини-проект, сборник, реферат, игра, проект.

Очень важным этапом после презентации является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Ребята отвечают на такие вопросы взрослых и одноклассников:

  • что дал тебе проект для жизни;
  • что у тебя лучше всего получилось;
  • какие изменения произошли в знаниях по предметам;
  • с какими источниками научился самостоятельно работать;
  • научился ли работать в группе;
  • стал ли увереннее в общении со сверстниками.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому создаю условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.