Организация работы по развитию музыкальной одаренности в УДО

Разделы: Внеклассная работа


Вы ничему не можете научить
человека, вы можете только
помочь ему открыть это в себе

Галилео Галилей

Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства.

Эффект воспитательной роли музыкального искусства, а также направленность и характер его социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у ребенка музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных.

Средства массовой информации преподносят, а порой и навязывают юным слушателям продукцию поп-музыки далеко не высокого качества, а ведь именно от того, в какой сфере ребенок растет и развивается, зависит раскрытие его способностей. По словам венгерского психолога Г.Ревеша, автора трудов в области психологии музыкальной одаренности и слуха, “только в одной, исключительно в области духовной деятельности, талант обнаруживается уже в детстве в более определенной форме – в области музыки”. Задача музыкального руководителя ДОУ не дать росткам таланта засохнуть, не получив должного питания. Талант очень хрупок. “Ему можно препятствовать, можно калечить и извращать - или же можно способствовать, развивать и усиливать” (Юнг Карл Густав)”.

Чтобы привлечь детей к миру прекрасного и помочь раскрыться его таланту была создана программа студии “Твой мир” для детей школьного возраста: младшего, среднего, старшего.

Цель программы: гармоническое развитие личности ребёнка средствами эстетического образования, развитие творческих способностей детей, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, осуществляя нравственно-эстетическое воспитание детей средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий вокалом.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Овладение детьми практическими навыками вокального искусства;
  • Развитие эстетических, музыкальных, творческих способностей через выступления на профессиональной сцене;
  • Содействие в самоопределении, социальной адаптации;
  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:

1. Общепедагогические:

  • Репродуктивный (вербальный, невербальный);
  • Проблемно-поисковый;
  • Креативный (творческий);

2. Музыкального воспитания:

  • Индивидуальный;
  • Ансамблевый.

Деятельность педагога строится на следующих принципах:

  • Доступность знаний для всех желающих;
  • Внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
  • Предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
  • Уважение и соблюдение прав ребёнка;
  • Доступность понимания и исполнения музыки различных стилей и жанров;
  • Всестороннее развитие обучаемого с учётом его индивидуальных способностей.

В ходе индивидуальных занятий дети овладевают вокальными и хоровыми навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к профессиональному.

Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения, предлагаемые педагогом, а также произведения вокальной литературы.

Основной пласт - это современная эстрадная музыка, позволяющая овладеть стилистически разными манерами исполнения

Успехи воспитанников контролируются во время зачетных уроков, класс-концертов, студийных записей и непосредственно в исполнении спектаклей и концертной деятельности и оцениваются педагогами студии и коллегами-профессионалами.

Задачи, поставленные перед детьми, постепенно усложняются. Распределение тематического материала по полугодиям и годам обучения, а также по его степени сложности планируется с каждым ребенком индивидуально.

Поскольку обучающий период начинается с 10-летнего возраста, то неизбежно возникновение некоторых физиологических (в основном у мальчиков) и психологических проблем, связанных с периодом взросления. Возникает проблема с "мутацией" - "ломкой" голоса у мальчиков. Как правило, это происходит в возрасте от 11 до 15 лет, когда голос мальчика превращается в голос мужчины. В такие моменты бдительность и профессионализм преподавателя выходит на первый план. Вовремя распознав наступление "мутации", педагог должен на некоторое время освободить мальчика от вокальных занятий и, правильно определив наступление периода окончания "мутации", продолжать занятия далее. Данная проблема может проявить себя и в период взросления у девочек (10-13 лет), когда также могут возникать моменты неуверенности, сиплости в голосе. Обычно для девочек это менее болезненный этап и проходит он быстрее, чем у мальчиков. Педагог на вокале, обязан очень четко представлять себе весь круг проблем, возникающий в переходном возрасте с голосами студийцев. Он несет ответственность за этот этап.

Варианты упражнений, попевок, могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога.. Такая, несколько свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна все же содержать в себе некоторые ограничения, которые должен контролировать педагог:

• нельзя перегружать голосовой аппарат ребенка (форсировать звук), так как в период роста ребенка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т. д.

• нецелесообразно на начальном этапе ставить перед ребенком серьезные вокальные задачи, например, правильно "округлять" звук и использовать другие приемы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не совсем понятны детям в возрасте 14-15 лет. Они могут привести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо важнее в этот период помочь ребенку найти свой собственный естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревает, научить его правильно слышать себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие.

Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формированием звука, дикцией), как уже отмечалось, проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.

После годового цикла индивидуальных занятий целесообразно начинать ансамблевые и хоровые репетиции. Для практических занятий можно использовать легкие 2-х и 3-х голосные музыкальные сочинения, песни, а также произведения, предполагаемые для исполнения в концерте.

На втором и третьем году обучения в план индивидуальных занятий необходимо вводить исполнение романсов, небольших и несложных сочинений западной классики, а также начинать работу с техническими атрибутами (микрофонами, фонограммами). Напомним, что работа с техникой также является одним из важнейших направлений творческой деятельности объединения. Один раз в две недели необходимо проводить технические репетиции, где наиболее грамотные учащиеся, прошедшие двух-трехлетний курс в старшей группы, могли бы начинать самостоятельную работу с микрофоном и фонограммой. Исполнение музыкальных сочинений, оснащенных техническими средствами, подразумевает совершенно иные слуховые ощущения, к которым необходимо некоторое время привыкать.

Наполняемость группы 3-5 человек. Основная часть занятий, однако, проходит не с полной группой, а в форме индивидуальных занятий и ансамблевых репетиций, включающих необходимое для конкретного спектакля количество участников.

Занятия ведутся в специально оборудованном музыкальном классе и в технически оборудованном зале.

К концу обучения учащийся умеет:

  • исполнять вокальные произведения различных стилей и жанров: народной песни, романса, современной эстрадной и бардовской песни, с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция, умение по-актерски исполнять песни);

  • работать в вокальном ансамбле;

  • правильно интонировать в многоголосье;

  • слушать одновременно звучащие голоса, вы­разительно поддерживать их, а иногда вести собственную мелодическую линию;

  • исполнять песни, используя микрофон и фонограмму "минус один".

Одной их составляющей системы развития одаренности детей является работа с родителями, необходимо:

  • повышать родительскую компетентность в вопросах музыкального развития ребенка через консультации, индивидуальные беседы, собрания, организовывать совместную творческую деятельность родителей и детей. Хотелось бы отметить, что наиболее способные студийцы готовят в течение года тематические вечера, беседы, иллюстрации. Ребята участвуют в концертных программах, конкурсах муниципального, республиканского и всероссийского уровней, а также помогают в подготовке и проведении различных мероприятий.

Кроме того, на базе МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” вот уже 4 года проводится конкурс молодых исполнителей “Золотой голос”, в котором принимают участие вокалисты и ансамбли города и района. С каждым годом растет число конкурсантов, их уровень подготовки, сложность репертуара, что наводит на желание перевести конкурс на республиканский уровень.

 

Не устаю повторять, что каждый ребенок талантлив. Детям, посещающим ДОУ, даны равные условия для развития музыкального таланта. Ненавязчивое вовлечение ребенка в мир музыки, доброжелательное и поощрительное отношение педагога – условия, достаточные для того, чтобы интерес к музыкальной деятельности сохранился. Поэтому, независимо от того, каким будет профессиональный выбор ребенка впоследствии, эта работа не пройдет бесследно. Творческая одаренность позволит ему быть счастливым. Вознаграждением же для педагога станет любовь к нему его учащихся, полное взаимопонимание на занятиях, профессиональные достижения, а также желание жить, творить и видеть результат своего труда в достижениях воспитанников.