Развитие элементарных математических представлений на материалах технологии Е.В. Колесниковой

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль  уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

В качестве методики, используемой для проведения занятий по ФЭМП, мною совместно с методистом  данного ДОУ было принято решение продолжить занятия по программе Колесниковой Е.В. из цикла «Математические ступеньки». Разработки занятий этого автора полностью соответствуют государственной программе дошкольного образования в детском саду. При использовании этой программы в течение учебного года детям дается объем знаний, который должен иметь ребенок 5-6 лет.

Существенным плюсом данной методики является включение в каждое занятие упражнения на  развитие логического мышления, ведь знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Положительным моментом является и то, что  задания  сгруппированы по разделам математики, таким как:

  • Количество и счет.
  • Геометрические фигуры.
  • Величина.
  • Ориентировка во времени.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Логические задачи.

В разделе «Количество и счет» была проведена следующая работа:

– продолжение ознакомления детей с цифр от 6 до 10;
– знакомство с математическими знаками +, –, =, <, >;
– составление числа из двух меньших;
– решение арифметических задач;
– отгадывание математических загадок, в том числе и запись их решения.

В разделе «Геометрические фигуры» была проведена следующая работа:

– знакомство с новой фигурой – трапецией;
– преобразование одних фигур в другие;
– рисование  геометрических фигур в тетради в клетку.

В разделе «Величина» была продолжена работа, начатая в средней группе, с некоторыми усложнениями: дети учились делить предметы на 4 части и определять, что часть меньше целого, а целое больше части; получали навыки упорядочивания предметов по высоте из пяти, начиная  как с возрастания, так и с убывания.

В разделе «Ориентировка во времени» дети знакомились с названиями дней недели и месяцев.

В разделе «Ориентировка в пространстве» сложной задачей являлось определение места положения предмета по отношению к другому лицу. Для закрепления этих навыков проводилось упражнение «Путешествие по группе», выполняя которое дети учились определять положение предметов относительно себя, а затем и по отношению к другим.

В разделе «Логические задачи» детям были предложены более сложные задачи на установление закономерностей, на анализ и синтез предметов сложной формы.

Исходя из этого, я определила для себя цели и задачи проводимой мною работы.

Основная цель, которую я поставила перед собой – это прежде всего сформировать у детей интерес к занятиям по ФЭМП, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.

Задачи:

  • Обучение детей операциям:
    • навыки счета в пределах 10,
    • сравнения двух чисел,
    • знаний геометрических фигур и тел,
    • классификации,
    • упорядоченности действий,
    • ориентировки во времени,
    • ориентировки в пространстве.
  • Развитие у детей:
    • речи (умение рассуждать,доказывать),
    • произвольного внимания,
    • познавательных интересов,
    • творческого воображения.
  • Воспитание:
    • коммуникативных навыков,
    • стремления к преодолению трудностей,
    • уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь одногруппникам.

Для реализации поставленных мною целей и после определения задач на первом этапе в сентябре 2009 г. мною была проведена диагностика детей  по основным разделам программы обучения ФЭМП :

  • Количество и счет.
  • Величина.
  • Геометрические фигуры.
  • Ориентировка во времени.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Логические задачи.

В диагностике участвовало 20 детей. Процент усвоения полученных знаний был равен 82%. Такой высокий процент обусловлен тем, большинство из диагностируемых детей обладали высокими знаниями по математике, не пропускали занятий, а также родители занимались с ними и дома.

На втором этапе я проанализировала данные диагностики и определила для себя последовательность дальнейших действий для достижения поставленных задач и целей.

Дети были разделены на две подгруппы.

Известно, что  лучший способ получения и усвоения знаний – это использование демонстрационного, дидактического и раздаточного материалов.

На данном этапе мною был использован демонстрационный материал по математике для детей 5-6 лет, разработанный Е.В.Колесниковой.

Для лучшего усвоения знаний по разделу «Геометрические фигуры» мною были изготовлены геометрические тела (куб, параллелепипед, призма, цилиндр).

Для развития логического мышления в разделе «Логические задачи» мною были изготовлены квадраты Никитина. Детям очень нравилось составлять квадраты из различных геометрических фигур. Они с удовольствием работают с этим пособием и вне занятий.

Дидактический материал – счетные палочки я старалась использовать на каждом занятии. Доказано, что игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение и безусловно, логическое мышление. С детьми мы составляли геометрические фигуры из палочек, цифры, предметы.

Для  улучшения навыков решения математических задач  я использовала карточки «Мы считаем». Этот раздаточный материал позволяет детям учиться составлять задачу по картинке,  записывать решение в виде математической записи (примером).

В соответствии с имеющимся материалом я приступила к составлению планов занятий.

Занятия по математике проводились мною еженедельно, начиная с октября 2009 г., во вторник.

Для реализации поставленных задач использовалась рабочая тетрадь Е.В.Колесниковой «Я считаю до десяти».

Каждое занятие я начинала с беседы о том, какой сегодня день недели, месяц , время года, какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Далее мы с детьми повторяли цифры от 0 до 10, используя навыки прямого и обратного счета. С января 2010 г. мы начали считать десятками.

Затем мы начинали работу в тетрадях. На каждом занятии я делала акцент на номере страницы, номере занятия (ориентировка в пространстве). Перед началом выполнения заданий в тетрадях мы обязательно делали упражнение на правильное положение карандаша в руке.

Перед началом выполнения каждого задания я подробно объясняла, что нужно делать, используя демонстрационный материал. Начиная  с января 2010 г. я предложила детям выполнять задания самостоятельно, затем у доски проверять правильность  его выполнения. Дети с удовольствием выходили к доске и записывали решение задания.

На следующем этапе я загадывала детям математические загадки. При  отгадывании загадок ребенок мыслит, а то есть развивает наблюдательность, внимание, память. Дети научились записывать решение загадки в виде математической записи.

Использовались игры «Найди столько же», «Определи по порядку», «Дорисуй и закрась» и т.п. на установление соотношения цифр 1-10 с количеством предметов.

Задания на сравнение предметов мы с детьми выполняли в начале учебного года с палочками, с января 2010 г. сразу записывали решение (знаки >,<,=).

При формировании представлений о величине на занятиях я детям предлагала сравнивать в начале учебного года  три предмета, с января  2010 г. пять предметов, уменьшая их контрастность (длина, ширина, высота)

При изучении раздела «Ориентировка в пространстве», я использовала демонстрационный материал, рассказывала и показывала значение понятий «справа», «слева». Для успешного освоения этого раздела я использовала чистый лист бумаги, на котором дети рисовали геометрические фигуры в соответствии с заданием (нарисуйте круг в правом верхнем углу, квадрат в нижнем левом углу и т.п.).

При изучении раздела «Ориентировка во времени» мы с детьми вспоминали события вчерашнего дня, сегодняшнего, думали о следующем. Закрепляли названия частей суток.

Для развития логического мышления  использовала решение таких задач, как нахождение общих признаков среди нескольких геометрических фигур, нахождение отличий, составление квадрата из разных геометрических фигур (квадраты Никитина).

На каждом занятии я проводила физкультминутку, пальчиковую гимнастику.

В конце занятия мы с детьми подводили итог, проговаривали, что изучали на занятии, что больше всего понравилось. Мною была введена система оценки работы на занятии каждого ребенка. Я рисовала в каждой тетради ребенка цветные круги (зеленый – активно работал на занятии, в тетради все правильно; желтый – допускал ошибки, писал неаккуратно; красный – допускал много ошибок, был пассивен на занятии). Это стимулировало детей к улучшению работы на занятии.

Хотела бы отметить, что знания и навыки, полученные детьми на занятиях по математике, мы систематически закрепляем и применяем в различных видах деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, дежурство по столовой, дежурство в уголке природы, определения количества детей в группе).

Таким образом, я проводила занятия в течение 2009-2010 учебного года. В мае 2010 г. я провела диагностику тех же 20 детей по основным разделам программы обучения. Процент усвоения материала в целом по группе стал равен 98%, что на  16% больше, чем на начало года.

Мне было очень интересно проводить занятия с детьми, проходить вместе с ними все этапы, радоваться их успехам, помогать им и направлять. В течение учебного года я не ограничивалась объемом знаний в рамках программы, старалась дать знания детям выше государственного стандарта.