Программа патриотического воспитания обучающихся "Отечество славлю, которое есть!"

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность программы

Происшедшие за последние годы перемены существенно повлияли на систему образования и воспитания молодежи. В современных условиях развития общества стало сложнее привить любовь к своему Отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

В постсоветское время всё большее внимание стало уделяться новинкам, пришедшим к нам из стран Запада. Под натиском этих перемен традиционная система воспитания в образовательных учреждениях страны встретилась со значительными трудностями и противоречиями. Средства массовой информации стали пропагандировать совсем иные идеалы жизни человека, и эти идеалы сейчас играют определяющую роль в воспитании молодежи. Экспортированные в Россию продукты материального и духовного производства, преподносимые средствами массовой информации как достижения мировой культуры, в действительности направлены лишь на деградацию и уничтожение русской культуры. Такие непреходящие ценности, как благо, добро, человек, труд, Родина, патриотизм стали подменяться антиценностями, такими, как беспредельная свобода, индивидуализм, богатство, сила, власть, мистика и другие. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем гражданско-патриотического воспитания, и об актуальности этой работы.

В этих условиях воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку чувства патриотизма и любви к Отечеству, гордости за великие свершения своего народа, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития общества. Результативность этого процесса может обеспечить музейная педагогика – через изучение музейной экспозиции, развитие любознательности и творчества обучающихся, организацию личностно ориентированного воспитания в результате участия в социально значимой деятельности.

Программа “Отечество славлю, которое есть!” направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, и призвана обеспечить расширение кругозора обучающихся в области исторического прошлого, воспитание их на примерах мужества, героизма и мудрости народов разных стран и национальностей, изучение традиций народов, населяющих нашу страну, а также развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, коллективизма, чувство долга и ответственности перед обществом и своим Отечеством.

Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Концептуальные подходы

Программа “Отечество славлю, которое есть!” на 2007–2011 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственной программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы, федеральными законами Российской Федерации “Об образовании”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О ветеранах”, “О днях воинской славы (победных днях) России”, “Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов”, “О музейном фонде и музеях Российской Федерации”, законом города Москвы “О развитии образования в городе Москве” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Школьный музей – одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, а музейная педагогика – неотъемлемое звено учебно-воспитательного процесса. Одним из направлений деятельности школы №627 в настоящее время является организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности (в соответствии с методической темой школы – “Управление качеством образования на основе новых информационных технологий, образовательного и психологического мониторинга”). Музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Проблемы обучения и воспитания неотделимы от внешних изменений в стране и мире, и настойчивое внедрение информационно-коммуникационных технологий в эти процессы – не требующая доказательства насущная необходимость.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Музей Центра образования №627 по основному содержанию своей деятельности является военно-историческим, поэтому составной частью его работы является формирование готовности к военной службе, ознакомление учащихся с составом и достижениями Вооруженных сил Российской Федерации в различные исторические периоды. Кроме того, патриотическое воспитание должно обеспечивать активное участие будущих граждан в защите страны от внешней и внутренних угроз, что предполагает проведение систематического анализа различных исторических ситуаций, связанных с обороной страны и её отдельных территорий.

Основополагающие принципы программы:

  • принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную работу школьных подразделений и внешкольных организаций и объединений по патриотическому воспитанию обучающихся;
  • принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
  • принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы;
  • принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея с учетом личностных и возрастных особенностей.

Цель и задачи программы

Цель программы – организация системы работы по воспитанию патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся через использование музейных фондов и средств ИКТ.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • изучение военной истории и пропаганда подвигов воинов Великой отечественной войны 1941–1945гг;
  • воспитание уважения к боевым традициям и военной истории советского народа и народов Российской Федерации;
  • пополнение методической копилки “Использование музейных фондов при организации уроков и внеклассных мероприятий”.
  • организация планомерного сотрудничества с различными государственными и общественными организациями, занимающимися вопросами патриотического воспитания;
  • обеспечение музея необходимыми научно-исследовательскими, расходными материалами и оборудованием в соответствии с требованиями времени;
  • систематическое обновление нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности музея;
  • создание постоянно действующего информационного органа, освещающего деятельность музея.

Критерии оценки эффективности реализации программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  • обеспечение заинтересованности учащихся и педагогического коллектива в развитии музейной педагогики;
  • формирование и развитие у обучающихся таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование;
  • готовность выпускников к защите Российского государства, сохранению и развитию его славных боевых и трудовых традиций;
  • повышение уровня толерантности обучающихся;
  • внедрение новых подходов к формированию и развитию гражданственности и патриотизма;
  • повышение места Музея 4-ой Гвардейской танковой армии в рейтинге городских музеев образовательных учреждений.

Количественные параметры – это количество:

  • проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания и музейной педагогики, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;
  • подготовленных экскурсоводов и представителей актива музея;
  • действующих на базе музея патриотических объединений, клубов, кружков;
  • учащихся и педагогов, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
  • детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
  • проведенных выставок патриотической направленности;
  • проведенных на базе музея (или с использованием музейных фондов) мероприятий по патриотической тематике;
  • изданных книг или проектов гражданско-патриотической направленности.

Конечными результатами реализации Программы должны стать повышение уровня воспитанности учащихся, достижение высоких результатов в различных видах деятельности гражданско-патриотической направленности, рост авторитета музея и Центра образования в целом.

Механизм реализации программы

Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор ГОУ ЦО

№ 627. Непосредственное руководство практической деятельностью по реализации Программы осуществляют заместитель директора по воспитательной работе в сотрудничестве с руководителем музея, руководителями структурных подразделений, педагогическим коллективом и коллективом обучающихся. Организационно-методическую поддержку оказывает Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г.Москвы, Окружной методический центр ЦОУО.

Предполагается активно привлекать ветеранские, общественные и государственные организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций российского народа.

Источники финансирования – бюджетные и внебюджетные (по мере возможности).

Предварительные итоги реализации программы:

  1. Военно-патриотическое и гражданское направление являются приоритетным в воспитательном процессе.
  2. Повышение уровня воспитанности обучающихся (по результатам психолого-педагогической диагностики).
  3. 2009г – I место в Конкурсе школьных музеев ЦАО, лауреаты городского конкурса школьных музеев.
  4. Разработка учащимися проектов, посвященных событиям военного времени (более 30-ти).
  5. Созданы методические пособия о работе школьного музея и использовании музейных фондов.
  6. Музей полностью оснащен необходимым материально-техническим оборудованием, теле- , аудио- и видеоаппаратурой.
  7. Создана коллекция методических материалов по организации мероприятий военно-патриотической и гражданской направленности.
  8. Выросла инициатива учащихся в подготовке и проведении различных мероприятий.
  9. Активизировалась добровольческая деятельность, в которую вовлечены не только дети, но и их родители.
  10. В городском фестивале “Моя Россия” группа учащихся нашего ЦО заняла II место.
  11. Рейтинг ЦО № 627 среди образовательных учреждений округа вырос за последние три года (из 6-ой группы Центр образования перешел во вторую).
  12. Высокую оценку деятельности музея дал во время своего визита в Центр образования Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.

Список литературы

  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. №422).
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003г).
  3. Сибирская православная газета. Статья “Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания”. Иерей Димитрий Кирьянов, директор Тобольской мужской православной гимназии), (www.ihtus.ru/edu14.shtml).
  4. Методическое пособие по организации работы музейного комплекса государственного образовательного учреждения по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся (Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы, 2006г).
  5. Рекомендации по организации патриотического воспитания молодёжи (Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы, 2006г).
  6. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавания курса “ОБЖ” в образовательных учреждениях Москвы. (Отв. редактор Курнешова Л.Е.- М., Центр “Школьная книга”, 2002).
  7. Нравственное воспитание старшеклассников. О.С.Богданова, С.В.Черенкова. М., Просвещение, 1988.
  8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитании. М.Армпресс, 2006.