Технология игро-соревновательной деятельности в образовательном процессе

Разделы: Школьная психологическая служба


Данная статья является обобщением опыта работы специалистов МОУ ППМС - Центра реабилитации и коррекции города Королёва Московской области Основной контингент воспитанников нашего Центра – это дети, имеющие различные нарушения в развитии. У них, ослаблено здоровье, снижен тонус, нестабилен эмоциональный фон, уровень мотивации ко всем видам деятельности значительно снижен, имеется отставание в развитии всех психических функций, затруднено общение. Специалисты Центра с 2003 года организуют встречи для своих воспитанников и их родителей, на которых помимо неформального общения у них есть возможность принять участие в играх- соревнованиях. Участие в данной деятельности положительно влияет на психоэмоциональное состояние участников, способствует раскрепощению участников, что положительно влияет на дальнейшее общение.

Коллектив использует данную технологию в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с 2003 года, с детьми, имеющими адаптационные нарушения с 2008 года, с педагогами и родителями с 2009 года.

Результаты исследований ученых (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.) свидетельствуют о том, что недостаток игровой деятельности в дошкольном возрасте наносит невосполнимый ущерб развитию детей и отрицательно сказывается на их готовности к учебной деятельности. Таких детей становится все больше и больше. Успешность обучения в школе базируется на умении учиться, а это умение формируется естественным путём, когда ребёнок много играет сам со сверстниками и взрослыми. В игре развивается психика ребёнка. И только исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития» игра уступает место обучению. У учащихся имеющих нарушения в развитии, на фоне недостаточно развитой познавательной сферы, слабо сформированы средства выражения и внешнего проявления эмоциональной сферы, также при непосредственном межличностном общении, отсутствует мотивация достижений. Кроме этого существует проблема информационной перегрузки, которая отражается на физическом здоровье детей. С ней помогает бороться активный, организованный в систему отдых.

Основной целью игросоревновательной деятельности является: создание психологической готовности для усвоения больших объемов информации посредством организации полноценного и эффективного психологического отдыха.

Задачи:

  • Улучшение самочувствия
  • Повышение тонуса
  • Развитие эмоциональной устойчивости
  • Формирование мотивации достижений
  • Развитие разнообразных психических функций
  • Формирование коммуникативных навыков.

Предлагаемая технология основана на том, что игра оказывает психотерапевтическое влияние на развитие психики ребенка. Особенно хорошо это проявляется в компактной и мобильной игросоревновательной деятельности, которая целесообразна для отработки элементов психологической саморегуляции, контроля эмоций и физической разрядки.

Для ребенка полезна как удача, так и неудача в конце игры. Неудача позволяет познать себя, посмотреть на себя глазами окружающих и подумать о предстоящих победах. Важно, чтобы судейство было объективным, и детям были понятны критерии выставления баллов за выполнение каждого из заданий.

Игросоревновательная деятельность носит коллективный характер, хотя часть её может выполняться индивидуально, часть парами, а часть полной группой, в зависимости от сценария игры.

При регулярном использовании игросоревновательных технологий с одним и тем же коллективом детей составы команды не должны быть постоянными (класс), их составы должны меняться, чтобы конечный результат игры не был спрогнозирован заранее. Состав команд желательно формировать, используя игровые приёмы: жеребьёвки, считалки и пр. При регулярности игросоревновательной деятельности со сменным составом команд дети имеют возможность натренировать свои эмоции, а разная тематика заданий не снижает интереса к ним.

Содержание игры наполняется занимательным материалом для развития речи, психических функций, мелкой моторики. А так же вводятся занимательные упражнения, направленные на тренировку и развитие отдельных органов и мышечных групп, координацию движений, гибкость позвоночника, развитие вестибулярного аппарата и укрепление зрения. Задания для игры разнообразны по содержанию, Но не должны являться для детей случайными и совершенно не знакомыми. Использование аналогичных заданий возможно при проведении развивающих занятий психологов, логопедов, а также внеклассных мероприятий.

Чтобы участники могли проявить свои разносторонние способности, чтобы результат не был случайным игра должна включать в себя несколько этапов (станций).

Регулярность проведения игросоревновательной деятельности одной структуры при сменном составе команд дает возможность детям натренировать свои эмоции, а разная тематика заданий не снижает интереса к ним.

Игросоревновательные технологии можно использовать в работе с разными возрастными группами и категориями детей (дети с ОВЗ, дети, имеющие трудности в обучении, дети, имеющие адаптационные нарушения, дети отдыхающие в летнем лагере), а так же для педагогов и родителей. Это достигается изменением тематики содержания игр при неизменной структуре проведения.

СТРУКТУРА ИГРОСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Организационный момент
    • Деление на команды
    • Информация о теме и условиях игры
    • Представление жюри
    • Раздача маршрутных листов
    • Работа в команде (выбор названия, капитана, сочинение девиза )
  2. Прохождение маршрута по этапам (станциям)
    • Физическое воспитание (преподаватель физ.воспитания)
    • Развитие речи (логопед)
    • Развитие психических функций (психологи)
    • Ручной труд - развитие тонкой моторики (социальный педагог)
  3. Подведение итогов
    • Оценивать результат игры могут как сами участники, с помощью ведущего, так и члены жюри.
  4. Награждение победителей
    • Желательно, чтобы призы были смешными и вручались с юмором, тогда проигравшим будет не так обидно – смех компенсирует разочарование от проигрыша.

Примечание: ведущий игру специалист поясняет условия игры, управляет процессом, подводит итоги и определяет победителя совместно с жюри (при его наличии). На протяжении игры ведущий должен поощрять каждого участника, чтобы повысить мотивацию даже самых «малоуспевающих».

Игросоревновательная деятельность предполагает принцип состязательности и оценочности, тем самым дает возможность широкого экспериментирования в практике её организации.

Далее мы предлагаем

конспект игры «Космический калейдоскоп».

В игре могут принимать участие от 2 до 6 команд по 3-6 человек в возрасте 9-12 лет. Для проведения игры нужно задействовать не менее 6 педагогов- членов жюри: при прохождении этапов «Приветствие», «Спортивная эстафета», «Далёкая планета» все – и участники, и педагоги могут находится в одном помещении. Например, в спортивном зале. Далее каждый педагог проводит соревнование на каком- либо одном этапе, оценивает деятельность команды и выставляет оценку. Длительность игры 1-1,5 часа.

Оборудование: маршрутные листы, карандаши, секундомер, спортивный инвентарь для проведения эстафеты, бланки с вопросами к космической викторине, фигуры из плотного картона для головоломки «Занимательный квадрат» (рисунок 1), схемы ракеты (рисунок 2 и рисунок 3), карточки с заданиями для этапов «Ещё один член экипажа», «Далёкая планета», «Инопланетянин за иллюминатором», бланки с заданиями анаграммы и шифровка, призы для победителей, сувениры для всех участников.

За несколько дней до проведения игры участникам сообщают, что проходит отбор экипажей для участия в космической экспедиции. К далёким планетам полетит тот экипаж, который успешнее других пройдёт все этапы соревнования. Для участия в соревнованиях необходимо сформировать команды, придумать название, девиз, эмблему, которые соответствуют космической тематике. На организационном этапе игры участникам представляют жюри, вручают маршрутные листы, сообщают о порядке прохождения игры: время нахождения на каждом этапе, обязательное выставление баллов по окончании выполнения каждого из заданий. Обращают внимание на графы маршрутного листа место проведения и порядок прохождения (какой порядковый номер будет у этапа).

Маршрутный лист экипажа_________________________________________________

Порядок прохождения Место проведения Название Баллы
    ПРИВЕТСТВИЕ  
    СПОРТИВНАЯ ЭСТАФЕТА  
    КОСМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА  
    КОНКУРС РАКЕТОСТРОИТЕЛЕЙ  
    ЕЩЁ ОДИН ЧЛЕН ЭКИПАЖА  
    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС  
    ИНОПЛАНЕТЯНИН ЗА ИЛЛЮМИНАТОРОМ  
    ДАЛЁКАЯ ПЛАНЕТА  

 Столбец маршрутного листа -порядок прохождения -будет разным у всех экипажей. При его заполнении следует учитывать то, что на этапах «Космическая викторина», «Конкурс ракетостроителей», «Ещё один член экипажа», «Интеллектуальный конкурс», «Инопланетянин за иллюминатором» должен находиться только один экипаж. Время нахождения экипажа на каждом из этих этапов- 10 минут.

1. ПРИВЕТСТВИЕ

Представление команд. Каждая команда объявляет своё название, девиз и демонстрирует эмблему. При оценке жюри обращает внимание на соответствие космической тематике, художественные особенности, креативность участников.

2. СПОРТИВНАЯ ЭСТАФЕТА

Команда строится на старте. По сигналу первый участник бежит до заранее обозначенного пункта, выполняет задание (например: прыжки на прыгалках; метание мяча и пр.) и возвращается, предавая эстафету следующему игроку и т.д., пока вся команда не выполнит задание. Оценка жюри зависит от точности и скорости выполнения задания.

3. КОСМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Вопросы к космической викторине

1. Дата первого полёта человека в космос?

  1. 23 февраля 2000 года
  2. 12 апреля 1961 года
  3. 31 декабря 1990 года

2. Кто является «отцом» космонавтики, человеком, который разработал основные принципы создания космических станций.

  1. К. Циолковский
  2. Ю. Гагарин
  3. В.Терешкова

3. Советский конструктор первых ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики.

  1. К.Циолковский
  2. С.Королёв
  3. А. Леонов

4. Кто из людей первым совершил космический полет?

  1. Г.Титов
  2. Ю.Гагарин
  3. Л.Иванов

5. Как называется спутник Земли?

  1. Титан
  2. Марс
  3. Луна

6. Имя первой женщины-космонавта?

  1. В.Терешкова
  2. С. Савицкая
  3. Е. Кондакова

7. Чем так примечательна планета Сатурн?

  1. Атмосферой
  2. Близостью к солнцу
  3. Наличием колец

8. Какая самая большая планета Солнечной системы?

  1. Юпитер
  2. Меркурий
  3. Земля

9. Какая планета самая близкая к солнцу?

  1. Плутон
  2. Меркурий
  3. Юпитер

10. Какая планета находится между землёй и Меркурием?

  1. Сатурн
  2. Марс
  3. Венера.

11. Какая планета располагается в солнечной системе после Земли?

  1. Марс.
  2. Плутон
  3. Уран

Оценка жюри зависит от количества правильных ответов за отведённое время.

4. КОНКУРС РАКЕТОСТРОИТЕЛЕЙ

Команде предлагается cконструировать ракету по рисунку

из деталей головоломки «занимательный квадрат»

В случае затруднений команде предлагается подсказка –

5. ЕЩЁ ОДИН ЧЛЕН ЭКИПАЖА

Команда получает задание: нарисовать собаку, которая тоже отправится в полёт с экипажем. Каждый участник получает карточку с обозначением той части собаки, которую ему необходимо нарисовать (глаза, уши, лапы, хвост, туловище и т.д.). Карточки выдаются в произвольном порядке. Например: у первого участника- хвост, у второго- лапы, у третьего- глаза и т.д. Конкурс поводится в виде эстафеты: ватман расположен на некотором расстоянии от линии старта. По команде первый участник добирается до него тем способом, которым указывает член жюри (ползёт, бежит, прыгает на прыгалках и пр.), рисует ту часть, которая обозначена на его карточке, перемещается обратно и передаёт эстафету следующему участнику. Конкурс считается законченным, когда все карточки были использованы и собака нарисована полностью или по истечении времени. Жюри оценивает качество изображения.

6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Командам предлагается разгадать анаграммы и шифровку. Жюри оценивает правильность выполнения задания.

Анаграммы:

МОСОСК- космос
ЕТПАНАЛ- планета
ЛЁЗЗОДТВЕ- звездолёт
КАЛАКГАТИ- галактика
РОИДАТЕС- астероид

Шифровка.

7. ИНОПЛАНЕТЯНИН ЗА ИЛЛЮМИНАТОРОМ

Игровое задание: За иллюминатором находится инопланетянин, который без слов (пантомима) объясняет что-то команде, которая находится внутри ракеты, где ничего не слышно…

Инопланетянин (один из членов команды) получает карточку с фразой, которую он должен объяснить команде. Задача команды - точно воспроизвести вслух фразу, написанную на карточке.

Примерные задания для пантомимы:

  1. Открываю глаза - надо мной звездное небо
  2. Я оказался в лапах пришельцев

8. ДАЛЁКАЯ ПЛАНЕТА

На протяжении всего соревнования, на каждом этапе экипажи получают карточки с буквами. По возвращении со всех этапов, команде необходимо сложить все буквы в название планеты. Например: ПЛУТОН, САТУРН. Жюри оценивает правильность и скорость выполнения задания.

После суммирования всех набранных экипажем баллов жюри объявляет победителя, вручает призы и сувениры участникам.