Урок математики во 2-м классе на тему "Знание таблиц сложения в пределах 20. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить знания таблиц сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
  • отрабатывать навык употребления названий компонентов сложения в речи;
  • отрабатывать умение различать простейшие геометрические фигуры;
  • воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, любовь к природе, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации осенней природы, птиц (стрижа, грача, гагары), иллюстрации белки, грибов;
  • осенние листья из бумаги с примерами;
  • волшебная цепочка примеров на геометрических фигурах с заданиями Незнайки;
  • таблица с примерами на логическое мышление;
  • светофоры у детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, к нам на урок сегодня опять пришел Незнайка. Он хочет поучиться у вас и задать свои примеры. Начнем.

2. Устный счёт.

Посчитать от 0 до 20 и обратно.

Назвать числа:

  • предыдущие 11, 14, 20;
  • следующие за числом 9, 17, 19;
  • больше 17 на 1, 18 на 2;
  • меньше 14 на 1, 16 на 3.

Решить задачи:

Девочки 1 класса для урока труда собрали 9 кленовых листьев, а мальчики 7 березовых листьев.

Поставь вопрос к задаче, чтобы задача решалась:

а) сложением;

б) вычитанием.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем повторять изученные табличные случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

4. Работа по теме.

А) Беседа об изменениях в природе осенью.

- Какое сейчас время года?

- Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

- Что делают многие птицы с наступлением холодов?

- Какие птицы покидают наши края?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с птицами, которые покидают наши края и отправляются в теплые страны. Мы отправляемся на прогулку в осенний парк. Посмотрите на деревья! Как они красивы! Но как много уже опавших листьев. А листья эти не простые, а волшебные: они нам помогут узнать еще птиц, улетающих в теплые края.

Б) Работа в тетрадях.

Вызванный ученик к доске должен будет снять листочек с записанным на нем примером, пример прочитать, записать на доске, остальные учащиеся - в тетрадях, решить. Ответ записать в соответствии с заданной буквой в таблицу на доске. (На доске представлены числа с соответствующими им буквами: 1 – а, 4 – г, 7 – ж, 9 – и, 16 – р, 17 – с, 18 – т, 19 – ч). И мы сможем прочитать слова, если примеры будут решены правильно.

10 – 1 + 8 = 17

13 – 3 – 1 = 9

 9 – 2 + 9 = 16

12 – 2 + 8 = 18

 8 + 9 – 10 = 7

 6 + 3 – 0 =9

10 – 2 + 8 = 16

3 + 7 + 9 = 19

8 – 6 + 2 = 4

3 + 8 – 10 = 1

7 – 2 + 4 = 9

 

 

17

18

16

9

7

9

С

Т

Р

И

Ж

И

 

4

16

1

19

9

Г

Р

А

Ч

И

Прочитаем получившиеся слова. Посмотрим на иллюстрацию на доске. Найдем этих птиц в осеннем парке. Стрижи улетают ранней осенью, когда насекомых становится все меньше, так как основная пища стрижей, так же как и ласточек – насекомые, которых птички хватают прямо на лету. Поздней осенью едва ли ни последними улетают на зимовку грачи. А часть грачей остается зимовать здесь, и тогда можно их видеть в стаях ворон. И зимой важно позаботиться о птицах. Как мы, люди, можем помочь птицам?

В) Задание Незнайки.

- Незнайка внимательно слушал вас. Вы хорошо работали. Но Незнайка приготовил задание для вас и думает, что пора выполнить и его. Приготовились. Решив правильно примеры, мы сможем прочитать слово. Ребята, решаем любой пример, не забываем правильно называть компоненты действия сложения. И, конечно, внимательно работают контролеры. А ученик, выполняющий задание, следит за сигналом светофора.

9+3

5+6

7+8

6+9

7+7

9+8

5+7

8+8

- Что же говорит нам Незнайка? Читаем хором.

О

Т

Д

О

Х

Н

И

!

 
Г) Выполняется физминутка.

Д) Работа с геометрическим материалом.

- Давайте вспомним, все ли птицы, перебираясь в теплые края, летят? Какая птица до места зимовки идет пешком?

- Да, это коростель.

- А сегодня мы узнаем, какие птицы большую часть пути до места зимовки плывут. Решив правильно цепочку примеров, мы сейчас это и узнаем. Прочитав названия птиц, которые записаны на доске, и числа, соответствующие названиям птиц.

На доске:

Утка - 12

Кукушка – 14

Гагара – 13

- Посмотрите на цепочку. Как называются геометрические фигуры, используемые в записи данного задания?

- Какая фигура лишняя? (Овал.)

- Почему?

- Теперь выполните вычисления. Сколько получили?

- Какая птица плывет до места зимовки? Прочитаем. Посмотрим на иллюстрацию парка.

Внешне гагары похожи на уток, но в отличие от них, гагары плохо летают. Поэтому большую часть пути плывут до зимовки, а не летят. Зимуют они в водах Балтийского моря (море согревается теплым течением и не замерзает).

Е) Решение задачи.

- С деревьев в парке облетели листья. Но что мы увидели на веточках дерева?

- Как грибы попали на ветки, как вы думаете?

- Да, белка – зверек запасливый. С утра до вечера хлопочет, еду себе запасает. Зато зимой голодать не будет. Какие еще запасы, кроме грибов, делает белка?

- Сколько грибов на первой веточке? Сколько - на второй? (6; 4)

- Составьте задачу, чтобы она решалась действием сложения.

- Рассказать задачу.

- Запишем краткое условие и решение задачи на доске и в тетрадях.

- Сколько грибов уже сушит белочка? (10)

5. Итог урока.

- На этом заканчивается наша прогулка по осеннему парку. Как много мы узнали нового! Повторили то, что знали.

- Что делали? Что узнали нового? Что вспомнили?

- Молодцы! Хорошо потрудились.