Урок географии "Охрана природы и охраняемые территории"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Учебник: А.И. Алексеев «География России».

Ход урока

Звучит музыка

У: Сегодняшний урок я начну стихотворением Виктора Бокова

Слайд 1

Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба .
Иесли ты причастен к ней –
Россия не с гор берет начало, а с тебя!

У: Красота природы – это не только эстетическое чувство, но и родная земля. Но всего этого может и не быть. Человек вторгается в природу иногда бездумно, не задумавыясь о последствиях.

У: Скажите, что может нарушить природное равновесие?

Д: …

У: Масштабы влияния хозяйственной промышленности на природу в наше время стали таковы, что сейчас надо спасать природу от разрушения, влияния цивилизации, а значит охранять ее. Охрана природы – это не только специальная система мер, направленных на предотвращение исчезновения природных ресурсов. Словами русского писателя Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вы видите какая тесная взаимосвязь между понятиями природа и Родина.

У: Тема урока «Охрана природы и охраняемые территории России».

Слайд 2

У: Теперь выделим основные принципы охраны природы:

Слайд 3

  1. Сохранить разнообразие и красоту природы.
  2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.
  3. Помнить о существующих в природе взаимосвязей.

Не случайно 22 апреля объявлен Днем охраны природы.

У: Приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемым природным территориям.

У: Что значит особо охраняемая территория?

Д: …

Слайд 4

У: Охраняемая природная территория – это участки земли, где расположены природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, эстетическое значение, они изъяты из хозяйственной деятельности, установлен режим особой охраны.

У: Какие вы уже знаете охраняемые территории.

Д: Заповедники, заказники, национальные парки.

У: Ботанические сады, памятники природы, парки, санаторно-курортные зоны.

Слайд 5

У: Остановимся на трех охраняемых территориях. Посмотрите на карту «Особо охраняемые природные территории России». Заповедников в России более 100. Вспомним, что такое заповедник.

Д: ….

Слайд 6

У: Заповедник – главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека

Они разные поп площади, например, Галичья Гора в Воронежской области имеет площадь 231 Га, а Таймырский заповедник раскинулся на 1,5 млн гектар

Срок функционирования тоже разный, некоторые существуют более 60 лет. Заповедник носит статус биосферного. Такой статус дан заповедникам, где природные ландшафты не утратили своих первозданных черт.

У: Одним из видов охраняемых природных территорий являются заказники.

У: Чем отличаются заказники от заповедника?

Д: …

У: На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.

У: В последнее время в нашей стране получают распространение национальные парки.

У: Чем отличается национальный парк?

Д: …

У: Здесь характерно сочетание задач охраны природы с использованием земель для контролируемого массового отдыха и туризма. В России из более 35.

У: А у нас в Краснодарском крае есть охраняемые территории?

Д: ….

Слайд 7

У: 19 заказников, большое количество растений и животных занесены в Красную книгу.

Слайд 8

Вспомним последнюю экологическую экспедицию «Субтропики 2006», побывав в Сочинском национальном парке, а именно в Тисо-самшитовой роще, с какими растениями, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края, вы познакомились?

Д: …

У: Тис ягодный, Самшит Калхитский, Подснежник Кавказский

Слайд 9

У: Мы очень часто ходим с вами в походы и сейчас с вами выработаем природоохранный кодекс туриста для учащихся нашей школы, который будет отражать правила поведения туристов во время экскурсий, походов и путешествий.

1 группа разрабатывает правила установки бивуака (стоянка туристов)

2 группа правила поведения на маршруте

Дети зачитывают правила

У: Просмотрим, как усвоили основные правила поведения в природе и выясним в процессе теста, кем является человек для природы.

Тест

  1. Захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище (ДА)
  2. Для костра наломай веток с ближайших деревьев (НЕТ)
  3. Гулять в лесу лучше по тропинкам (ДА)
  4. Если хочешь сделать девушке приятное, собери букет из лесных цветов (НЕТ)
  5. Шум – враг лесным жителям (ДА)
  6. Редкие растения и животных охранять нет смысла, веди они все равно вымрут (НЕТ)
  7. В местах, где живут редкие растения и животные, можно создать заповедник (ДА)

Не сомневалась я, что все у нас получится.
Все знают, как природу охранять,
И кто особенно старался,
В журнал получит «хорошо» и «пять».
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

Слайд 10

Домашнее задание: п.42, подготовка презентаций «Охраняемые территории».