Россия при Павле I. Таинственный император

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (317 кБ)

Загрузить презентацию (60 МБ)


Учебник: Данилов А.А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI–ХVIII век. Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2009.

Форма урока: изучение нового материала.

На уроке используются технология личностно-ориентированного обучения на основе учебного материала и информационно – коммуникационная технология, элементы ролевой игры.

Цель урока:

  • выявить противоречивый и непоследовательный характер внутренней политики Павла I;
  • способствовать формированию личностного отношения к данному историческому деятелю;
  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее;
  • способствовать развитию умения анализа материала, работы с историческими документами, таблицами;
  • способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения.

Задачи.

Образовательная: ознакомить учащихся с ходом и результатами развития России в конце ХVIII – начале XIX века.

Развивающая: продолжить формирование умений работать с историческими документами и картой, анализировать и делать выводы. Создать условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа. Способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения индивидуальных заданий.

Воспитательная: прививать любовь и уважение к родной истории, развивать интерес к деятельности исторических личностей.

Оборудование: презентация, карта. Тест (Симонова Е. В. Тесты по истории России: 7 класс: К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л. Г. История России. Учебник для 7 кл. – М.: Экзамен, 2010; Андреевская Т. П. Тесты по истории России: 7 класс: К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л. Г. История России. Учебник для 7 кл. – М.: Экзамен, 2005.), учебник.

Ход урока

I. Организационный момент (0,5 минуты).

II. Опрос (5-7 минут).

1. Тест по ранее изученным темам. (Слайд №2)

(Цель – подготовка к ГИА, ЕГЭ).

III. Изучение нового материала. (30–35 минут).

1. Учитель: В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

Давайте совершим исторический экскурс и посмотрим на “таинственного” императора (заранее подготовленный ученик представляет Павла I, диктующего свои указы секретарю – сценка).

Учитель: таинственный российский император - Павел I. Почему таинственный? Да, потому, что в исторической науке за два столетия так и не сложилось единого взгляда на личность императора и его деятельность. По сути, существуют две противоположные оценки павловского царствования. Первая – однозначно негативная. Деятельность Павла называется капризами сумасшедшего, которая привела все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О. Ключевский, Н.К. Шильдер). Вторая точка зрения – позитивная, оценивающая Павла, как царя-реформатора, имевшего чёткую программу действий, целью которой была борьба с надвигавшейся революцией. (М.В. Клочков, Н.Я. Эйдельман).

Определение темы и цели урока (2 минуты) – сегодня вам предстоит дать оценку Павлу I и его политике. (Слайд №4)

Учитель приглашает к доске учащегося, заранее подготовившего характеристику событий повлиявших на становление личности Павла I. (Слайд № 5, 6, 7, 8, 9)

С 1761 г. главным воспитателем Павла был назначен Н.И. Панин. Сторонник Просвещения, он мечтал воспитать из Павла идеального государя для России. И действительно по воспоминаниям современников, молодой Павел был хорошо образованным романтическим юношей. Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право, были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней.

В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской. Юноша без памяти влюбился в молодую жену, но счастье было недолгим - спустя три года она умерла родами. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской (Марии Федоровне).

В 1781–1782 гг. Павел и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе. Во время поездки Павел вел себя неосторожно, открыто критикуя политику Екатерины. Это стало известно Екатерине, которая по возвращении сына удалила его от двора, подарив Гатчину, где Павел проводил отныне большую часть времени.

Однажды Павел Петрович читал газеты о событиях Французской революции в кабинете императрицы и выходил из себя. “Что они все там толкуют! Я тотчас бы все прекратил пушками”. “Vous etes une Bete feroce (Вы жестокая тварь), или ты не понимаешь, что пушки не могут воевать с идеями. Если ты так будешь царствовать, то не долго продлится твое царствование”- возразила Екатерина.

Как этот эпизод характеризует Павла I?

Просвещенческим идеалам гражданской вольности Павел противопоставлял идеалы средневекового рыцарства с его представлениями о благородстве, верности, чести, служении государю. Это была “рыцарская консервативная идея наперекор “свободе, равенству и братству,… Рыцарство против якобизма”.

Остальные, слушая, обдумывают ответы на следующие вопросы, написанные на доске:

  • В чём причины резкого изменения характера Павла к моменту вступления на престол?
  • В чём причины изменения политических взглядов Павла?

2. Внутренняя политика Павла I.

Учитель: давайте попробуем определить, исходя из высказываний Павла I, какую общую направленность будет иметь внутренняя политика, проводимая им.

  • “Блаженство всех и каждого!” главный принцип, провозглашённый императором.
  • “В стране нет вторых, только первый – и все остальные”.
  • “…каждый подданный имеет значение, поскольку я с ним говорю и до тех пор, пока я с ним говорю. Я – ваш закон!” (Презентация, слайд № 10, 11, 12)

Сообщение учащегося с опорой на свою презентацию по вопросу:

- Экономика в правление Павла I (отдельная презентация).

Обобщив ответы учащихся, учитель предлагает прейти к непосредственному анализу внутренней политики Павла I , заполняя по ходу следующую таблицу. (Приложение)

Внутренняя политика Павла I.   С целью экономии времени основные мероприятия заранее занесены в таблицу, которая в виде распечатки подготовлена для каждого учащегося.

Анализ политики по отношению к крестьянству (Презентация, слайд № 11) можно начать с вопросов:

  1. Каким было положение крестьян при Екатерине II?
  2. Менялось ли это положение теперь? Каким образом?

Обобщение учителем политики Павла I по отношению к крестьянству. Она может быть следующей.

Учитель: Впервые в истории страны крепостным приказано было присягать вместе с вольными, раньше за них это делали помещики. Армия сократилась примерно на 1/3. Крестьянам прощена недоимка в размере 7.5 млн. рублей. Это 1/10 бюджета страны. Недоимка покрывалась за счёт обложения благородного сословия. Разрешены были крестьянские жалобы. У царского дворца одно время стоял ящик, куда всякий мог бросить жалобу или прошение. Провисел он недолго, т.к. некоторые использовали его для сведения личных счётов, какие-то шутники стали бросать туда карикатуры на царя. Запрещалась продажа крестьян без земли. Барщина была ограничена тремя днями, но указ, вводивший это изменение, был изложен в форме поучения. Крестьянам было предписано безропотно повиноваться помещикам. Для усмирения волнений направлялись войска, которые жестоко расправлялись с восставшими.

Мероприятия по отношению к дворянству. (Презентация. Слайд №12)

Вопросы классу.

  • Можно ли, объединив мероприятия, выделенные курсивом, назвать “Разжалованной грамотой дворянству”? Почему?
  • Была ли политика по отношению к дворянству противоречивой? Если да, то докажите.

Сообщение ученика о результатах внутренней политики Павла I (индивидуальное опережающее задание).

  • Каков же общий итог этих преобразований?

Учитель: Павел I был убежден, что он должен не только управлять своими подданными, но регламентировать их жизнь, хозяйство, быт. По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, сапоги. Петербург по императорским указам должен был засыпать в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра.

3. Внешняя политика Павла I.

Видео фрагмент: “Внешняя политика Павла I”. (Слайд № 13)

Учитель: на странице 209 учебника помещена карта “Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова”. Обратите внимание какой большой и трудный путь преодолели русские солдаты и, если бы не А. В. Суворов, возможно многие из них так и не смогли вернуться на Родину. За этот подвиг А. В. Суворов был удостоен звания генералиссимус.

Победами над Францией в итоге сумели воспользоваться лишь союзники России. Павел пошел на сближение с Францией. Конечной целью этого союза были изоляция не только Британской, но и Османской империи. 1801 г. он объявляет о прекращении всяческой торговли с Англией. Это решение ударило бы по экономическим интересам России. Поэтому оно во многом ускорило назревший переворот.

Вопрос классу.

1. Какое влияние оказала внешняя политика на внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в России?

4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Презентация (Слайд № 14, 15)

Учитель: резкие повороты во внутренней и внешней политике за короткие сроки, неуравновешенность императора, отмена привилегий дворян вызвали недовольство широких кругов дворянства.

На фризе Михайловского замка, была выбита надпись: “Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней”. Некая юродивая, обитавшая на Смоленском кладбище, предрекала, что император, хозяин Михайловского замка, проживет ровно столько лет, сколько букв на этой надписи. Букв было 47. Императора убили на 47-м году.

“Хотя многие имели все основания забыть о Павле, фактически то, что он совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи”.

5. Анализ исторической личности.

Презентация. (Слайд № 16, 17)

Вопросы к классу.

  • Как относились потомки к личности Павла I?

Учитель:

- Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу: Можно ли поставить в один ряд Павла I с Петром I и Екатериной II? Кто же Павел I: деспот или “романтический император”?

(Можно использовать, заранее приготовленные листы с напечатанными на них эпитетами “романтика рыцарства, несдержанность, недальновидность, неуравновешенность, вспыльчивость, желание реформаторствовать, деспот, самодур”)

Ответы детей.

Неудавшийся реформатор.

6. Закрепление. (5-7 мин.)

Презентация. (Слайды № 18-22).

Выставление оценок, анализ и самоанализ работы на уроке.

Литература

  1. Учебнику “История государства и народов России”, 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  2. Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России. 7 класс
  3. Презентация и разработка урока Эсманской А.Г. “Правление Павла I”.
  4. Головатенко А. Павел I: самодур или реформатор? История. “Первое сентября”. 2002, №25-26
  5. Захаров В.Ю. Феномен Павла I // История и обществознание в школе. 2005, № 2.
  6. Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 2004.
  7. Г. Чулков. Императоры.
  8. История России 16-18 вв. Хрестоматия. 7 класс.
  9. Е.В. Анисимов, А.Б. Каменская России в 18 - первой половине 19 в.

Интернет ресурсы:

  • lesson-history.narod.ru
  • Википедия. ru.wikipedia.org