Интегрированный классный час "Гении России"

Разделы: Химия, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки.

Задачи.

  • Развитие информационно-познавательной компетентности учащихся.
  • Стимулирование творческой активности учащихся.
  • Побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию.
  • Воспитание уважения к книге, знаниям, истории русской науки.

Иллюстративный материал: выставка трудов М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, монографий, посвящённых жизни и творчеству М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина.

Оборудование: презентация, подборка литературы, разрезной фотоальбом, компьютер, проектор.

Участники мероприятия: ведущий, учащиеся, учитель химии, учитель географии, учитель физики, учитель литературы, учащиеся.

Ход мероприятия

1. Настрой. (Слайд презентации №1)

Звучит музыка А. Скрябина. Прелюдия №4.

На фоне музыки ведущий читает отрывок из “Оды на день восшествия на… престол… императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” М.В.Ломоносова.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

- Глубокой верой в русский народ и твёрдым убеждением в его талантливости, гениальности проникнуты эти строки М.В. Ломоносова.

2. Введение в информационное поле.

Учитель литературы:

- Тема нашей сегодняшней встречи “Гении России”. Но что значит само понятие “гений”? Конечно, это слово вам знакомо. Вспомните, в каких ситуациях вы его слышали? Кого называют гением?

- А теперь прочитаем мысли о гениях великих людей. (Работа в группах, каждой из которых предложена одна из цитат)

Бесспорных гениев, с бесспорным “новым словом” в нашей литературе было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь. (Ф.М.Достоевский)

Гений есть общее добро; в поклонении гению все народы родня! и когда он безвременно покидает землю, все провожают его с одинаковою братскою скорбию. Пушкин по своему гению был собственностию не одной России, но и целой Европы. (В.А.Жуковский)

Гений, -я, м.1 Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого. 2.Человек, обладающий такой способностью. Ломоносов был гением. 3. В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, позже – вообще олицетворение добра, зла и т.п. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает благотворное влияние на кого-н.)

- Итак, о каких людях мы поведём сегодня наш разговор? (Сл. №2)

3. Исследование.

М.В. Ломоносов (1711–1765)

Ведущий: (Сл. №3-4)

Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря,
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям…

- Перед нами стихотворение А.С.Пушкина “Отрок” (1830). Имя отрока угадывается мгновенно. Это М.В. Ломоносов. Да и всё, о чём говорится в стихотворении общеизвестно.

Ученик 1:

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии (ныне село Ломоносово) в семье государственного крестьянина, занимавшегося морским промыслом. Ломоносова обучил грамоте дьячок местной церкви. Юноша Ломоносов помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма. Пристрастившись к чтению, он потянулся к знаниям. С детства вместе с отцом ловил рыбу в суровом Северном море. Однако интерес к науке заставил его покинуть родительский дом. В 1730 году вместе с рыбным обозом М.В. Ломоносов ушёл в Москву. В Москве он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Трудно пришлось Михаилу Васильевичу – отец был против его учёбы и отказался присылать деньги на содержание в академии. Порой ломоть хлеба да чашка кваса составляли весь дневной рацион. Однако пищи для ума было предостаточно. Ломоносов упорно трудился. В классе он был переростком – сел за парту с ребятами намного младше его. Но очень скоро стал лучшим учеником, первые три класса Ломоносов закончил за один год, и после окончания академии был приглашён в Петербургский Университет. Случай исключительный – М.В.Ломоносов принадлежал к крестьянскому сословию. Даже в Академии он не имел права получать образование, поэтому при поступлении сказал неправду, выдав себя за дворянина. Когда же открылась истина, то за его неутомимое усердие Ломоносову дали возможность закончить образование в Академии. (Сл. №5-6)

Ученик 2:

В январе 1736 года Ломоносов становится студентом Петербургского Университета. Академия наук России организовывала многочисленные экспедиции для изучения природных богатств страны. Возникла нужда в учёных. Поэтому было решено послать учиться в Германию трёх лучших студентов, в их числе был М.В.Ломоносов. В Германии преподавали передовые учёные своего времени. Во время учёбы Ломоносов усвоил лучшее, чем обладала в то время западноевропейская естественнонаучная мысль; здесь он выработал свой метод научных исследований. Познакомившись с теорией строения вещества английского учёного Р.Бойля, Ломоносов начал разработку собственного учения о строении материи. Здесь же у него зародилась мысль о создании собственной научной картины мира. (Сл. №7)

Ведущий:

Тема науки и в литературном творчестве Ломоносова была одной из самых главных. Вот что он говорит о её пользе для каждого человека.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Учитель химии:

Первой известной работой Ломоносова в области химии была “Элементы математической химии”. В отличие от большинства химиков своего времени, считавших химию искусством, он впервые определяет её как науку: “Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное”. В 1745 году за работы в области химии Ломоносову было присвоено звание профессора. Он стал первым русским академиком. Огромным достижением было строительство химической лаборатории. В ней Ломоносов исследовал процессы горения. Он сформулировал и доказал основополагающий закон химии – Закон сохранения массы веществ, опровергнув теорию существования “теплорода” - невесомой жидкости, которая переливалась из одного тела в другое. В химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления прозрачных и непрозрачных стёкол. Эту технологию он решил использовать для промышленного получения изделий из цветного стекла. (Сл. № 8)

М.В.Ломоносов создал стекольную фабрику. Это было передовое художественно-промышленное предприятие России XVIII века. Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице. На фабрике изготавливались нужные в быту вещи, а также смальта для мозаичных работ. Из разноцветного стекла он выложил панораму, увековечившую память о Петре Великом – “Полтавская баталия”. Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано сорок мозаичных работ, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре. (Сл. №9)

Учитель географии:

Ломоносов был убеждён: “России могущество будет прирастать Сибирью”, и в работе “Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” собрал все ранее имевшиеся сведения о попытках подобных путешествий и обосновал возможность плавания Северным морским путём. (Сл. № 10)

Учитель литературы:

После возвращения из Германии Ломоносов работал в Петербурге. Он проводил исследования минералов, образцов руд металлов, продолжал заниматься вопросами языкознания. Его оды, написанные чистым литературным русским языком, были прекрасным примером нового стихосложения. Ещё во времена учёбы, слушая лекции по немецкой грамматике, он думал о несовершенстве родной грамматики в сравнении с грамматиками других народов. В 1755 году вышла в свет “Российская грамматика” Ломоносова, в которой впервые в истории отечественного языкознания он дал свод правил русского литературного языка.

Ученик 3:

“Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”, - пишет А.С.Пушкин в 1833. А далее он называет Ломоносова “источником нашего поэтического языка”. И не случайно. Именно Ломоносову покорился тот речевой хаос, который царил тогда в русском языке. Идея его теории “о трёх штилях” гениально проста: речевая деятельность с учётом жанра и стиля, которые в свою очередь зависят от ситуации речевого общения. Гениальный учённый и знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий. Очень многие из составленных им понятий употребляются и поныне, например: магнитная стрелка, земная ось, кислота и прочие. Без перевода оставил только те, которые или затруднительно было перевести, или они очень прочно вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт – горизонт, вместо препорция – пропорция. (Сл. №11)

Ученик 4:

В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий. Произведения Ломоносова были проникнуты идеями просвещения, стремлением прославить свой народ и Родину. Ломоносов начал писать стихи ещё во время учёбы в Славяно-греко-латинской академии. Он разработал собственную систему стихосложения. Свои предложения он изложил в “Письме о правилах российского стихотворства”, первая ода, написанная новым способом стихосложения, была “На взятие Хотина”. Становление личности Ломоносова пришлось на период национального самосознания, вызванного военными победами Петра I и его преобразовательской деятельностью. Для Ломоносова Пётр I оставался идеалом человека и монарха, что нашло отражение в его литературном творчестве и с особой силой выразилось в героической поэме “Пётр Великий” и в “Слове похвальном... Петру Великому”.

Хорошо зная русские летописи и европейские источники, Ломоносов использовал их в исторических работах. Он написал историю Киевской Руси, где поставил вопрос о происхождении восточных славян, высоко оценив их культуру.

Учитель физики:

М.В.Ломоносов занимался изучением труднейших проблем физики. В созданной им теории, основанной на достижениях науки своего времени, дано объяснение многих физических явлений. Ломоносов показал природу твёрдых тел, теплоты и холода, разработал теорию изменения агрегатного состояния и упругости газов.

Огромное внимание уделял изучению атмосферного электричества. Вместе с академиком Г.В.Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причём для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая “громовая” машина. Он показал тождественность атмосферного электричества с электричеством, получаемым от электростатической машины.

Крупнейшим достижением Ломоносова в области астрономии было открытие в мае 1761 года атмосферы на Венере. Наблюдая в домашней обсерватории прохождение планеты по диску Солнца, Ломоносов обнаружил в момент “касания” светящийся ободок вокруг Венеры и истолковал это явление как преломление солнечных лучей в её атмосфере. Видное место в творчестве Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Оптико-технические работы российского учёного намного опередили науку его времени. (Сл. № 12)

Ученик 5:

4 апреля 1765 года М.В.Ломоносов умер. Смерть Ломоносова была невосполнимой утратой для русской науки. Гений его смело вторгался во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником. (Сл. № 13)

В 1760 году М.В.Ломоносов был избран почётным членом Шведской Академии наук. В 1763 году Ломоносов избран почётным членом Петербургской Академии художеств. В 1764 году Ломоносов был избран членом Болонской Академии наук (Италия).

Живший в эпоху, когда химия только зарождалась как наука, Ломоносов смог дойти до таких обобщений, которые и сегодня лежат в основе физической и химической науки. Он первый указал путь, по которому пошли многие учёные. Для передовых русских учёных XVIII–XIX веков труды Ломоносова были богатейшей сокровищницей научных идей, основой многих направлений отечественного естествознания.

В 1956 году была учреждена Большая золотая медаль имени М.В.Ломоносова. Она присуждается ежегодно за выдающиеся достижения в различных областях естественных наук. (Сл. № 14)

Убеждённый в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России, Ломоносов пришёл к мысли о необходимости создания университета в Москве. Он хотел. Чтобы образование стало доступным не только дворянству. Но и выходцам из других сословий. В 1755 году по инициативе Ломоносова и при его участии в Москве был открыт университет. (Сл. №15, 16, 17)

Ведущий:

“С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим...” (В.Г.Белинский, 1834 г.)

А.С.Пушкин (1799-1837)

(Комментарии учеников по слайдам.)

А через четверть века после смерти Ломоносова в старинной дворянской семье в Москве родился тот, кого стали называть основоположником современного русского литературного языка. Это А.С.Пушкин.

Помните Пушкин навал Ломоносова “источником нашего поэтического языка”, а вот что говорит В.Г.Белинский уже о самом Пушкине: “Пушкин расширил источники нашей поэзии”.

Проследим источники гениальности великого поэта. Отец поэта живо интересовался литературой. В доме была прекрасная библиотека, в которой были полно подобраны и русские писатели 18 века, и западноевропейские классики. Вероятно, поэтому Пушкин рано пристрастился к чтению. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского, европейские классики были прочитаны им ещё до поступления в Лицей, куда он был определён двенадцати лет. Чтение литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта.

В доме отца Александр Сергеевич в детском возрасте видел и слышал многих известных русских писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Умный и наблюдательный мальчик многое схватывал из бесед старших. (Сл. № 18)

Уже в лицейские годы проявляются особенности языка Пушкина: ясность, точность, меткость, выразительность и смелая новизна словесных образов. Слава Пушкина – поэта растёт не только среди лицеистов. В январе1815 года на экзамене Пушкин прочитал в присутствии Г.Р.Державина свою оду “Воспоминания в Царском Селе”. Державин был взволнован силой поэтического дарования юного поэта. Маститый поэт екатерининского века увидел в поэте-лицеисте своего достойного преемника. (Сл. № 19)

Поэма “Руслан и Людмила” (Начата ещё в лицее и окончена весной 1820 года)

Считавшийся в то время первым поэтом В.А.Жуковский, восхищавшийся поэмой “Руслан и Людмила”, прислал Пушкину свой портрет с надписью “Победителю-ученику от побеждённого учителя”. (Сл. № 20)

Учитель литературы (комментарий):

Ода “Вольность” (1817) послужила причиной ссылки поэта вначале на юг, а потом в Михайловское.

“Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодёжь наизусть читает их… Пушкина надобно сослать в Сибирь”. (Александр I) (Сл. № 21–22)

Трагедия “Борис Годунов” (1824 -1825).

Своим творчеством, в частности своей великой трагедией, Пушкин, как сказал А.Н.Островский, “дал смелость русскому писателю быть русским”.

Поэма “Полтава” (1828). Пушкин обращается к излюбленной теме Петра I. (Сл. № 23)

Роман в стихах “Евгений Онегин” (1823 - 1830). Около 9 лет, почти половину своей творческой жизни, Пушкин отдал делу создания своего романа, вложив в него плоды “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. (Сл. № 24)

Все эти произведения, написанные в разные годы, так или иначе связаны с Михайловским. Все они хранят, пусть едва уловимые, следы удивительной дружбы поэта с няней Ариной Родионовной. Незаметно для себя Пушкин многое извлекал из долгих вечерних бесед с няней. С её слов он записал семь сказок, так хорошо известных нам сейчас, так восхищающих нас удивительным русским языком. (Сл. № 25)

Ведущий: (Сл. № 26–28)

Медалью Пушкина награждаются граждане за заслуги в области культуры, просвещения, гуманитарных наук, литературы и искусства, за большой вклад в изучение и сохранение культурного наследия, в сближение и взаимообогащение культур наций и народностей.

4. Иллюстрация.

Просмотр фрагмента фильма-сказки по произведению А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.

5. Вывод.

Ведущий:

“Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник...”. А.С.Пушкин. 1825 г.

Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую. Как Ломоносов был отцом русской науки, так Пушкин стал родоначальником новой русской литературы.

6. Рефлексия.

- Что нового для себя вы сегодня узнали?

- А что полезного?

Литература

1. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. /Сост. Т.С.Буторина. – М.: Педагогика, 1991.

2. Ломоносов М.В. Разрезной фотоальбом. – М.: “Планета”,1975.

3. Михайловское. /32 открытки. – М.: “Изобразительное искусство”, 1981.

4. Манолов К. Великие химики. /1 том – М.: “Мир”, 1975.

5. Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 3-х томах.

6. Пушкинский край./ Районная газета. 5 июня 2009 года. - Издатель: МП “Редакция газеты “Пушкинский край”, 2009 №14.