Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

Вся жизнь человека протекает в постоянном общении, поэтому, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, детей обучают правилам взаимодействия с людьми, то есть формируют в них коммуникативные компетенции. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, следовательно, её формированию следует уделять пристальное внимание: она влияет на учебную успешность, от неё зависит эмоциональное благополучие в классном коллективе, она является ресурсом эффективности и благополучия школьника в будущей взрослой жизни.(Слайд №1)

Что же подразумевает под собой понятие “коммуникативная компетенция”? Во - первых, это способность вступать в общение с целью быть понятым. Во - вторых, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. В-третьих, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.(Слайд №2)

Формирование коммуникативной компетенции происходит абсолютно на каждом уроке, но наиболее благодатной почвой для её выработки являются, на мой взгляд, уроки литературы - своеобразные уроки общения. Я расскажу лишь о некоторых видах работы и приёмах, которые помогают мне как учителю формировать коммуникативные компетенции.(Слайд №3)

На своих уроках литературы я использую такие формы работы, которые стимулируют желание вступать в общение с целью быть понятым. К таковым отношу использование структурно – логических схем и таблиц, диаграмм.( Слайд №4,5) Конечно, литературу невозможно уложить в какую-то определённую схему или таблицу: выразить чувства и настроения графически чаще всего нельзя, слово недопустимо заменять схемой, а потому такому виду работы отводится строго нормированный отрезок времени. Цель его – помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим текстом. Таблицы и схемы помогают выделить основные знания и умения, которыми школьники должны овладеть в процессе урока. Большую помощь они оказывают при знакомстве с литературоведческой терминологией (например, в 9 классе при изучении тем “Классицизм” и “Сентиментализм”) Таблицы и схемы предоставляют возможность методически грамотно работать не только с учебником литературы, но и с дополнительной литературой по предмету, расширяя предметный кругозор учеников. Заключительным этапом работы с таблицей станет её озвучивание, то есть превращение её в связный текст. На этом этапе работы даже тот ученик, который не владеет искусством слова в достаточной степени, сумеет вступить в общение, безошибочно воспроизвести литературоведческий материал. Таблицы разного рода использую и при анализе непосредственно художественного произведения (примером может служить таблица, использованная в 9 классе при изучении стихотворения Лермонтова “Пророк”, которая поможет школьникам активно вступить в диалог с учителем и друг другом в сопоставлении образа главного героя в стихотворениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, или таблица, помогающая сопоставить образ России в лирике А.Блока, Н.Некрасова и ранней лирике С.Есенина). В процессе построения схемы или составления таблицы ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, постигает истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и открытий, а, как известно из психологии, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Одновременно с этим мы развиваем ценностно – смысловой компонент: позитивное отношение ученика к самому себе.

На каждом уроке литературы школьник должен проявлять умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. Работая над формированием таких умений и навыков, учитель, словно дирижёр в оркестре, опираясь на знание личностно – ориентированных педагогических технологий, создаёт условия для раскрытия и коммуникативной реализации творческого потенциала своих учеников. Подбор индивидуальных заданий происходит с учётом индивидуальных способностей и возможностей (например, для кого - то – создание альбома иллюстраций к художественному произведению по определённой тематике (“Роль пейзажных зарисовок в рассказе И.А.Бунина “Кавказ” - слайд №7,8), для другого – подбор музыкальных произведений, являющихся иллюстративным материалом к художественному тексту (“Мой Лермонтов”, или “Трудный выбор Григория Мелехова”- слайд №9), или исполнение фрагмента к рассказу А.И.Куприна “Гранатовый браслет”, а для третьих – индивидуальное сообщение по определённой теме с подготовкой компьютерной презентации (очень часто это своеобразные заочные экскурсии, в подготовке которой ученик продумывает цели и задачи экскурсии, её идею, маршрут) или без неё- слайд № 10). Важным этапом в формировании коммуникативной компетенции является этап представления результатов своего труда, это и есть своеобразный показатель сформированности коммуникативной компетенции.

Урок длится всего 45 минут, а успеть сделать необходимо много важного и нужного, поэтому приходится прибегать к такому “модному” сегодня приёму, как создание синквейна. Данный вид работы позволяет выразить свои мысли образно, эмоционально при необыкновенном лаконизме: всего 5 строчек. Школьники всех возрастов берутся с удовольствием за такую работу, но, естественно, в старших классах она приобретает более глубокое содержание (например, создание синквейна в 11 классе на начальном этапе урока по теме “Родина в ранней лирике С.Есенина” подготовит учащихся к итоговому выступлению – выводу в конце урока, или написание синквейна на уроке литературы в 8 классе по теме “Война”, где созданию творческой атмосферы способствует и слайд со статистическими данными, и музыкальное оформление - “Журавли” Гамзатова).(Слайд №11- 14)

Формированию умений выражать свои мысли точно, грамотно, убедительно, выступать перед аудиторией помогает и такая форма работы, как подбор иллюстративного материала из текста художественного произведения (своеобразная исследовательская работа). Например, на уроке в 8 классе при изучении комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”, или Н.В.Гоголя “Ревизор” использую данный вид работы ( на слайде тезис (Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.) и аргументы (1.Действительно, порой речь “скажет” о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

2. Опыт художественной литературы убеждает в правильности этого тезиса. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.),вывод (Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.). Задача ученика - воспроизвести вслух готовое рассуждение с вкраплением в него самостоятельно подобранного иллюстративного материала (цитаты и краткий комментарий к ним) к сформулированным аргументам(Слайд №15). А в старших классах (например, в 11-м не даю готовых тезисов и аргументов) ученики формулируют их самостоятельно – это и есть подготовка к выполнению части С на ЕГЭ. Данный вид работы или ему подобные формируют у учащихся не только устную речь, но и письменную, которая, как известно, и является показателем уровня образованности человека. Итак, данные виды работы и приёмы способствуют формированию умений выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.

Составной частью коммуникативной компетенции являются умения и навыки учащихся вести дискуссию, аргументировать, доказывать. Как правило, дискуссии чаще всего проводятся на заключительных этапах изучения произведения, на проблемных уроках или отдельных его этапах. Не забываю ученикам напоминать правила ведения открытого разговора, спора: 1) Используйте “язык - Я”, то есть начинайте фразу со слов: “С моей точки зрения…” или “То, как я это вижу…”. Такой формой вы показываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции.

2) Уважайте мнение собеседника, спорьте аргументированно ( моё мнение по данному вопросу может быть иным, нежели у школьников: образование, жизненный опыт, возраст… Для меня важно, чтобы высказывания школьников были аргументированными.)

3) Придерживайтесь дружелюбного тона.

4) Помните: цель дискуссии – найти истину, решение, выход из проблемной ситуации. Уроки – дискуссии, или этап урока, имеющий дискуссионный характер, формируют умения формулировать личностную позицию, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои коммуникативные намерения (явно или про себя), умения прислушиваться к мнению своих одноклассников, находить компромисс, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.

Примером урока - дискуссии может стать заключительный урок по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” по теме “За” и “против” Чацкого. Полемика вокруг образа Чацкого или этап урока литературы в 11 классе при изучении поэмы А.Ахматовой “Реквием”. (Слайд №16-18)

Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений, так они наделяют человека “самой главной роскошью – роскошью человеческого общения”, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения. (Слайд №19)

Источники информации.

  1. Н.В.Беляева. Литература 10 класс. Поурочные разработки, М., “Просвещение”,2009г.
  2. И.П.Карпов. Н.Н.Старыгина. Открытый урок по литературе, “Московский Лицей”, 2003г.
  3. Л.И.Тареева, Т.Н.Захарова. Литература. Активные методы обучения. Волгоград, 2008г.
  4. Б.И.Турьянская, Л.Н.Гороховская. Литература в 9 классе. М.,“Русское слово”, 2004г.
  5. А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьника. М., “Владос”, 2001г.
  6. http://www.fsu-expert.ru/master-class/17-03-09.html Мастер-класс “Возможности учебника литературы в формировании коммуникативной компетенции учащихся”
  7. http://rus.goruo.kostanay.kz/22/formir_komp_sch30.doc Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.