Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Получить ответ на вопрос: "Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных?"
  • Развивать внимание, кругозор, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение классифицировать.
  • Воспитывать интерес к русскому языку и культуру речи.

Оборудование: учебники русского языка для 4 класса по программе "Школа 2100" (2004г.), карточки словарных слов, мультимедийное приложение.

Ход урока

1. Организационный момент с использованием демонстрационных карточек со словарными словами:

Доскажи словечко - имя прилагательное:

Настроение у нас : чудесное!

Ждут задания вас : интересные!

На уроке всегда будь : внимательный!

И урок выйдет весь : замечательный!

2. Начнём работу с минутки чистописания. Слайд №2

Пропишите буквосочетания средним соединением: ий ый ой ое ее; нижним соединением ая яя

Спишите предложение. Отгадайте загадку:

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

Как вы понимаете значение слова льняной? (Сделанный из льна). Слайд №3

Лён - травянистое растение, из волокон которого прядут нити, затем ткут полотно.

Подчеркни согласные, мягкость которых обозначена мягким знаком.

Фонетический анализ слова "льняной".

Задание выполняется в тетрадях. Выборочное оценивание.

Проверка: слайд №4

3. Словарная работа.

Я подобрала слова, которые предлагаю распределить в группы по орфограммам. Слайд №5

Праздничный, искусственный, оранжевый, металлический, лестничный, аккуратный, томатный, печальный, фиолетовый, костюмный.

Проверка: слайд №6

лестничный искусственный оранжевый
праздничный аккуратный томатный
металлический фиолетовый
печальный
костюмный

Обозначить выбор группы. Какие слова могли бы попасть в 2 группы (аккуратный, металлический, искусственный).

- К какой части речи относятся данные слова?

- Какие окончания имеют прилагательные? Приведите примеры. Слайд №7

4. Актуализация знаний.

а) Наблюдение за ударными и безударными окончаниями. Слайд №8

Поставьте ударения в словах. Что вы заметили? (Есть окончания под ударением и без ударения).

Можно ли допустить ошибки в написании окончаний имён прилагательных?

В каких случаях? Почему?

б) Вывод: гласные в окончаниях имён прилагательных могут быть ударными и безударными, правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных - орфограмма.

в) Что такое орфограмма? (Написание по правилу)

В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании)

г) Хочу услышать ваши предположения: какова тема урока? (Гипотезы);

какова цель урока?

(Цель нашего урока ответить на вопрос: как проверить безударную гласную в окончании имён прилагательных).

д) Вывод: в словах-вопросах окончание всегда ударное, с их помощью можно проверить написание безударных гласных окончаний прилагательных.

Но есть несоответствие: после мягких согласных пишутся другие буквы. Их нужно запомнить.

е) Почему окончания прилагательных можно проверить с помощью слов-вопросов? (у них всегда ударное окончание).

От какого слова ставится вопрос? (от существительного)

5. Физическая разминка.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику (стр.116, упражнение 200)

7. Слайд №9

Применим новые знания в задании, которые приготовила для вас Мисс Прилагательное.

Спишите предложения, определите окончания, которые необходимо дописать и подчеркните прилагательные.

Проведём соревнование между рядами.

Работа представителей каждого ряда оценивается.

1 ряду. Я люблю скромн.. ветвист.. дерево рябину.

- Разобрать по составу слово ветвистое. Определить грамматическую основу предложения.

2 ряду. Люблю её пёстреньк.. нежные листочки.

- Разобрать по составу слово листочки. Определить грамматическую основу предложения.

3 ряду. Они шелестят даже при лёгк.. ветерке.

- Разобрать по составу слово ветерке. Определить грамматическую основу предложения. Проверка: слайд №10

8. Развитие речи. Подберём антонимы к прилагательным первого столбика. Слайд №11

Объясните выбор гласных в окончаниях имён прилагательных, обозначьте изученные орфограммы в словах.

9. Подведение итогов. Слайд №12

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных? Что было самым трудным на уроке? А самым интересным?

10. Домашнее задание: выполнить упр.№201 на стр.116.