Численность населения России

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • дать понятие новым терминам: «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв»; определить проблемы численности населения, научить читать и анализировать графики, устанавливать по ним изменение численности и естественного движения населения России;
  • развивать аналитические способности, логическое мышление;
  • воспитывать самостоятельность в постижении основ наук.

Оснащение: карта России, карты атласа, таблицы, графики.

Ход урока

Знакомство с новым материалом.

На доске:

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ: «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», «демографическое эхо войны».

План:

  1. Значение географии населения.
  2. Численность населения России.
  3. Демографические кризисы в России.
  4. Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?
  5. Прогноз численности населения России и развитых стран.

Ход урока

I. Значение географии населения.

Вводное слово учителя.

(Слайд 1)

Вы уже познакомились с природой России, которую изучает физическая география. Теперь мы начнем знакомиться с населением и хозяйством нашей страны, которые изучает социально-экономическая география.

Эти два «крыла» географии вовсе не отделены друг от друга непроницаемой стеной. Вы уже знаете, что природа нашей страны сильно изменена человеком. С другой стороны, человек приспосабливается к природе, учитывает ее особенности, заселяя прежде всего наиболее благоприятные для жизни районы, выбирая из многих вариантов ведения хозяйства те, которые возможны и эффективны в конкретных условиях каждой территории.

(Слайд 2)

Население территории – связующее звено между ее природой и хозяйством. Изучение географии населения России подготовит вас к пониманию географии хозяйства нашей страны (чем вы будете заниматься уже в 9 классе).

Велико значение географии населения для выработки государственной региональной политики, то есть определения того, как государство должно регулировать развитие различных территорий нашей страны. Нужно ли заселять Крайний Север России? Следует ли стимулировать миграцию населения в Сибирь? Надо ли ограничивать рост крупнейших городов? Эти и многие другие вопросы помогает решать география населения.

Каждый из нас постоянно общается с другими людьми, очень разными по возрасту, имеющими различное образование, различную национальность, исповедующими различные религии или атеистами. И ведут себя все эти люди также по-разному. Рассмотрим ряд примеров.

Представьте себе коммерсанта, который дешево купил партию свиной тушенки, надеясь выгодно продать ее в сельской местности Башкирии. Как вы думаете, будет ли ему сопутствовать удача?

Автобус с туристами остановился на берегу бурной горной реки вблизи кавказского селения. «Отдохните, пока я договорюсь об обеде», – сказал инструктор. День был солнечный, и туристам захотелось позагорать. Вскоре берег был усеян загорающими девушками в купальниках и парнями в плавках. Но тут раздался крик возмущенного инструктора: «Немедленно всем одеться!»

Чем он был так возмущен? Почему? Чтобы ответить на подобные вопросы, как раз и необходимо знание географии населения.

География населения отвечает на три главных вопроса – где живут люди, кто они и как они живут. (Слайд 3)

Демография-наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство. (Слайд 4)

Работа с рисунком 196, с. 235. На рисунке показаны разделы географии населения, с которыми предстоит познакомиться учащимся. (Слайд 5)

II. Численность населения России.

(Слайд 6)

Население России на 1 января 2001 года составило 145 млн человек. Точные сведения даёт перепись населения, которая проводится в России один раз в 10 лет. По числу жителей Россия занимает 7-е место в мире после: Китая – 1300 млн, Индии – 1000 млн, США – 270 млн, Индонезии – 212 млн, Бразилии – 160 млн, Пакистана – 147 млн.

(Слайды 7-8)

Задание 1 . Изобразить в тетради численность населения первой семёрки стран в виде диаграммы или графика. Либо проставить численность населения стран и название на готовых диаграммах.

Задание 2. Проанализировать численность населения на территории России в XVIII-XX вв. (по рис. 197, с. 237). Отметить резкое изменение численности, объяснить причину; выделить отрезок спада, объяснить причину. (Слайды 9-10)

Выполнение практической работы

Работа с каждым из графиков состоит из двух этапов:

  1. чтение графика (устная часть работы);
  2. анализ графика (данные анализа записываются в тетрадь).

Работа с рисунком «Численность населения на территории России в XVIII-XX вв.».

  1. Чтение графика.
    а) Что отмечено на горизонтальной оси?
    б) Что отмечено на вертикальной оси?
    в) Сопоставьте показатели по горизонтали и по вертикали, проследите за линией, отражающей изменение численности населения.

  2. Письменный анализ графика.
    а) Проанализируйте изменение численности населения России начиная с 1700 г. с интервалом в 50 лет.
    б) В какие годы кривая, показывающая изменение численности населения России, резко изменяла свой ход? Какие события в нашей стране и мире повлияли на рост или уменьшение численности населения с 1900 по 1950 г.?
    в) Обратите внимание, что с 1990 г. в России начался демографический кризис и наблюдается сокращение численности населения. Определите численность населения России на 2004 и на 2002г. г. по данным таблицы 11 приложений к учебнику. Стр.304 и стр.299

(Слайд 11)

Население России на 1 января 2004 г. оценивалось примерно в 144,2 млн чел. Точные сведения дает перепись населения, которая обычно проводится в России один раз в 10 лет.С ХII в. Проводились переписи подворные, а затем подушные называемые «ревизиями».

Первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 г. В Советском Союзе проведено семь переписей (1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 г. и последняя в 1989 г.). До последних лет не были известны данные переписи 1937 г., так как она дала неугодные сталинскому режиму данные о крупных людских потерях в результате насильственной коллективизации начала 30-х годов и репрессий [1].

Население СССР и России (в млн человек)
Годы СССР Россия
1926 147 92,7
1937 162 104
1939 190,7 108,4
1959 208,8 117,5
1970 241,7 130,1
1979 262,1 137,4
1989 285,7 147

Последняя перепись в России проводилась по состоянию на 0 часов 9 октября 2002 г. Счетчики в течение недели после этого срока совершили почти сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны: его возраст, пол, национальность, гражданство, образование и многое другое. Поэтому мы довольно точно знаем, сколько россиян было 9 октября 2002 г. – 145,2 млн человек.

В Вологодской области 1987 г. – 1 млн. 508 тыс., 2002 г. – 1 млн. 270 тыс., 2004 г. –?

С 1989 г по 2002 г. численность уменьшилась на 6,5 %. В Череповце проживает 323,5 тыс чел. (Смотрите стр. 236 приложение 16, стр.233 приложение 13.)

Вывод: Численность населения России с 1990 года стала падать. А естественный прирост с 1991 года стал отрицательным

Вопрос: Каковы причины снижения численности населения России?

III. Демографические кризисы в России.

Запись в тетрадь 

Демографический кризис – резкое снижение численности населения. (Слайд 12)

Россия находится в состоянии демографического кризиса, т. е. снижения численности населения. Определим причины демографических кризисов:

  1. Революции, войны;
  2. Эпидемии;
  3. Голод.

Запись в тетрадь (Слайд 13)

1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.

2-й демографический кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг .

Потери от 5- 5,5 млн. человек. (Слайд 14) 

3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек. (Слайд 15)

4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах. (Слайд 16)

Запись в тетрадь (Слайд 17)

Население увеличивается или уменьшается по определённым причинам; наблюдаются демографические кризисы и взрывы.

Демографический взрыв – резкое повышение численности населения. (Слайд 18)

Естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность: (Слайд 19)

ЕП =Р > С. (ЕП=Р-С)

Естественная убыль населения – когда смертность превышает рождаемость: ЕУ =С > Р.

Слайд 20

Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей.

Смертность – количество умерших за год на 1000 жителей.

Задание 3.

Познакомьтесь с графиком на с. 238 рис. 198, текстом последнего пункта параграфа 43.

Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов ХХв.?

Ответьте на вопросы по графику. (Слайд 21)

При изучении данного графика обратите внимание на то, что, в отличие от рисунка 197, временной интервал на оси абсцисс составляет не 50, а 20 лет.

Определите, когда начался резкий разрыв в показателях фактической и возможной (гипотетической) численности населения России.

2. Как художественными средствами на графике отражена демографическая трагедия страны?

(Слайд 22)

Рис. 198. Фактическая и гипотетическая (при отсутствии демографических кризисов) численность населения на современной территории России (1900-2000)

IV. Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?

Слайд 23

Чтобы оценить это, надо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать более отдаленные последствия демографических потерь.

В годы Великой Отечественной войны число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960-х гг.,родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньшим, как и число родившихся. Здесь проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет, в начале 1990-х гг , ситуация повторилась («второе эхо войны»).

Демографы рассчитали, что при «нормальном» демографическом развитии, то есть без потерь от войн, голода, отъезда из страны и репрессий, численность населения России к 1995 г. составила бы около 270 млн человек (вместо 148 млн фактически) (рис. 198). Это означает, что с лица Земли исчезла страна, число жителей которой составило бы 122 млн человек – как в современной Японии! Такова оказалась для России цена войн и социальных [1] потрясений. (Слайд 24)

V. Прогноз численности населения России и развитых стран.

Прогноз численности населения России и развитых стран, млн. чел. (Слайд 25)

Страна Численность населения: реальная (1995) и прогнозируемая
1995 2010 2020 2025
Россия 148,3 155,4 153 153
Япония 125,7 129,0 126 126
Германия 81,7 82,8 82,4 76
Франция 58,1 61,1 61,7 64
Великобритания 58,6 59 60 62
Италия 57,7 59 57,8 54
США 263,2 300,8 326,3 338

Повторение

VI. Итог урока.

Слайд 26

Таким образом, со времён образования Российского государства происходило увеличение территории и продвижение населения в зоне приращения. На численность населения влияют демографические кризисы и взрывы. В XX веке Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны, голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – всё это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое.

В XX в. Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны с внешними врагами и россиян друг с другом (Гражданская война), голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – все это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое. Это были не просто количественные, но и качественные потери. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации – самые яркие, выдающиеся личности, храбрые и самоотверженные, активные и самостоятельно мыслящие. Помня об этом, нужно не допускать новых потрясений и потерь и прежде всего беречь людей главное богатство России.

(Слайд 27)

Домашнее задание: § 43стр.221-224; задание №3 выполнить письменно в тетради. Составить родословную.