Урок окружающего мира "Сибирь". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить обучающихся с природными особенностями родного края;
  • полезными ископаемыми и их значении для России;
  • обобщить полученные самостоятельно обучающимися знания о Сибири.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

У. Увидеть красоту вокруг себя, и познакомиться с природными богатствами, можно не выходя из кабинета. Достаточно лишь одного щелчка компьютерной мышкой. Занимайте свои места, усаживайтесь поудобнее, путешествие началось…

2. Актуализация знаний

Ученик читает стихотворение. (Приложение 1, слайды № 1-15)

Реки быстрыми лентами вьются
И поют свои песни о том,
Как кукушки в чащобе смеются
Муравьи строят свой чудо-дом.
Как шумят корабельные сосны,
Тихо плачет берёзка в глуши.
Как сменяются зимы на вёсны
Да шумят над водой камыши.
О Сибирь, как ты величава!
Твоих богатств не сосчитать.
И идёт о тебе чудо-слава!
Учишь ты и любить и мечтать.
Процветай и впредь, край родимый,
Открывай людям тайны свои.
Каждый дань твой пусть будет счастливым
Край надежды добра и любви.

Приложение 1, слайд 16

У. Вы узнали этот край?

– Сибирь. Что представляете, когда слышите это слово? Запишите на листочках.

(Дети выходят по одному и прикрепляют листочки на доску)

– Я вижу что вы дома хорошо познакомились с материалом и наша задача обобщить полученные знания по данной теме.

3. Составление плана урока

Сначала предлагаю отгадать загадки, пусть отгадки послужат нам планом познания Сибири. (Загадки на слайдах 17, 18, 19 Приложения 1)

4. Кейстади

В группы раздаётся текст о Сибири.

Сибирь – большая часть азиатской территории России. От Урала на западе до горных хребтов на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на севере до холмистых степей Казахстана на юге. Площадь около 10 млн. квадратных километров. Делится на Западную и Восточную Сибирь. В Западной Сибири расположена Западно – Сибирская равнина, горы Алтай, Западный Саян, Восточный Саян и другие.
Климат большей частью суровый, резко континентальный. На юге средняя температура января от –16 о С, на востоке Якутии до – 48 оС.
Крупные реки Сибири: Обь, Иртыш, Енисей и Лена. Крупные озёра – Байкал, Таймыр. Большая часть Сибири занята тундрой и тайгой. На юге лесостепи и степи.
В 17 веке казаки и поселенцы начинают осваивать Сибирь Походы русских воевод и Ермака положили начало присоединению Сибири к Российскому государству. Казак Василий Пояров открывает северное побережье Сахалина. Экспедиция Дежнёва и Попова открывает выход к Охотскому морю. Эти землепроходцы начали освоение Сибири.

Вопросы для групп:

– Где расположена Сибирь, каковы её размеры и климат?
– Крупные реки и озёра Сибири.
– С чьим именем связано начало освоения Сибири?

(Приложение 1, слайд 20 о Ермаке)

5. Знакомство с новыми знаниями

– Мы сказали, что здешние края очень суровые. Чем же привлекает сюда людей земля сибирская?
Ломоносов говорил (Приложение 1, слайд 21)

– Чем же богата Сибирь? Сейчас я хочу вызвать помощников, которые помогут мне провести этот этап урока. Саша, Никита и Витя готовили мини проекты о полезных ископаемых и сейчас они представят результаты своих исследовательских работ.

О нефти торфе золоте, граните. (Приложение 1, слайды 24-29).

Нефть

Побывав в музее мы узнали что Сибирь богата нефтью, да и Томской области есть чем гордится. Жидкость маслянистая и хорошо горит. Сначала её использовали для приготовления лекарств и освещения. Сейчас её называют часто «черным золотом», так как люди научились делать из нефти краски, лаки, искусственный каучук, синтетические ткани, пластмассу, духи. В процессе переработки получают бензин, керосин, дизельное топливо. Есть уникальный сорт нефти – конденсат. Его можно использовать для заправки машин прямо из скважины, без какой-либо переработки.
В наше время нефть выходит на первый план среди горючих ископаемых. Её добывать гораздо легче, чем уголь.

Гранит

Когда-то боле 300 миллионов лет назад на юге Томской области сформировался гранитный массив.
Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Начнём наш разговор с рассказа о кварце. Чистые прозрачные кристаллы кварца называют горным хрусталем. Не удивительно, что из одного кристалла можно было вырезать целые предметы: так, в Московской Оружейной палате хранится самовар из горного хрусталя. Слово «хрусталь» произошло от греческого наименования льда, так как он действительно похож на лед.
Это – друза, т. е. сросшиеся кристаллы кварца. Здесь они невелики. Но в природе они вырастают до больших размеров, и образцы в 15-20 кг нередки.

Торф

Во время экскурсии мы обратили внимание на мощный тёмный слой в траншее, проложенной через болото, Учитель рассказал, что это торф важное полезное ископаемое. На уроке, во время практической работы рассматривая это полезное ископаемое, мы определили что, торф тёмно-коричневого цвета, состоит из остатков отмерших растений, которые легко можно отделить друг от друга. Торф лёгкий он легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.
Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Небольшие брусочки прессованного торфа хорошо горят в печах. Им удобряют поля а дачники удобряют им свои огороды. Торф образуется на болотах из остатков растений, которые там: росли. В нашей стране много болот, на дне которых имеются большие запасы торфа. В Западной Сибири несколько тысяч торфяных месторождений, а запасы в них составляют 70% всех торфяных запасов России. Здесь находится крупнейшее в мире Васюганское месторождение. Торф здесь высокого качества.

– Чем ещё богата Сибирь?

О золоте

Золото добывали в Томской области из речных песков, промывая их и просеивая на ветру. Частицы золота очень тяжелые и легко отделялись от легкого песка. Этим промыслом занимались как группы людей, так и одиночки. Прежде, чем пустить в дело золото, содержащееся в этом минерале, необходимо сначала отделить его от породы . В природных условиях золото встречается самородками и золотым песком.
(СЛ.2, 3) Из золота путем плавления получают золотые слитки, а из сплавов золота с серебром и палладием изготавливают ювелирные изделия, монеты, медали, перья для авторучек и многое другое.

Часто нам под ноги попадают различные камни, и как часто мы не понимаем что это великое произведение природы (Приложение 1, слайды 30-37)

Издавна природные сокровища пленяли людей своей красотой. Во многих произведениях Павла Бажова мы встречаемся с этими великолепными творениями природы (мультфильм, Приложение 1, слайд 38)

6. Итог

Вот и заканчивается наше познавательное путешествие по родному краю. Из ваших слов – представлений составьте предложения и сделайте вывод. Стихотворение (Приложение 1, слайды 39-40)