Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы "Юные экологи спешат на помощь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением. Занятие уточняет и расширяет представления детей о живой и неживой природе, учит внимательно и бережно относиться к окружающему миру. А решение проблемных ситуаций развивает у старших дошкольников творческую активность, способствует формированию стремления использовать личный опыт для принятия самостоятельных решений.

Программное содержание:

– познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека), экологи (люди, которые помогают природе);

– расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире;

– уточнить представление о перелетных и зимующих птицах;

– развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации;

– обогащать представление о взаимосвязи животных с окружающей средой;

– формировать практические природоохранные умения;

– способствовать воспитанию гуманного отношения к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой;

– развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, зрительное сосредоточение, зрительную память, быстроту мышления;

– воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;

– воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

– получать удовлетворение от проделанной работы;

– ввести в словарный запас детей слова: эколог, экологическая катастрофа.

Оборудование и материалы: план – схема маршрута; игрушка (муляж) белка; модель “Живое”; галстуки зеленого цвета; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц; иллюстрации (перелетные и зимующие птицы); муляжи обитателей водоемов (рыбы, раки, лягушки, насекомые); мольберт, ткань синего цвета; бросовый материал (коробки из-под сока или молока, проволока); ножницы; проектор; экран; аудиозапись (шума воды в реке, пение птиц).

Ход занятия

Воспитатель приносит в группу конверт, в котором находится письмо и план – схема.

Педагог читает письмо: “Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие. Дорогу вам укажет план – схема. Вас ожидают очень интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка в этом путешествии вам очень пригодятся. Белочка”.

Дети знакомятся с планом – схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: “Речка”, “Лес”, “Лаборатория”, “Мастерская”.

Педагог предлагает отправиться в путешествие

Первая остановка – “Речка”.

Детей встречает белочка и рассказывает о том, что с ней произошло: “Я хочу рассказать вам свою историю. Вчера один мальчик увидел меня в лесу, подкрался тихонько и поймал. Принес меня сюда и бросил. Я осмотрелась по сторонам и увидела, что это не мой дом. Здесь вода, земля, незнакомые растения… Я очень хочу домой, но мне интересно: где я, что вокруг меня. Расскажите мне, пожалуйста, куда я попала”.

Педагог обращает внимание детей на экран, где изображена река и предлагает детям рассказать о том, что они видят.

Рассказ детей. Это река. В реке течет вода. У реки есть два берега. Реки бывают большие и маленькие.

Воспитатель. Расскажите, ребята, кто живет в речке.

Рассказ детей. В речке живут разные речные рыбы, раки, насекомые, растения. К реке приходят животные напиться воды, в реках живут бобры.

(Рассказ детей сопровождается показом иллюстраций, игрушек).

Воспитатель. Все обитатели реки, животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые. Давайте рассмотрим модель “живое” и расскажем белочке все, что мы знаем. Научим ее определять, где живой объект, а где неживой.

Работа с моделью “Живое”.

Дети по очереди берут схемы с условными обозначениями и рассказывают.

(Рассказ сопровождается выкладыванием на фланелеграфе модели “живое”).

Все живые существа дышат – изображение носа;
питаются – изображение тарелки;
растут – изображение дерева низкого и дерева высокого;
передвигаются – изображение ног птицы;
размножаются – изображение цыпленка и курицы.

Воспитатель.

Молодцы, справились с заданием!
Читает стихотворение:
В мире огромном,
В мире прекрасном,
В маленькой речке
Под солнышком ясным
Рыбы и раки,
Жуки – плавуны
Просто не могут без чистой воды!

Воспитатель обращает внимание детей на речку (выложенную на полу из ткани). В ней находится много мусора.

– Но что это в нашей реке? (Ответы детей).

– Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологической катастрофой. Посмотрите на экран. Вы видите, какая беда может случиться с нашей природой.

(На экране появляются изображения лесных пожаров, разлива нефти, мусорные свалки).

– Что нам делать, как нам быть? Как решить нашу проблему? (Ответы детей).

– Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать его в пакет и выбросить в мусорный контейнер. Сейчас мы это сделаем. У меня есть пакеты для мусора. Кто – то из вас будет держать пакеты, а кто – то наденет перчатки и соберет мусор.

(Дети распределяют между собой обязанности и собирают мусор в пакеты).

Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами. Я поздравляю вас и хочу повязать вам специальные галстуки.

– А как вы думаете, почему галстуки зеленого цвета? (Рассуждения детей).

Педагог повязывает детям галстуки.

– Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу и заботитесь о ней.

Слышится шум воды (аудиозапись).

Воспитатель. Ребята, что вы слышите? Это речка благодарит вас за помощь. Теперь вы можете вернуть обитателей в чистую речку.

(Дети берут муляжи обитателей реки, называют их и возвращают в водоем).

Воспитатель. Но нам еще нужно помочь белочке вернуться домой. А где живет белка? Расскажите об этом.

(Рассказы детей).

– Давайте внимательно посмотрим на схему и отправимся дальше по нашему маршруту.

Дети идут в уголок леса. (На экране появляется изображение осеннего леса).

Воспитатель. Белочка, тебе эти места знакомы. Ребята, какое теперь время года по календарю? (Поздняя осень). А по календарю ненцев уже наступила зима: снег лег и не тает, по нему можно ездить на нартах, запряженных в оленью упряжку. Реки начинают замерзать и покрываются льдом. Как вы думаете, белка готова к зиме? Расскажите об этом. (Ответы детей).

На экране появляется изображение белки в зимней серой “шубке”.

– Теперь мы можем оставить белочку здесь – пусть лакомится орешками и грибами.

– Птичьих голосов в лесу стало меньше – куда они подевались? Расскажите. (Рассказы детей).

– Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц? Почему они улетели? (Ответы детей).

– Но не все птицы улетели. Некоторые остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев.

(На экране появляются изображения птиц на зашумленном фоне).

– Скажите, каких зимующих птиц вы узнали.

– Правильно, у нас зимуют воробьи, синицы, снегири, вороны, дятлы, клесты, совы.

– А почему эти птицы не улетают в теплые края?

Дети делают заключение, что для этих птиц зимой есть корм.

Зрительная гимнастика

Птичка крылышки сложила, Движения глаз вверх – вниз.
Птичка перышки помыла,
Птичка клювом повела, Движения глаз вправо – влево.
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки поела, Круговые движения глаз.
Наша птичка улетела.

Воспитатель. Ребята, я надеюсь, что юные экологи хорошо запомнили зимующих птиц. – Пойдем в нашу “Лабораторию” и там поработаем.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель. Вспомните зимующих птиц, которых вы видели в лесу, и обведите их изображения на своих листах.

(Педагог проверяет выполнение задания).

Воспитатель. А сейчас проверим ваше внимание. Проведем игру “Кто лишний?” Я назову несколько птиц, а вы на слух определите ту, которая не подходит к остальным.

(Игра проводится в быстром темпе).

Воспитатель. Давайте, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили, по каким признакам отличают живое от неживого. Возьмите по две карточки с изображением разных предметов. Внимательно посмотрите и определите, к живой или неживой природе относится то, что нарисовано.

(Дети вкладывают карточки в определенный карман, объясняют свое решение).

На экране появляется изображение воробья.

Воспитатель. Настоящие экологи понимают природу и даже понимают голоса птиц. Кто из вас догадался, о чем говорит воробей?

Ребенок читает стихотворение.

– Я – маленький воробей,
Я гибну. Дети, спасите,
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гонял.
Пожалуйста, помогите!
Второй ребенок читает стихотворение.
Я – дятел, пестрый такой,
Я гибну. Дети, спасите…
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек истребил,
Пожалуйста, помогите!

Воспитатель. О какой помощи просят птицы? Что нам делать? Как нам быть? Чем мы можем помочь голодным птицам зимой?

(Ответы детей).

– Давайте посмотрим на план – схему и узнаем, какая следующая остановка у нашего путешествия.

Дети читают название следующей остановки “Мастерская” и идут делать кормушки.

Воспитатель. Ребята, что находится у вас на столах? (Пакеты от сока и от молока). Сегодня мы попробуем ненужные пакеты превратить в полезные вещи. Сделаем из них кормушки для птиц.

– Прежде, чем приступить к работе, рассмотрим алгоритм изготовления необычной кормушки.

(На экране показаны этапы изготовления кормушки. Дети рассматривают алгоритм и рассказывают о последовательности действий).

Изготовление детьми кормушек из пакетов от сока и молока.

(Дети ножницами вырезают отверстие в пакете и прикрепляют проволоку).

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.

Воспитатель. Хорошо потрудились юные экологи. Кормушки получились удобные и прочные. На прогулке мы развесим их на деревьях и насыплем в них корм. Так спасем птиц от зимнего голода.

– Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем? Кому мы помогли? Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов.

– А на память о нашем путешествии я предлагаю всем вместе сфотографироваться.

Дети фотографируются на фоне леса. На прогулке развешивают кормушки с кормом для птиц.