Занятие по развитию элементов логического мышления у дошкольников (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Учить детей подбирать родовое понятие к видовым и наоборот.
  2. Учить ориентироваться по плану групповой комнаты.
  3. Закреплять представление о системе графического отображения классификации понятий.
  4. Повышать активность детей, используя игровое моделирование.
  5. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, воображение, память.
  6. Воспитывать коммуникативные качества: умение общаться со сверстниками, работать в микрогруппах.

Материал: письмо, план группы, мяч, карточки с изображением тарелки, кружки, чайника, ванны, 4 кружка разных размеров, фланелеграф, схема классификации, карточки с изображением овцы, свиньи, медведя, лисы, индюка, курицы, снегиря, совы, 4 карточки для игры “Найди недостающую фигуру”, карандаши.

Предшествующая работа: беседа о животных, птицах; игры на развитие внимания, логического внимания.

Ход занятия

Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин, здоровается с детьми.

Печкин. Скажите, пожалуйста, а в какой город я попал? А какой детский сад? В какую группу? Тогда это письмо вам. До свидания.

Почтальон Печкин отдаёт письмо и уходит. Дети совместно с воспитателем читают его: “Спасите меня, пожалуйста. Карабас Барабас заколдовал и спрятал меня в сказочном лесу, а поможет вам план. Жду вас. Буратино”.

Рассмотрев план, дети отправляются в путь до первой остановки.

Остановка 1: если выполните правильно Задание, сможете продолжить путь.

Задание: найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее:
апельсин, капуста, яблоко, лимон;
гусь, курица, овца, индюк;
берёза, тополь, ёлка, осина.

Воспитатель. Задание выполнили правильно. Можно продолжить путь. (Звучит музыка – пение птиц).

Воспитатель. Смотрите поляна. Давайте поиграем в игру “Птицы, рыбы, звери”. (Проводится игра. См. Приложение 1). А где же Буратино? Мы же с вами в сказочном лесу. (Слышится плач). Кажется кто-то идёт и плачет. (Выходит Буратино и плачет). Что с тобой случилось?

Буратино. Меня заколдовал Карабас Барабас. Радость и смех вернутся ко мне только после того, как я выполню эти задания. А я их не могу сделать.

Дети. Мы тебе поможем! Давай свои задания.

Буратино читает Задание 2: необходимо помочь Мальвине. Она приготовила 4 кастрюли с водой (выкладывает на фланелеграфе 4 кружка).

 

В этой кастрюле (самый большой кружок) – кипяток, а в этой (самый маленький кружок) – очень холодная вода. Только она забыла, какой водой что можно делать. Ей нужно помыть посуду, остудить в кружке компот, выкупать малыша, вскипятить чай. Помогите ей. (Дети выполняют Задание, раскладывая карточки по кружкам. См. Приложение 2).

Дети. Буратино, ты всё понял? А где твоё следующее Задание?

Буратино предлагает Задание 3: У меня есть рисунок, помогите мне разобраться, что здесь изображено (показывает схему классификационных отношений животных и птиц).

А ещё у меня есть карточки, возьмите по одной (раздаёт детям карточки с изображением животных и птиц). Ребята, расскажите, что обозначает большой круг? (Дети рассказывают и показывают на карточках). А что обозначают средние круги? (Дети объясняют и делятся на “животных” и “птиц”). А что же обозначают маленькие кружки? (Дети делятся на “домашних” и “диких” птиц и животных). А скажите, кого больше диких животных или всех животных? А почему? Ребята, какие вы молодцы, я всё понял! Но у меня ещё осталось

Задание 4: “Найти недостающую фигуру” (дети делятся на пары и рассаживаются за столы и выполняют Задание, затем проверяют друг у друга) (см.Приложение 3).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, Буратино стал весёлым, к нему вернулся смех. А давайте скажем ему добрые, ласковые слова.

Дети по одному называют добрые, ласковые слова. Буратино благодарит их. Звучит песня Буратино. Дети танцуют с Буратино.