Формирование экологического воспитания у школьников

Разделы: Начальная школа


Экологи говорят: “Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно беречь и защищать.” Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Это учёные, которые оберегают всё, что растёт, и всех кто живёт в природе, от исчезновения. Ученые-экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, земле и воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям.

Что же такое “экология”. Слово это не русское, а греческое. Мы часто слышим такие слова, как “биология”, “зоология”.У всех у них есть общая часть – “логия”, или правильнее сказать “логос”. В переводе это значит “наука”. Итак, мы уже выяснили, что экология – это наука. Такая же, как физика или математика. И уже, поэтому она не может быть плохой или хорошей. Наука либо есть, либо ее нет. Любая наука что-то изучает, помогает нам узнать то, что нас окружает. Что же изучает экология? Об этом говорит первая часть слова – “эко” или (“ойкос”), что означает “дом”. Получается, что экология – это наука о доме. Но дома– бывают разные. Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, окнами, полом. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом – необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему – природа.

Понятие экологическое образование включает в себя:
– систему знаний о природе;
–  понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;
–  формирование у детей положительного отношения к природе;
– желание беречь и охранять природу.

Но вернемся к экологии. В чем-то она и впрямь похожа на домоводство, а в чём то совершенно не похожа. В книге по домоводству написано, что в доме нужно как можно чаще убирать, разводить цветы, не сорить, не сливать жирную воду в раковину, не топтать ценный ковер, выносить каждый день мусор. Но если природа – тоже наш дом, то и здесь уместны некоторые правила домоводства.

Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая берёзка у дороги.

Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то наверное престанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда– то ученые предлагали строить дома– города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем больше становятся наши города, чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще нам хочется подышать запахом лесов, лугов, послушать от удушливого воздуха городов.

Потому что там, за городом, наш настоящий дом – природа. Дом без которого нам не прожить.

На одной планете дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради несколько яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!

Но если природа – тоже наш дом, то и здесь уместны некоторые правила домоводства. Все знают и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. Например, надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости – это для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь, как тебе будет приятно, когда они придут к тебе.

Но мы отправимся на загородную прогулку или поход. Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже гостях, в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверюшек, у жуков и бабочек, у суетливых муравьев, у шустрых ящериц, у колючих ежей, у прыгучих кузнечиков. Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредет. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришёл в гости к природе.

А все ли, ребята знают эти правила? Правил таких много, о них написаны целые книги. Мы познакомимся с несколькими, хотя простыми, но очень важными правилами поведения в природе.

Первое: Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей, которых встретите, ни скользкой пучеглазой лягушки, ни ползучего ужа, ни серой неповоротливой жабы, ни паука в паутине, даже если они вам кажутся некрасивыми, неприятными. Помните: они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них делает в природе полезное дело.

Второе: Не старайтесь “спасать” птенцов. Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка!

Еще не умеет летать! Пропадёт, съест ее кто-нибудь! Нет, не пропадёт, если вы ее не поймаете и не унесете из родных мест. В июле всюду полно слетков. Юные дрозды, овсянки, зяблики, серые и пестрые мухоловки покидают свои гнёзда. Покинули, хотя не умеют летать, им и так положено природой. Летать они не умеют, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их и кормят. Они даже переговариваются, зовут птенцов, а птенцы им откликаются особенными, неслышными звуками, доступными только птичьему слуху.

Третье: Не уносите, пожалуйста, из леса ежей! Ни маленьких, ни взрослых. К сожалению, человеку не так трудно взять ежа в плен. Но разве это дело – прийти в гости и утащить хозяина? Ёжик нужен в лесу. Ёжик – насекомоядное животное. Он несет очень важную службу. И потом ёжик – из самых древних млекопитающих. Они появились на земле десятки миллионов лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры, вроде змеев горынычей. Вот они какие старинные ежи! Их надо беречь, а значит не трогать.

Четвёртое: Правило лесной вежливости. Оно больше для пользы гостей, т.е. для нас с вами. Иногда гости в лесу кричат, поют, аукаются. От этого шума лес стоит испуганный, затаившийся. И ни кто из крикунов не узнает, что происходит, не узнает, как тенькает пеночка – будто звонкие капельки роняет, как зяблик свою солнечную песенку поёт. Или как он о дожде предупреждает: у него на дождь другая песенка – словно скрипучая дверь скрипит.

Не услышат, как дятел в своей кузнице долбит, как белка цокает, когда сердится. А уж как кто–то невидимый в траве прошуршал – и подавно не заметят. С чем пришли с тем и уйдут крикливые гости.

Будто хозяев дома не застали.

В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол даже под тяжестью самых толстых жителей не должен проваливаться. Если развалим стены – упадёт крыша, от дома ничего не останется.

Природа как мы уже выяснили, – дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушить эти связи – словно стены упадут в нашем доме. Какое – то время он еще постоит, но потом начнёт разрушаться. А чтоб этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь наша знакомая экология.

Ученые говорят, что экология – это наука, которая изучает, как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.

С растениями и животными все понятно: они могут питаться друг другом, жить вместе, помогать друг другу. А вот – что такое “окружающая среда?”. Почему не вторник или суббота, спросишь ты? Все дело в том, что среда – это не только день недели. Когда говорят “среда”, подразумевают и все, что есть вокруг нас, в том числе и природу. Ну а кого она окружает, эта среда? Что, она наступает, хочет взять нас в плен ? Нет, конечно, окружает именно потому, что она вокруг нас. А вот в плену у природы в какой – то степени люди всегда были, потому что они – ее часть. И никогда не верь, если тебе скажут, что человек – это царь природы, ее хозяин.

Миллиарды лет существовала природа без человека, и если он не изменит к ней своего отношения, то в будущем может поплатиться.

А вот человек без природы не жил никогда, ни одной минуты. Если Кто и наступал с целью победить, так – это человек . Он природу покорял, и завоевывал. Реки вспять поворачивал, леса вырубал, землю отравлял, в общем управлял природой как умел. А умел, прямо скажем не очень хорошо. Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. Причем с возрастанием масштабов этой деятельности усиливается ее отрицательное воздействие на многие природные процессы, необходимые для существования самой жизни.

Вот печальная статистика. По данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, в настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель, вырубается и погибает от пожаров и вредных воздействий 11 млн га лесов, что составит за три десятилетия площадь, занимаемую Индией.

Стремительно увеличивается число видов растений и животных, заносимых в Красную книгу. Совсем не зря существует эта книга, которую ведут зоологи и ботаники. И делается это не только из любви к природе, ибо под охрану принимаются не одни только полезные виды, а все без исключения. Уменьшение разнообразия – это уменьшение устойчивости, это в конечном счете деградация биосферы.

От правильно построенных взаимоотношений человека природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

По словам В.А.Сухомлинского, чувство хозяина родной земли – важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утвердить в юных сердцах….Общественное станет для ребенка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей. Экологически благополучных уголков, во всяком случае в достаточной близости от городов и прочих населенных пунктов, почти не осталось. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, “повернуть” реки) дорога очень короткая, особенно если она наката, заасфальтирована и без шлагбаумов. Но дальше…Дальше эта дорога обрывается пропастью. Человек должен попытаться прекратить начало этого пути.

А между тем дорога потребительского отношения к природе коварна. Заманивает то безобидными вроде бы радостями, то немалыми и скорыми выгодами. И традициями и привычками. Мы и сами порой сбиваемся на нее, теряя бдительность. Нельзя! Если собьемся мы, за нами пойдут они, наши дети.

Существуют элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения каждого человека. Эти запреты как раз и составляют существо так называемых правил поведения в природе. Сформулируем правила поведения в природе, кратко прокомментировав некоторые из них.

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль. К тому же листья выделяют кислород, задерживают пыль.
2. Не повреждай кору деревьев. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок)
3. Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.
4. Не рви в лесу, на лугу цветы. Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
5. Съедобные грибы, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
6. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
7. Не обрывай в лесу паутины и не убивай пауков. Эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.
8. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
9. Не разоряй гнёзда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилось.
10. Не разоряй муравейники.
11. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
12. Не убивай змей даже ядовитых. Все они нужны в природе.
13. Не лови диких животных и не уноси их домой.
14. Не разоряй птичьих гнёзд. Не подходи близко к гнёздам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.
15. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
16. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Каждый вид животного и растения выполняет определенную роль в жизни природного сообщества, следовательно, его гибель может вызвать цепочку нежелательных последствий в природе.

Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем – никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

Экология – это не просто наука о животных, растениях, а о том, как они связаны с окружающей средой (домом, в котором живут) и друг с другом.