Интегрированный урок (экономика +технология) по теме "Современный рынок труда и его требования к профессионалу"

Разделы: Технология, Экономика


ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

  • Сформировать представление учащихся о социально-экономических условиях профессионального труда, ознакомить с кризисными явлениями в экономике, современным рынком труда и его требованиями к профессионалу.
  • Уметь: Ориентироваться на рынке труда;

Развивающие:

  • Развивать способность сравнивать и анализировать;
  • Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважение к собственности, патриотические качества личности, ответственность;

ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ: Рынок труда, Безработица, Занятость, Служба занятости населения

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: экономика, технология, обществознание

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер, тестовый материал;

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Использование ИКТ и технологии проблемного обучения

Время: 90 минут.

ХОД УРОКА

I. Организация начала занятия (1 мин.):

Приветствие

Проверка присутствующих

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Постановка целей (1-2 мин.)

Определить цель занятия

III. Изложение нового материала ( 30 мин.)

1. Рынок труда

Рынок труда – один из древнейших экономических механизмов цивилизации. Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно широк. В него входят люди самых разных профессий: водитель автомобиля, перевозящий груз; певец, подписывающий договор на проведение концертов; ученый, получающий деньги за научную работу; чиновник, которому государство платит жалованье за исполнение обязанностей по организации исполнения законодательных актов. Все они предлагают на рынок труда дарованные им способности и приобретенные в результате обучения навыки ради того, чтобы получить деньги.

Продаваемый товар обладает особенностями:

  • он универсален;
  • он мобилен;
  • его носителями являются люди, обладающие собственными представлениями о том, на каких условиях им выгодно продавать свои способности.

Универсальность труда как товара связана с тем, что человек способен овладеть разными профессиями и переучиваться в течение жизни.

В промышленно развитых странах не редкость, когда человек меняет профессию, уже имея высшее образование. Универсальность труда проявляется и в том, что специалисты одной профессии могут работать в самых различных фирмах и регионах одной страны.

В большинстве стран мира работники зачастую меняют места работы и профессии, даже если эта работа предоставляется им в другом городе или населенном пункте. Эта особенность трудового поведения получила название мобильность труда.

Навыки любого рода приобретают ценность для общества и превращаются в интересующий рынок товаров только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для изготовления которых нужны это время и эти навыки. Спрос на рынке труда зависит от положения дел на товарных рынках. Поэтому кадровый заказ формируется не только государством, но и предприятиями, отраслями. При этом роль последних неуклонно возрастет. В условиях рынка труда различные отрасли и предприятия будут определять как текущие потребности в кадрах, так и перспективные, а также содержание профессионального труда, его черты и особенности.

Принято считать, что кадровый потенциал России достаточно богат: работники образованы и профессионально хорошо подготовлены. Однако такая оценка не всегда соответствует действительности. Для структуры рынка труда в настоящее время характерны значительные уменьшения численности экономически активного населения, рост миграции между отраслями народного хозяйства. В ряде регионов доля невостребованных специалистов высокой квалификации достигает 60%.

В настоящее время имеет место тенденция к разрушению связей между профессиональной школой и профессиональным трудом. Этот факт подтверждается невостребованностью выпускников профессиональных учебных заведений на рынках труда регионов.

Приложение 1. Презентация “Карьера=….”

В условиях реформирования экономики большое значение приобретает прогнозирование состояния рабочей силы на рынке труда. Прогнозирование состояния рабочей силы позволяет определить потребности в кадрах и сформировать заказ на подготовку специалистов в профессиональных учебных заведениях.

Под давлением условий на рынке труда разрабатываются новые образовательные стандарты, изменяется структура и спектр профессий, формируется необходимый баланс между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников общеобразовательной и профессиональной школ. Исчезает возможность добывания легких денег. Предприниматели все большее внимание обращают на пока еще сравнительно недорогой, но очень привлекательный товар – российские кадры. Лучшим из них предлагаются заманчивые условия и высокие оклады. Сегодня российские бизнесмены все больше средств вкладывают в подбор необходимых кадров, их обучение. Жизнь показывает, что все это многократно окупается. Во многих компаниях созданы службы персонала. Однако кадровый менеджмент – дело сравнительно новое.

2. Занятость и безработица

Когда говорят о занятости, имеют в виду, прежде всего тех, кто может работать, т.е. население в трудоспособном возрасте. В нашей стране в эту категорию попадают люди старше 16 лет и не достигшие пенсионного возраста (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет).

Официально безработными признаются лишь те незанятые граждане, которые не только могут, но и хотят работать. Статистикой учитываются лишь те люди, которые активно ищут работу, регистрируясь в государственной службе занятости населения. Люди, по различным причинам работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю также считаются занятыми. Многие люди по различным причинам не хотят или не могут работать (например, молодые мамы, воспитывающие детей). В развитых странах правительство принимает меры, гарантирующие занятость своих граждан. Однако достичь 100% занятости просто невозможно. Как вы думаете, почему?

Экономисты выделяют четыре типа безработицы: фрикционную, сезонную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы. Например, выпускник вуза может числиться безработным, пока не найдет место, соответствующее его уровню подготовки и специальности. Фрикционная безработица явление временное и по сути неизбежное.

Сезонная безработица – обратная сторона сезонного характера деятельности в отдельных отраслях, например, в сельском хозяйстве или в курортных зонах в летнее время.

Структурная безработица является порождением технической перестройки самого производства. Спрос на одни профессии падает, но параллельно растет спрос на другие. Бухгалтер, привыкший работать со счетами, лишится работы с внедрением на предприятии компьютеров. Он будет обречен на структурную безработицу до тех пор, пока не освоит компьютерные программы.

Структурная безработица возникает из-за несоответствия между спросом на рабочую силу определенной квалификации и ее предложением. Сгладить структурную безработицу можно при помощи своевременной переподготовки рабочей силы, но исключить полностью вряд ли возможно.

Циклическая безработица порождается общим падением производства в ходе экономического цикла. С сокращением выпуска товаров происходит увольнение ранее занятых работников.

3. Государственная служба занятости населения

Что же делать человеку, если он оказался без работы? Представим себе двух специалистов промышленного предприятия, оставшихся без работы. Одному 25 лет, другому – 55 лет. Что бы вы им посоветовали?

Первое – не отчаиваться. Если есть желание работать, без работы или без специальной помощи не останется никто.

Второе – нужно решить, что лучше: жить на небольшое пособие и искать подходящую работу, пойти на курсы переподготовки и получить новую специальность, которая нужна в данной местности.

Третье — обратиться в подразделения государственной службы занятости по месту вашего жительства. Служба занятости собирает заявки из разных учреждений, организаций, предприятий о вакантных рабочих местах, условиях труда, месте труда, предлагаемой должности, заработной плате и другие сведения. Обратившись в службу занятости населения, человек сообщает о себе сведения, необходимые для его трудоустройства (специальность, образование, стаж работы и т.д.), а также ожидаемые условия работы (оплата труда, проезд, жилье и т.д.).

Все заявки, встречающиеся на “бирже труда”, составляют банк вакантных рабочих мест, который систематически пополняется и корректируется. Происходит отбор возможных вариантов и безработному предлагаются подходящие. Его дело решить, подходит ему работа или нет. Но есть специальности, на которые работодатель хотел бы принять работника с определенными личностными и профессиональными качествами, тогда безработные должны пройти профотбор у специалиста-психолога этой “биржи труда”.

Гражданин Н. всю жизнь занимался проектированием жилых домов, служба занятости населения предлагает ему работу каменщика в строительной фирме.

Гражданину К., работавшему ранее заведующим секцией канцелярских товаров в магазине, в службе занятости предложена работа в рекламном агентстве фирмы, обслуживающей этот магазин.

Как бы вы поступили на месте Н. и К. и почему?

Государство, получающее с граждан налоги, посредством фонда занятости населения выплачивает пособие по безработице.

Пособие по безработице – мечта принципиального бездельника. Но получить его не так просто. Пособие выплачивается тем гражданам, которые потеряли работу (а не просто никогда не имели ее) и проработали до увольнения определенный срок.

Служба занятости населения не может решить все проблемы за человека, оказавшегося безработным. Служба занятости должна оказать содействие в трудоустройстве гражданам, желающим работать и активно ищущим работу. Только сам человек, его воля и характер помогут преодолеть все трудности. Каждому человеку предстоит постоять за самого себя, без оглядки на доброго дядю – государство.

4. Перспективы изменения мира профессий.

Под воздействием рынка труда изменяются профессии и специальности. В нашей жизни становятся привычными такие профессии как брокер, секретарь-референт, маркетолог и многие другие.

Приложение 2 Презентации “Менеджер по туризму”

Приложение 3. “Специалист по связям с общественностью”, “Копирайтер”.

Как вы думаете, какие работники нужны работодателю?

Конечно, профессиональная школа вынуждена реагировать на конъюнктуру рынка труда: разрабатываются новые образовательные стандарты (вводятся новые учебные предметы, изменяются объемы теоретических знаний и практических навыков в программе подготовки кадров), изменяется структура, спектр профессий и специальностей. Однако до настоящего времени необходимого баланса между спросом на профессии со стороны работодателей и предложением со стороны выпускников общеобразовательных и профессиональных школ нет. Более 50% выпускников профшкол после окончания учебного заведения оказываются невостребованными и вынуждены работать не по специальности.

Структурные изменения экономики оказывают постоянное воздействие на рынок труда, формирование спроса на рабочую силу. В последние годы сократился спрос на профессии, обслуживающие рыночные структуры (банковские служащие, страховые агенты, бухгалтеры и т.д.).

Наиболее интенсивно идет сокращение занятости в текстильной, лесной, легкой промышленности, на предприятиях военно-промышленного комплекса. Вместе с тем на региональных рынках труда пользуются спросом инженеры различных отраслей народного хозяйства.

5. Что происходит на российском рынке труда

На российском рынке труда начинается броуновское движение. Предприятия вынуждены сворачивать производство, сокращать продажи, экономить, а значит — замораживать вакансии, увольнять персонал.

Сотрудники, опасающиеся скорого увольнения, в панике рассылают свои резюме сразу в десяток кадровых агентств — и готовы уйти в “смежные отрасли” и на меньшую зарплату.

Прогнозы специалистов неутешительны: это только начало, зимой кризис войдет во вкус, а к весне вполне может достигнуть своего пика…

Приложение 4. Презентация “10 самых невостребованных профессий во время кризиса”.

Приложение 5

Учитель: “Каждый из вас задумывался: добьется ли он успеха в жизни и грозит ли ему безработица”. На этот вопрос вы получите ответ, выполнив ТЕСТ “ВЫ И БЕЗРАБОТИЦА” (15 мин.)

Приложение 6

IV. Самостоятельная работа (35 мин.)

Далее учащимся предлагается проверить свои знания и навыки. Учащиеся разбиваются на группы, выбирают задание и выполняют его. Возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.

Задание классу №1 .

  1. Администрация предприятия проводит сокращение персонала. Как вы думаете, какие качества работника играют ключевую роль в вопросе сократить или оставить специалиста?
  2. Что бы вы посоветовали людям, оказавшимся лишними на предприятии?
  3. Какие на ваш взгляд причины могут порождать безработицу?
  4. Оцените свои качества, которые необходимы вам, чтобы утвердиться в обществе, на работе. Для этого выполните тест “Вы и безработица”. Обсуждение результатов проделанной работы.
  5. Представьте себя достаточно взрослым человеком, ищущим работу. Составьте на себя резюме, из которого должно быть понятно, что именно в ваших услугах нуждаются самые престижные фирмы.
  6. Какие качества человека и почему могут помочь ему избежать безработицы, а какие повышают шанс лишиться работы: самоуверенность, смелость, хитрость, уступчивость, лживость, готовность к риску, скромность, предприимчивость, ум, грубость, сила воли, жадность, лень, зависть, угодничество, вежливость, образованность, совесть, фантазия.

V. Подведение итогов урока (5 мин.)

Подведение итогов урока.

Задание на дом: Составить рассказ о профессии своих родителей и подготовить презентацию.

VI . Уборка рабочих мест (1 мин.)