Урок окружающего мира (Мое Отечество) по теме "Золотые ворота в Древнюю Русь". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели и задачи урока.

Цели по линиям развития личности ученика.

  • ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: показать роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров. Дать первичные представления о таких понятиях, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.
  • ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Какие временные рамки занимает период «Древняя Русь»?

Слайд 2.

Что знаем об этом историческом периоде?

Слайд 3.

Что значит слово «город»?

Слайд 4.

Каковы причины возникновения городов?

(Проверка версий осуществляется по слайду 5).

II. Постановка проблемы.

Что вы понимаете под словом «культура»? Что значит памятник культуры?

Выполнение задания 1 из рабочей тетради. Ребята называют объекты культуры и доказывают, почему данный объект подпадает под понятие «культура». Где были распространены данные памятники культуры?

Давайте обратимся к карте на с.30 учебника – много ли было городов в Древней Руси?

На доске появляется запись: «Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало.»

Давайте посмотрим, а как иностранцы видят Древнюю Русь. Слайд 6.

На доске появляется запись: «Древняя Русь – «страна городов».

Какое заметили противоречие? С помощью учителя формулируется основной вопрос:

« Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

III. Версии детей.

Все версии выписываются на доску.

IV. Поиск решения проблемы.

Мы знаем с вами, что такое город, знаем, как образовывались города. А кто же жил в древнерусском городе?

Работа в группах. Задание группам выдаётся на карточках.

Задание группе 1.

Прочитай текст и ответь на следующие вопросы:

- Как называли на Руси правителя города, страны? Кто такой князь? (Найди ответ в словаре). Предположи, что входило в обязанности князя? Что ты можешь сказать о жизни князя?

Раннее утро. Над Днепром еще стелется туман. Слышен плеск весел по воде и людской говор. Вдоль крутых берегов, изрезанных оврагами, покрытых лесом и кустарником, плы­вут лодки. Высоко над водой подняты их носы в виде искусно вырезанных из дерева фигурок. Слаженно работа­ют веслами гребцы. На одной из лодок скамьи покрыты коврами. На них сидят люди в красивой одежде и с дорогим вооружением. Это иностранные торговые гости (купцы).

Далеко разнеслась весть о богатстве и могуществе киев­ского князя — правителя Руси. Его знают не только на Руси, но и в других странах. 900 лет назад правил на Руси князь Ярослав Владимирович, прозванный в народе за ясный ум и свои дела Мудрым.

Иностранцы шли по узкой улице. Дома стояли неровно, но были ладно срублены. Путешественники поднялись на гору и через дубовые ворота вошли в Верхний город. Здесь горделиво возвышались дома дружинников, хоромы богатых купцов и самого князя.

(Вывод группы проверяется по слайду.) Слайд 7.

Задание группе 2.

Прочитай текст и ответь на следующие вопросы:

- Кто такие ремесленники? (Найди ответ в словаре). Где они жили? Какие изделия ремесленников продавали на рынке? Какие профессии сохранились и до наших времён?

Под горой у пристани теснятся сотни судов и лодок, приплывших сверху и снизу по Днепру. Медленно пробира­ются заморские гости между судами к пристани на берегу. А причалив, в сопровождении охраны идут осматривать город.

Киев тогда делился на два района. Та часть, что раскину­лась по долине реки, называлась Нижним Киевом или По­долом. А по высокому берегу Днепра тянулся Верхний город.

На Подоле, куда сначала попали путешественники, жили торговцы и ремесленники. Одни из них занимались кузнеч­ным делом, другие лепили горшки из глины, третьи плот­ничали, четвертые мастерили золотую и серебряную посуду, разные украшения.

Задание группе 3.

Прочитай текст и ответь на следующие вопросы:

- Кто такие купцы? ( Проверь своё предположение по словарю). Чем торговали иностранные купцы? Какие товары предлагали русские купцы? Как ты думаешь, какие товары везли из деревни, а какие были сделаны в городе? Какую картину ты представил, прочитав данный текст?

Напротив Новгородского кремля располагалась главная торговая площадь города.

Представь, что ты оказался на главной торговой площади Новгорода. Здесь торговали купцы свои­ми и привезёнными товарами. Иностранные купцы прода­вали янтарь, яркие ткани, блестящие шлемы, дорогую одеж­ду, пестрые ковры, серебряные и золотые сосуды, вина, душистые травы. Русские купцы предлагали покупателям зерно, мечи с узорами на клинке и ювелирной отделкой рукоятки, хитроумные замки с пружинами, кольчуги-рубашки, сплетенные из мелких, но прочных колец, меха.

Прямо с возов продают воск в мешках, мед в кадках, пушнину (шкурки животных, иду­щие на мех), кожу, рыбу. На прилавках под навесами выставлены напоказ разноцветные ткани. Чуть поодаль про­дается серебряная посуда, украшения. С лотков торгуют горячими пирогами с зайчатиной и грибами, оладьями с медом. Голоса людей, крики разносчиков, стук телег, ржание лошадей — все слилось в сплошной гул.

(Вывод группы 2 и 3 проверяется по слайду.) Слайд 8.

Мы многое уже знаем о древних городах Руси. Что, по вашему мнению, служило главным украшением города?

Слайд 9.

Перед нами главный храм Владимира, памятник культуры - Успенский собор. Ребята, кто из вас был в храме? Поделитесь своими впечатлениями.

+ В храме тишина, очень красиво, на стенах иконы, горят свечи. Люди приходят сюда помолиться.

Слайд 10.

Главная священная часть храма – алтарь. Он отделён от остальной части храма специальной преградой, на которой располагается иконостас. Так называют ряд икон, которые размещены на этой преграде. Икона – это изображение Иисуса Христа, святых. Художники – иконописцы пишут их красками на деревянных досках. В Древней Руси этот труд был очень почётным. Ребята, знаете ли вы главную святыню земли Костромской?

Слайд 11.

Феодоровская икона издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах.

Слайд 12.

Ребята, кого вы видите на этом слайде? Монахи – это люди, посвятившие всю свою жизнь служению Богу. Они носят чёрную одежду, в знак того, что отказались от многих радостей этого мира. Становясь монахом, человек полностью менял свою жизнь. Он принимал новое имя, давал обещание никогда не заводить семьи и посвятить свои дни молитвам и добрым делам. Монахи поселялись в монастырях. Из года в год они делали записи обо всём, что произошло: о строительстве храмов, о военных походах, о начала правления нового князя и о многом другом. Так появились летописи. Именно летописи сохранили для нас память о временах Древней Руси – сильного государства, в котором была создана богатая и яркая культура.

Слайд 13.

V. Выражение решения проблемы.

Учитель вместе с ребятами возвращается к основному вопросу урока, ребята совещаются в группах и дают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота, необычность русских городов, а множество людей на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах

(Вывод групп проверяется по слайду.) Слайд 14.

VI. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 6.

Желающим предлагается с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о том, как возник город Кострома, о главной святыне города - Феодоровской иконе.

Литература:

  1. Энциклопедия для детей. Том 5. Москва, «Аванта +», 1995
  2. Е.В.Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е.Турчина «Окружающий мир. Моё Отечество». Методические рекомендации для учителя. Москва, «Баласс», 2008
  3. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьёв, М.Т.Студеникин «Рассказы по родной истории». Москва, «Просвещение», 1996
  4. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин «Окружающий мир. Моё Отечество.3 класс»
  5. Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Моё Отечество.3 класс»
  6. http://kids.wosir.ua/ru/category/view/229/8
  7. http://rodovichi.com/lofiversion/index.php/t1483.html