Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы

Разделы: Литература


Пояснительная записка

…ценностям мы не можем научиться –
ценность мы должны пережить.

В. Франкл

В современных условиях в системе образования происходит пересмотр содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания учащихся в контексте формирования системы ценностных ориентаций. В центре внимания оказывается воспитание в духе гармонии мира, красоты, признания самоценности человека как единства физического, духовного и социального. Характер такого формирования личности предполагает обращение к абсолютной ценности – здоровью, потому что оно определяет все сферы жизни человека – общение, познание, предметную деятельность, игру, спорт. Осознание ответственного отношения к своему здоровью во многом влияет и на успешность реализации человека себя в жизни.

Уникальными возможностями в формировании системы ценностных отношений, в частности ценностного отношения к здоровью, обладает художественная литература, одной из важнейших функций которой является воспитательная. Художественное произведение передаёт нравственное «знание», накопленное человечеством за все века его существования, через призму эмоционального восприятия. По мнению
И. П. Волкова, В. А. Левидова, Н. И. Кудряшова, И. М. Якобсона, знание становится ценным достоянием благодаря механизму переживания.

При знакомстве с художественным творчеством и лирическими героями, помещёнными в различные исторические эпохи, школьник намеренно или непроизвольно ставит себя на их место, мысленно перевоплощается в литературного героя с помощью воображения. Возникшее сопереживание вымышленному образу из-за невозможности влиять на его судьбу обращается как бы на самого читателя. Рефлексируя, он начинает анализировать поступки героя через призму своих принципов и ценностей, воспринимая при этом и философию жизни героя. Взаимодействие сопереживания художественному образу и переживания собственных противоречий приводит к отказу от ценностей или их утверждению на основе их осуждения или восхваления в произведении. Это приближает школьника-читателя к ориентации в собственной жизни на принципы, принятые в обществе.

Формирование ценностного отношения к здоровью посредством литературы также подчиняется механизму переживания, который способствует осознанию здоровья как единства физического, психического и социального развития.

В художественных произведениях описываются каноны телесной красоты во все исторические эпохи становления общества; раскрываются все глубинные переживания личности, связанные с её телесным воплощением, духовным развитием и общественным положением; предъявляются образы гармонично развитых людей, добившихся значительных успехов, благодаря постоянному самосовершенствованию. В литературе рассматривается стиль жизни людей разных поколений, имеющих определённую систему ценностных отношений, и результаты их деятельности; приводятся примеры здоровьеразрушающего образа жизни, показано воздействие деструктивного поведения на физическое, психическое и социальное развитие личности; иллюстрируется влияние характера социальных связей, общественной позиции личности на её духовное становление и гармонизацию всех сфер жизни.

Русская литература XX века – начала XXI веков, обладая таким потенциалом, актуальна своей своевременностью. Она изображает типичного представителя времени, оказывающегося в тех же социальных условиях, что и школьники, сообразно которым он развивается физически, духовно и социально. В литературе освещаются проблемы современности, предлагаются пути их разрешения, действенные для молодого поколения. Содержание современной литературы отражает не только эпоху и развитие общества XX века – начала XXI веков, оно созвучно мировосприятию человека XX – XXI вв. и поэтому вызывает достаточно сильные эмоции и переживания.

Цель программы – формирование у старшеклассников ценностного отношения к здоровью средствами художественной литературы.

Предлагаемый нами факультативный курс «Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях русской литературы 90-х годов XX века – начала XXI века» предназначен для изучения в 10-11 классах. Во-первых, это продиктовано требованиями программы по литературе, в рамках которой современная литература изучается в старших классах. Во-вторых, имеющийся жизненный опыт, накопленные разнообразные эмоциональные переживания, достаточно высокий уровень интеллектуальной подготовки в разных научных сферах старшеклассников определяют наиболее полное и глубокое восприятие ими ценностной информации художественного произведения и вследствие этого её осознанное использование в рамках собственного самосовершенствования в физическом, психическом и социальном плане.

Курс предполагает занятия по 1 часу 1 раз в неделю (всего 68 часов). Он включает изучение произведений современных писателей и поэтов, наиболее читаемых в современном обществе, – В. Токаревой, Л.Петрушевской, Л. Улицкой, М. Веллера, А. Красногорова, А. Маканина, Т. Толстой. Повести Л. Симоновой были написаны в 80-е годы прошлого века, но читателю они стали известны в начале 90-х годов, поэтому мы сочли возможным включить их в программу. Предлагаемый нами факультативный курс позволяет учащимся старших классов осознавать систему ценностных отношений, в частности ценностное отношение к себе в контексте физического, психического и социального развития.

Содержание факультативного курса

Ценность художественной литературы

Литература служит вам проводником
в другие эпохи и к другим народам,
раскрывает перед вами сердца людей –
одним словом, делает вас мудрым.

Д. Лихачев

Литература как вид искусства и уникальное средство самовоспитания и самовыражения человека. Воспитательная и познавательная ценность художественной литературы. Сопереживание и сотворчество как основные компоненты художественного восприятия.

На пути к идеалу гармонично развитой личности

Никакая внешняя прелесть не может
быть полной, если она не оживлена
внутренней красотой: красота души
разливается подобно таинственному
свету по телесной красоте.

В. Гюго

Человек как единство физического, психического и социального развития. Современные каноны телесной красоты. Внутренний мир человека как отражение его духовности и цельности. Стиль жизни – основа успеха самореализации Я физического, психического и социального. Саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование как залог гармоничного развития личности (на примере романа М. Веллера «Приключения майора Звягина» – глава «Некрасивая», рассказа Л. Улицкой «Бедная счастливая Колыванова»).

Ценность здоровья в стремлении человека к счастью

Без здоровья невозможно счастья.

В. Г. Белинский

Пути достижения счастья: реализация роли отца или матери, духовное совершенствование, успешная карьера, слава, спортивные достижения, гармония духа и тела. Осознание значимости здоровья в условиях его утраты. Условия преодоления недуга и возвращения к гармоничной жизни: целеустремлённость, вера в себя, борьба, осознание ценности здоровья. Жизнь любой ценой. Духовное саморазрушение ради сохранения физической оболочки (по произведениям Л. Петрушевской «Гигиена», Л. Улицкой «Ветряная оспа», В. Токаревой «Перелом»).

Счастливое настоящее и будущее как результат ответственного отношения к своему здоровью

Ответственность означает авторство.
Осознавать ответственность – значит
осознавать творение самим собой своего
Я, своей судьбы, своих жизненных
неприятностей, своих чувств, а также
своих страданий, если они имеют место.

И. Ялом

Неконструктивные способы действия и их последствия в тяжёлых жизненных ситуациях: равнодушие к собственной судьбе и безответственное отношение к своему физическому, психическому и социальному развитию, «приспособленчество» и дисгармония существования, пассивное сопротивление и бесцельность жизни, алкоголизм и саморазрушение. Альтернативная деятельность в борьбе за собственное счастье: оптимизм и здоровый образ жизни, оптимистический настрой и ответственность за своё будущее, новые возможности и творческое самовыражение (на примере рассказа В. С. Токаревой «Перелом»).

Значение собственных усилий в укреплении здоровья

Важно не то, что сделали из меня,
а то, что я сам сделал из того, что
сделали из меня.

Ж.-П. Сартр

Борьба с медицинским приговором: здоровый образ жизни и философия борца и эгоиста или пассивное подчинение другим и философия смирения и непротивления? Осознание роли здоровья для гармоничного физического, психического и социального развития (на примере рассказа В. Токаревой «Уик-энд», рассказа М. Веллера «Испытатели счастья»).

Смысл жизни – служение людям

Только сочувствие в бытии других
существ обнаруживает смысл и
основание собственного бытия.

М. Бубер

Поиск смысла жизни и нравственного идеала в контексте самосовершенствования. Духовность как религиозная и общечеловеческая категория и её роль в самореализации человека. Оправданность самопожертвования в оздоровлении души человека (на примере рассказа Л. Петрушевской «Завещание старого монаха»).

Осознание ценности другого человека в социальном развитии личности

…сущность человека не просто набор
отношений, а ансамбль, центром
которого является отношение к
другому. Овладевая этим центром,
любовь овладевает ключом к
постижению всей сущности человека
в целом.

Б. С. Братусь

Реализация социальных ролей как залог социального здоровья личности. Осознание своей ценности, ценности другого человека и общества в целом – условие гармоничного развития человека. Самопожертвование – не отречение от себя, а любовь к ближнему. Извращения и надругательство над чужой жизнью как форма духовной деградации и слабости человеческой личности (на примере повести
В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть», детектива Б. Акунина «Особые поручения», пьеса В. Красногорова «Жестокий урок»).

Гармония духа и тела – основной источник здоровья

Здоровье души не менее хрупко,
чем здоровье тела, и тот, кто мнит
себя свободным от страстей,
так же легко может им поддаться,
как человек цветущего здоровья.

Ф. Ларошфуко

Связь внешнего воплощения человека и его внутренней организации. Взаимообусловленность здоровья тела и духа. Индивидуальность и неповторимость каждого человека. Ответственное отношение к своей и чужой жизни как высшей ценности. Роль единения с природой в достижении человеком гармонии (по сказке Л. Петрушевской «Анна и Мария», повесть «Новые Робинзоны»).

Категория красоты в творческой самореализации личности

Единственная красота, которую я знаю, –
это здоровье.

Г. Гейне.

Талант как возможность самовыражения и самовоспитания личности. Созидание прекрасного – залог гармонии жизни человека и его физического, психического и социального развития. Красота здоровья и здорового человека (на примере рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»).

Физическое, психическое и социальное развитие – единое целое в гармонии личности

Главная жизненная задача человека –
дать жизнь самому себе, стать тем,
чем он является потенциально.
Самый важный плод его усилий –
его собственная личность.

Э. Фромм

Управление своей судьбой и собой на пути к самосовершенствованию. Разрушающая и созидающая сила художественной литературы в условиях неудовлетворённости своим внешним видом, социальным положением и безответственного отношения к своему здоровью. Уважение и любовь к себе, здоровый образ жизни и саморазвитие – предпосылки успешной жизнедеятельности. Осознание ответственности за воспитание ребёнка и гармонию в семье (на примере повести Л. Улицкой «Сонечка»).

В поисках «идеального» образа жизни

Самое важное свойство для
физического здоровья
представляет бодрость духа.
Упадок духа сродни смерти.
Но бодрость духа придаёт новую
жизнь нашему физическому
организму ...

У. Годвин

Западная и восточная философия на пути достижения здоровья: плюсы и минусы. Возможность сохранения и укрепления здоровья через ограничения и контроль над собственными телом, эмоциями, мыслями. Сила воли и сила духа в борьбе с собственными слабостями. Роль примера, образца для подражания в самосовершенствовании личности (на примере детективов Б. Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина»).

Роль семейного воспитания в становлении личности человека

…в каждом человеке заключается
все человечество.

Э. Фромм

Но когда мы говорим, что человек
ответствен, то это не означает, что
он ответствен только за свою
индивидуальность. Он отвечает за
всех людей.

Ж.-П. Сартр

Семья и семейные ценности – основа будущего успеха человека. Воспитание ценностного восприятия мира, красоты природы и человеческого тела, ценностного отношения к своему внутреннему миру и нравственному самосовершенствованию, своей социальной позиции и обществу в целом. Физическое, психическое и социальное благополучие человека в условиях осознания семьи как ценности. Влияние времени на развитие семейных отношений и становление человека (на примере повести Л. Улицкой «Медея и её дети»).

Парадокс физического, психического и социального развития одной семьи

Человек есть центр и цель своей
жизни…развитие своей личности,
реализация всего внутреннего
потенциала есть наивысшая цель,
которая просто не может меняться
или зависеть от других якобы
высших целей.

Э. Фромм

Ценность семьи и одной личности в условиях различных жизненных целей и идеалов. Роль семейного воспитания в формировании ответственного отношения к своему здоровью и дальнейшей жизнедеятельности личности. Осознание ценности своего физического, психического и социального здоровья всеми членами семьи на пути к гармонии каждого и семейных отношений в целом. Парадоксальность развития одной семьи (на примере романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого»).

Управление своей жизнью: за и против

Я убеждён, что никто не может «спасти»
своего ближнего, сделав за него выбор.
Всё, чем может помочь один человек
другому, – это раскрыть перед ним
правдиво и с любовью, но без сантиментов
и иллюзий, существование альтернативы.

Э. Фромм

Здоровый образ жизни, осознание ценности здоровья и жизни, внутренняя удовлетворённость своей жизнью и собой на пути к гармонии человека. Непреклонность и противостояние судьбе как важные условия самосовершенствования личности. Управление судьбой – залог саморазвития в условиях осознания ценности каждого человека и его здоровья. Управление судьбой – условие саморазрушения человека в контексте безответственного отношения к гармонии в своей жизни и здоровью другого человека (на примере романа М. Веллера «Приключения майора Звягина»).

Причины дисгармоничного развития личности молодого человека на рубеже веков

Человеческая личность устроена так,
что человек может достичь своего
совершенства, только работая для
совершенства своих современников,
для их блага.

К. Маркс

Влияние времени, школьного воспитания и отношений в семье на становление характера и системы ценностей молодёжи. Причины неблагополучного физического, психического и социального развития подростков. Смещение ценностных ориентиров в понимании смысла жизни и настоящей красоты и гармонии. Императив выживаемости как цель жизни. Роль сексуального воспитания молодого человека в построении успешных взаимоотношений с противоположным полом в будущем (на примере повести Л. Симоновой «Лабиринт», повести
Л. Улицкой «Лялин дом»).

Роль школьного воспитания в развитии и самореализации человека

Нет ничего более страшного для
нас, чем другой человек, которому
нет до нас никакого дела.

О. Мандельштам

Различие системы ценностей и мировосприятия в условиях отношений учителей и школьников. Здоровье как абсолютная, вечная, объединяющая ценность. Осознание роли физического, психического и социального развития для гармонизации взаимоотношений с окружающими людьми и успешной жизнедеятельности (на примере повести Л. Симоновой «Круг»).

Достижение здоровья в современной России

Ситуация развития общества в современной России. Диагностика состояния здоровья молодого российского поколения. Поиск идеального мира как один из путей борьбы против «болезней» 21 века. Природные катаклизмы и техногенные аварии – наказание или испытание человека? Страшная правда Чернобыльской аварии (по произведениям «Кысь»
Т. Толстой, «Лаз» А. Маканина).

Ценность поэтического слова

Не в одних стихах поэзия: она
разлита везде, она вокруг нас.
Взгляните на эти деревья, на
это небо – отовсюду веет красотой
и жизнью, а где красота и жизнь,
там и поэзия.

И. Тургенев

Интимность, проникновенность и эмоциональность чувств лирического героя. Лирический герой как выразитель авторских переживаний и отражение читательского эмоционального опыта. Влияние художественного слова на личность, её внутренние переживания и понимание роли чувств в жизни и саморазвитии человека (по поэтическим произведениям современных авторов, поэта Э. Асадова).

Перспективно-тематическое планирование

Методические рекомендации

Виды учебной деятельности.

Во время проведения занятий сочетались разные виды деятельности:

  • познавательная – приобщает учащихся к чтению, способствует сопоставлению реальной и художественной действительности;
  • творческая – развивает творческие способности, формирует умение письменно оформлять свои мысли;
  • коммуникативная – совершенствует навыки общения, умение ориентироваться в любой речевой ситуации;
  • ценностно-ориентационная – основная в представленном курсе, даёт возможность осознать себя как личность, формирует ценностные ориентиры.

Достижение поставленной цели в ходе реализации программы факультативного курса «Ценность здоровья как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы» предполагает следующие результаты:

  • осознание роли самосовершенствования для физического, психического и социального развития;
  • сформированность представлений о современных канонах телесной красоты;
  • сформированность эмоциональной отзывчивости на собственные поступки и поступки литературных героев в ситуациях ценностного выбора, связанного со здоровьем;
  • осознание своей социальной роли в обществе и выбор соответствующей модели поведения;
  • убеждённость в том, что ценностное отношение к здоровью есть предпосылка успешной жизнедеятельности;
  • готовность к изменению собственного стиля жизни на основе осознания здоровья как абсолютной ценности.

Методы организации занятий:

  1. Работа с книгой. В основе этого метода – работа с текстом самого произведения и с научной литературой для уточнения анализируемых понятий.
  2. Беседа. Открывает возможность участия в беседе подавляющего большинства учеников и создания непринуждённой обстановки.
  3. Лекция. Служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, обобщающий материал. В ходе неё излагаются основы знаний по соответствующей теме.
  4. Семинары. Позволяют охватить большой объём информации, тренируют самостоятельность и умение выделять главное.

Формы организации занятий:

  1. Исповедь. Подобная форма способствует обращению школьника к самоанализу, переосмыслению своей деятельности в ходе знакомства с жизнью и философией литературного героя. Этот приём будет основным при работе с произведениями, героями которых являются ровесники учащихся.
  2. Диалог. Диспут. Дебаты. Дискуссия. Основные формы при работе с произведениями. Предполагают выявление различных точек зрения, современный характер проблем и обоснование правомерности каждой из них.
  3. Встреча. Используется для более полного понимания причин поведения героя, анализа его философии и взгляда на жизнь. Редкая для факультатива форма. Не должна применяться в ситуации двоякого толкования образа.
  4. Литературная гостиная. Используется для самореализации школьников в отношениях с другими людьми и формирования способности к ролевой трансформации в ситуации культуры.
  5. Взгляд. Такая форма нужна для реализации потребности школьника высказывать свою точку зрения и признавать право на её существование в процессе коммуникации в системе «ученик – ученик», «педагог – ученик».
  6. Пресс-конференция. Такая организация занятия предполагает встречу с героями произведения с целью анализа их поступков и образа жизни, отношения к миру и к себе; с автором – с целью уточнения его замысла.
  7. Интервью. Интересная форма работы в старших классах. Может быть использована в качестве приёма работы с образом и как средство общения с самим школьником с целью выяснения его отношения к проблемам, поставленным в произведении.
  8. Следствие, суд. Такая форма позволяет выявить понимание школьниками позиции героев, мотивы поведения самих героев и оправданность или неприемлемость их поведения.
  9. Комментарии. Применяются при работе с малыми жанрами литературы для анализа произведения посредством языка и построчного объяснения художественных фактов.
  10. Телепередача. Может быть использована при работе с общечеловеческой, философской проблемой с целью выяснения существующих решений в разных областях знаний.
  11. Репортаж. Такая форма организации занятия может использоваться при анализе необычных эпизодов произведения с последующей дискуссией или дебатами.
  12. Рецензия. Представляет собой письменную форму, служащую для оценивания произведения с точки зрения его содержания и формы.
  13. «Живая газета» (устный журнал). Помогает при обращении к сквозным или вечным темам русской литературы и представляет собой освещение нескольких проблем в жанре публицистики.
  14. Наблюдение. Важный приём на факультативе. Помогает через выявление языковых особенностей текста определять идеи автора. Совершенствует языковую компетенцию.

Формы контроля знаний и умений:

  1. Эссе – небольшое сочинение на определённую тему, содержащее собственную точку зрения на рассматриваемую проблему и отношение к ней. Проводится в течение всего курса.
  2. Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
  3. Характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей (устная и письменная).
  4. Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении, его авторе.
  5. Написание рефератов, докладов.
  6. Анкетирование – вопросы и предполагаемые ответы по теме факультативного курса, позволяющие выявить уровень сформированности ценностного отношения к здоровью и умение анализировать произведения с точки зрения заявленной проблемы. Проводится в начале и в конце курса.
  7. Творческий отчёт – создание оригинального художественного текста, поднимающего проблему ценностного отношения к здоровью. Проводится на последнем занятии курса.

Библиографический список:

  1. Асадов, Э. Стихотворения. Поэмы / Э. Асадов. – М.: Эксмо, 2003. – 532 с.
  2. Веллер, М. И. Приключения майора Звягина / М. И. Веллер. – СПб.: Объед. капитал: Изд-во АОЗТ «Норма-пресс», 1997. – 461 с.
  3. Дворникова, Е. И. Развитие эмоционального мира личности средствами художественной литературы / Е. И. Дворникова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 208 с.
  4. Ерофеев, В. В. Москва-Петушки и пр.: [Поэма] / В. В. Ерофеев. – М.: Прометей, 1989. – 122 с.
  5. Петрушевская, Л. Новые Робинзоны: Повесть / Л. Петрушевская. – М.: Вагриус, 2002. – 152 с.
  6. Петрушевская, Л.: Случай в Сокольниках: Рассказы из иной реальности / Л. Петрушевская. – М.: Вагриус, 2002. – 176 с.
  7. Симонова, Л. С. Круг: Повесть /Художн. А. Остроменцкий /
    Л. С. Симонова. – М.: Дет. лит., 1990. – 175 с.: ил.
  8. Симонова, Л. С. Лабиринт: Повесть/ Художн. А. Остроменцкий /
    Л. С. Симонова. – М.: Дет лит., 1993. – 240 с.: ил. – (Подросток).
  9. Токарева, В. С. Из жизни миллионеров: Рассказы и повести /
    В. С. Токарева. – М.: Аст, 2003. – 621 с.
  10. Улицкая, Л. Е. Детство сорок девять: Рассказы / Художн.
    В. Любаров / Л. Е. Улицкая. – М.: Эксмо, 2003. – 88 с.
  11. Улицкая, Л. Е. Казус Кукоцкого: Роман / Л. Е. Улицкая. – М.: Эксмо, 2003. – 448 с.
  12. Улицкая, Л. Е. Медея и её дети: Роман / Л. Е. Улицкая. – М.: Эксмо, 2004. – 264 с.
  13. Улицкая, Л. Е. Рассказы. Повести / Л. Е. Улицкая. – М.: Эксмо, 2001. – 322 с.