Урок русского языка во 2-м классе по теме "Заглавная буква в именах собственных"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Показать, насколько качественно дети усвоили тему, выяснение и исправление ошибок по теме. Воспитывать любовь к животным. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок.

(Представление гостей – членов жюри)

III. Словарная работа (по перфокартам).

IV. Минутка чистописания.

Подпись: Для чего нужны заглавные буквы?

Новгород Павел Днепр

V. Диктант.

- Котенок Барсик дружит со щенком Зямой. Они живут у Кости Рябина. Еще у Кости есть попугай Эдик и хомяк Фомка.

- Как же вы написали клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).

котенок Барсик

попугай Эдик

ВЫВОД: Клички животных пишутся с заглавной буквы

- Правильно. Клички животных – это имена собственные.

VI. Упражнение.

На доске:

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка.
А еще у них была
Собачка Мурка.
А еще – два козла:
Сивка да Бурка!

- Прочитайте про себя. Вслух. Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать:

собака Жучка
курица Хохлатка
корова Буренка
кошка Мурка
жеребята Сивка да Бурка

- Посмотрите на доску. Догадайтесь, как зовут животных.

Любую ли корову можно назвать Буренкой? (Буренка – бурая, серовато-рыжая окраска).

ВЫВОД: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям

Подпись: Физкультминутка «Зайчики»

VII. Викторина.

- Я читаю отрывки из знакомых вам сказок, а вы, ребята, записываете имя персонажа на листочек.

  1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка).
  2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).
  3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит).
  4. Как зовут малышей-коротышек из романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…).

- Почему их так зовут? Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам. И не нужно долго разгадывать, что они означают. Все понятно.

VIII. Ты и твое имя.

- То же мы можем наблюдать и у имен. Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его назвали Перва или Первой, второй – Второй, Вторак, третий – Третьяк… Давалось имя по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк (родился весной), Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

- У каждого есть свое имя.
- Как твое имя? (Сергей).
- А сокращенное? (Сережа).    
- Кто тебя так называет?
- А как твое имя?
Подпись: Беседа с детьми

IX. Игра «Не ошибись».

Василий – Вася
Николай – Коля
Антонина – Тоня
Людмила - Люда
Оля – Ольга
Лена – Елена

Надя – Надежда

Вова - Владимир

- А как вас называет мама, бабушка?

- А как вы ласково называете своего братика, сестренку? (Люба: Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка).

- Подберите и запишите к своему имени или имени своего друга 2-3 ласковые формы.

На доске:

Наталья: Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.

- Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако нередко слышишь не имена, а клички; в этих формах звучит пренебрежение к человеку, умаление его достоинства перед тем, кто к нему обращается.

- Задумывались ли вы над тем, что означает ваше имя? Многие имена заимствованы из других языков. У каждого из вас на парте лежит конверт с сюрпризом. В нем на карточке написано ваше имя, откуда пришло оно и что обозначает, а также астрология вашего имени. Все это вы посмотрите на перемене, дома с родителями. И будете гордиться своим именем!

А сейчас посмотрите на доску:

Александр (греч.) – защитник людей (у нас пять Александров).
Александразащитница людей, мужественная, надежная.
Ярослав (славянское) – сильный и славный (это имя носили 16 русских князей).
Григорий (от древнегреч.) – бодрый.
Елена (древнегреч.) – солнечная, светлая, сияющая.

ВЫВОДЫ:

  • Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы
  • Имена сказочных героев пишутся с большой буквы

Х. Большая буква в названиях рек, морей, океанов.

- Возьмите листочки и соедините линией названия рек, морей, океанов.

ВЫВОД: Названия рек, морей, океанов, то есть географические названия пишутся большой буквы

XI. Итог урока.

Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:

котик Васька и Пушок,
песик Шарик и Дружок,
дети Поля и Антон,
дядя Коля, дед Семен,
города Рязань, Ковров,
Александров и Ростов,
реки Волга и Ока?
Скажешь мне наверняка!

Имена собственные пишутся с заглавной буквы

- А теперь – слово жюри.

Приложение.