Развитие умения анализировать, обобщать, решать задачи

Разделы: Начальная школа


Цели: учить дополнять формулировку текстовой задачи новым дополнительным требованиям; совершенствовать умения решать задачи; развивать умения анализировать и обобщать.

Оборудование: компьютер, карточки, презентация, словарь Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

-Сегодня у нас необычный урок. НА этом уроке мы будем готовиться к полёту в космос. Наша подготовка будет успешной, если мы выполним главную задачу урока: «Научимся решать составные задачи»

И если мы пройдём все этапы, хорошо подготовимся, то эта ракета унесёт нас в космос, где мы откроем новую звезду. (Идёт слайд)

А как мы её назовём, вы узнаете, просмотрев фильм.

(фильм с диска, просмотр слайдов)

-Как вы думаете, как будет называться звезда? (Станица Кагальницкая)

-А вы любите свою станицу?

- А что мы можем для неё сделать? (Убрать территорию, посадить молодые саженцы, цветы); а ещё мы попытаемся открыть новую звезду.

-Итак, теперь мы с вами экипаж, который должен хорошо подготовиться к полёту.

2. Повторение изученного.

-Готовы к полёту?

-Первое, что мы должны сделать, это проверить скафандры, ведь мы не сможем обойтись без них. Готовы?

-В каком году была основана станица Кагальницкая? (1809)

-Какая дата приближается?

-А теперь возьмите листочки, которые лежат у вас на уголке парты, мы будем называть их пультами, и поставьте оценку за первое задание. Если всё запомнили и справились с заданием, то ваши скафандры в порядке, и вы ставите себе-5.
-Скафандры готовы, но часто полёту мешает облачная погода. Впереди у нас облака, но мы сможем их разогнать, если будем быстро и чётко считать. Готовы?

(Идёт слайд с задачей)

-Как вы считаете, чем является эта запись? (Задача)

-Почему вы так решили? (Есть условие и требование)

-Сформулируйте условие задачи? - Сформулируйте требование задачи?

-Так как ответить на требование задачи? (25+14=39)

-Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу?(39)

-Молодцы! Посмотрите на доску и составьте задачу по схеме. (На доске задача)

-Прежде чем составить задачу, вспомним из чего она состоит? (Условие, требование, решение, ответ.)

-А теперь составьте задачу по схеме.

-Возьмите свои пульты, поставьте оценки. Если вы работали активно и не испытывали затруднений – то 5.

-Но в впереди ещё облака, я думаю, что с ними мы тоже справимся. Итак, полетели разгонять тучи. (Дети решают числовые выражения, которые расположены на слайде)

-Умницы! Справились заданием.

3. Тема урока.

-Ребята, расположите числа в порядке возрастания, если справитесь, то прочитаете тему нашего урока.

4. Изучение нового материала.

-Ребята, прочитайте задачу. Школьники посадили саженцы яблонь и груш. Яблонь было посажено 20, а груш на 4 меньше. Сколько всего саженцев яблонь и груш посадили школьники?

-Сформулируйте условие задачи?

-Что известно из условия задачи?

-А что известно о саженцах груш?

-Сформулируй требование задачи?

-Дополни формулировку задачи новым требованием.

5. Работа в тетради.

-Давайте сделаем чертёж задачи и запишем решение и ответ задачи.

(Выполняется чертёж на доске, и записывают решение по действиям)

  1. 20-4=16(с.)- посадили груш.
  2. 20+16=36(с.)- всего посадили.

Ответ: 36 саженцев.

6. Физминутка.

7. Работа с учебником.

-Ребята, а кто из вас знает что такое «амбар». (Ученики высказывают свои предположения, а потом учитель зачитывает значение из словаря Ожегова.)

-Откройте учебник на странице 29 и найдите задачу № 4.

-Прочитайте задачу про себя.

-Сформулируйте условие задачи?

-Что известно из условия задачи?

-А что известно о мешках с ржаной мукой?

-Сформулируй требование задачи?

-А теперь давайте сделаем чертёж к задаче.

-Как узнать, сколько было мешков с ржаной мукой?

28-6=22(м.) - с ржаной мукой.

-Сформулируй новое требование, так чтобы задача решалась в два действия? (Сколько всего было мешков)

-Как это можно показать на чертеже? (Дополнительным промежуточным требованием)

-Посмотрите на эти две задачи и сравните, чем они отличаются? (Первая задача решается в одно действие, а вторая решается в два действия; во второй задаче мы ввели дополнительное промежуточное требование.)

-Давайте составим алгоритм решения задачи:

-Сформулируй условие

-Сформулируй требование

-Если нельзя ответить на требование задачи, введи дополнительное промежуточное требование.

-Итак, отправляемся в полёт. Пока будем лететь. Мы применим свои знания на практике. Сейчас мы будем работать в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группах. (Идёт слайд)

-Сейчас я каждому раздам карточку, на которой задача, вам необходимо правильно решить и тогда перед нами откроется наша звезда. (Дети поделены на 3 группы: сильные, слабые, средние.)

1 группа: (сделать чертёж и решить задачу)

В станице Кагальницкой в первый месяц построили 300 домов, а во второй на 100 домов меньше. Сколько всего домов построили?

2 группа: (сделать чертёж и решить задачу)

Ко дню рождения школы посадили 200 саженцев берёз, а лип посадили на 100 меньше. Сколько саженцев лип посадили?

3 группа: (ввести дополнительное промежуточное требование, чтобы задача решалась в два действия)

К празднику станицы Кагальницкой в первый день убрали 400 метров парка, а во второй день на 130 метров больше. Сколько метров парка убрали во второй день?

-А сейчас слово предоставляется группам.

8. Итог урока.

-Как вы думаете, по итогам нашего урока мы достойны звезду назвать именем нашей станицы и класса?

-А чтобы её увидеть давайте продолжим фразу:

«На уроке мы узнали, что задачу можно решить в два действия, но для этого нужно:

(идёт слайд)

Молодцы! А вот и наша звезда. И чтобы мы никогда об этом не забыли я дарю вам эту звезду. (учитель вручает детям звезду)

(идёт слайд)

Литература.

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект "Перспективная начальная школа" / Чекин А.Л. под редакцией Р.Г. Чураковой Изд. 3 -, исп. М.: Академкнига/Учебник, - 2006.
  2. / Чекин А.Л.Математика: 2кл.: Учебник: В 2ч. / - Изд.2, иср. И доп. - М.: Академкнига/Учебник, 2007 -Ч. 2.
  3. Чекин А.Л.Математика: 2кл.: Методическое пособие / -М.: Академкнига/Учебник.2006 г.