Разработка урока окружающего мира по теме "Тепловые пояса Земли"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • выявление понимания учащимися особенностей природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами;
  • формировать умение работать в группе в ходе решения поставленной задачи

Задачи:

  • сравнение приспособляемости растений и животных к природным условиям;
  • работа в группе (умение распределять задания между участниками)
  • работа с текстом (умение находить нужную информацию в тексте по вопросам)

Планируемый результат: умение создать конечный продукт – карту «Растительный и животный мир тепловых поясов Земли»

Ход урока.

1. Постановка проблемы:

Разыгрывание сценки

Мальчик: Где на Земле теплее?

Девочка: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.

Мальчик: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида.

Девочка: А как вы думаете, ребята?

Проблемный вопрос: Где на Земле теплее всего?

Попробуем разобраться в этом вопросе.

Наша Земля, земной шар – наш общий большой дом. Вы уже многое знаете о Земле, но еще больше вам предстоит узнать. Ученые расширяют наши знания о Земле. Сегодня вам предстоит сделать еще одно открытие. Готовы?

2. Решение поставленной задачи

Я предлагаю вам совершить необычное путешествие – кругосветное. Мы разделились на три команды. В составе экспедиции будут географы, метеорологи, зоологи, ботаники.

Что изучает каждый из этих ученых?

Каждая команда получит путевой лист, ведь путешественники обычно ведут записи всего того, что они увидят по пути. Путевые записи мы объединим в один большой журнал, а кроме того вам предлагается создать карту «Животный и растительный мир тепловых поясов Земли»

Какое же путешествие без капитана? (дети выбирают капитана в каждой группе, а также распределяют роли в группе)

Задание 1.

Задание для группы 1

Внимательно ознакомьтесь с описанием участка земной поверхности и ответьте на вопросы. Ответы запишите в путевой лист.

Эти участки земной поверхности занимают Северный и Южный полярный полюса ( ледяные пустыни), а также тундру. Полгода Солнце не показывается над горизонтом. Такой период называется полярной ночью. В небе светит луна и мерцают звезды. Иногда возникают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Зимой температура воздуха опускается до -60 градусов мороза и ниже. Летом Солнце светит круглые сутки. Очень редко температура поднимается до +2 градусов тепла.

Конечно, в таких суровых условиях могут выжить очень мало растений и животных. Растения здесь низкорослые, у них небольшие корни, маленькие листья, стебель стелется по земле. Это морошка, голубика, брусника, карликовая ива, мхи. Животные надели шубки из густого меха защитной белой окраски, запасли толстый слой подкожного жира. Это белые медведи, тюлени, моржи, северный олень, а в Антарктиде(холоднее места не сыщешь во всём мире) - тоже есть жильцы – пингвины и морской леопард. Они держатся поближе к берегу. Тут и теплее, и пищу в море легче раздобыть.

Задание для группы 2

Внимательно ознакомьтесь с описанием участка земной поверхности и ответьте на вопросы. Ответы запишите в путевой лист.

Широкой полосой по обе стороны экватора протянулся тропический пояс. Здесь находятся жаркие страны.

Солнце в этом тепловом поясе высоко посылает на Землю почти прямые лучи, они сильно нагревают земную поверхность . Здесь лето похоже на зиму. Вместо лета и зимы различают сезон дождей и сухой сезон. В сезон дождей температура воздуха опускается до +10градусов тепла, а в сухой сезон температура может подниматься до +50 градусов. Чем ближе к экватору, тем дольше длится сезон дождей. После дождя земля насыщается влагой, вся природа оживает. В тропическом лесу огромное разнообразие растений, ведь здесь постоянное тепло и много осадков. Растут в тропиках пальмы, банан, бамбук, баобаб, разнообразные лианы. В этом поясе есть и величайшие в мире пустыни и безлесные степи – саванны. Здесь живут зебры, жирафы, львы, антилопы, страусы, бегемоты, слоны. В тропических лесах – попугаи, обезьяны

Задание для группы 3

Внимательно ознакомьтесь с описанием участка земной поверхности и ответьте на вопросы. Ответы запишите в путевой лист.

Там, где мы живем – между полярным кругом и тропиками , солнце никогда не бывает в своей высокой точке. После зимы приходит весна, затем лето, которое сменяет осень. Лето не слишком жаркое, температура поднимается выше +30 градусов, а зима не такая холодная, как в холодном поясе.

В этом поясе растут леса – хвойные и лиственные. Они тянутся на тысячи километров. В них произрастают ели и сосны, дубы и березы, клены и осины. Богатая почва способствует росту многих растений. Бродят по лесам красавцы лоси, олени, кабаны, встречается бурый медведь, волк, рысь, лиса, скачут по деревьям белки, скрываются в ветвях разнообразные птицы.

Ответьте на вопросы: (каждому участнику группы нужно ответить на вопрос и ответ записать в путевой листок)

  • Вопрос географам: Назовите, где расположен этот тепловой пояс?
  • Вопрос метеорологам: Какой климат на этом участке земной поверхности?
  • Вопрос ботаникам: Какие растения растут в этом тепловом поясе?
  • Вопрос зоологам: Какие животные живут в этом тепловом поясе?
  • Вопрос для всей группы: Как бы вы назвали этот пояс Земли? Каким цветом на карте вы предложили бы закрасить этот участок?

3. Презентация.

Каждая группа рассказывает о том, что они узнали по плану:

  1. Где расположен тепловой пояс?
  2. Каким цветом обозначим его на карте?
  3. Какие климатические условия в этом тепловом поясе?
  4. Какие растения растут в этом тепловом поясе?
  5. Какие животные живут в этом поясе?

4. Практическая работа

Ход работы:

На контурной карте полушарий:

  1. обозначьте красным цветом - экватор, оранжевым цветом - Северный и Южный тропики, синим цветом - Северный полярный и Южный полярный круги;
  2. Закрасьте жёлтым цветом жаркий тепловой пояс, зелёным цветом - умеренные тепловые пояса, а голубым цветом - холодные тепловые пояса и подпишите названия тепловых поясов.

5. Подведение итогов

Итак, мы выслушали отчет о путешествии каждой экспедиции и думаю теперь мы можем ответить на вопрос: «Где же на Земле теплее всего?»

От чего это зависит (от того, что Земля нагревается неодинаково: где-то жарко, а где-то холодно)

Посмотрите на схему в учебнике на с.91

- Найдите Северный и Южный полюса.

-Как попадают солнечные лучи на полюса Земли? (наклонно)

-И зимой и летом они скользят по поверхности земли и очень слабо нагревают ее.

-Где земная поверхность получит больше всего тепла? ( на экваторе)

-Действительно, области, лежащие у экватора, получают прямые солнечные лучи и нагревают сильнее. Количество солнечного тепла поступающего на Землю уменьшается от экватора к полюсам.

Задание 2.

  1. Отберите иллюстрации необходимых растений и расположите( приклейте) изображения на карте в возможных местах произрастания
  2. Отберите иллюстрации необходимых животных и расположите( приклейте) изображения на карте в возможных местах проживания

(после этого дети каждой группы приклеивают отобранные ими картинки с растениями и животными на контурную карту)

6. Рефлексия:

-Что получилось? Что не получилось? Почему?

-Какие трудности испытывали?

- Где на Земле теплее всего? Отчего это зависит?