"Зима в крае и в сердце моем!". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: исследование, добыча и поиск новых знаний, совершенствование маленьких и больших открытий; воспитание любви и бережного отношения к природе родного Хабаровского края.

Ход занятия

Учитель: Ребята, мы начинаем нашу мастерскую: "Зима в крае и сердце моём"

Зима пришла в наш край
В село родное.
Засыпан снегом школьный двор
И в класс пришла зима:

Слайды 1-13

(Звучит музыка А. Вивальди Времена года "Зима"

Учитель: Сегодня мы будем стремиться познать смысл слова ЗИМА

У каждого человека с этим словом связаны ощущения холода, красоты, покоя, радости, смирения.

Происходит замирание природы на длительный срок

Попытаемся, свои ощущения, порывы нашей души, мыслей, чувств, которые могут появиться в ходе нашего занятия, перенести на лист бумаги в виде стихотворных строк или просто слов, которые польются сами собой:

Для успеха нашей работы попробуйте дать волю своим мыслям, довертесь своим чувствам, когда будете писать, вспомните о своих наблюдениях во время зимней прогулки:

(Просмотр на экране фотографий с зимней прогулки)

Слайды 14 - 16

1.(На экране написаны слова)

Слайд 17

Солнце, тепло, запах, снег, морозцы, птицы, почки, березка, природа, травка, снегири, сугробы, дети, река, лыжи, каток, санки, горка, листья, небо, снежинки)

Учитель: Начало нашего занятия мы посвятим работе со словами, поэтому всё, что вы услышите и посчитаете для себя важным и нужным, постарайтесь записать.

Мысленно разделите лист на 2 части - в левом углу нарисуйте солнышко и выпишите те слова, которые близки состоянию вашей души т. е. "тёплые" слова. В правом углу нарисуйте снежинку и выпишите "холодные" слова.

(Цель задания: ученики обдумывают слово, запоминают его написание, у них рождаются ассоциации, включается в работу подсознание.)

2. Учитель: А сейчас мы совершим поэтическое путешествие по нашей дальневосточной земле:

Мы с вами живём на этой прекрасной земле и каждый год с особым замиранием сердца встречаем нашу длинную, морозную зиму, любим её, потому что она приносит нам зимние забавы.

Когда наступают морозы и всё покрыто пушистым снегом, это значит, что к нам пришла Зима!

Послушайте стихи Евгения Кохана нашего дальневосточного поэта. Я буду читать, а вы выбирайте те слова, которые вам понравились, и записывайте их.

Тайна.

В том лесу, где прячутся метели,
Где мороз ткёт снежные ковры,
Справили синички новоселье
И гостинцев ждут от детворы.

Там вокруг прозрачно и хрустально,
Там о чем-то шепчет тишина.
И стоит волшебный лес, как тайна:
Куст раздвинешь -
Откроется она.

Зимняя сказка

Намолола вьюга-мельница
Снежных хлопьев закрома.
Сани есть, конь-вихрь имеется,
И - поехала зима.

В тёплой шубе, белых валенках,
Лисья шапка, как в огне.
Ни больших она, ни маленьких
Не оставит в стороне.

Ущипнёт рукой загадочной
Так, сто ухо три да три.
И подарит терем сказочный
С русской печкою внутри.

Чистописание

Снег засыпал склоны, тропки,
И далёко-далеко
Вижу я, как будто сопки
Держат в блюдцах молоко.

Выйдешь в поле утром ранним,
Так и ахнешь - чудеса:
На снегу чистописаньем
Занимается лиса.

3. (Обмен листочками с соседом по парте)

- Допишите соседу свои слова, сделайте ему зимний подарок из красивых слов, близких состоянию вашей души.

4. - А сейчас мы заглянем в разные уголки нашей великой Родины - России и услышим, как писали о зиме А. Пушкин, Ф. Тютчев, И. Суриков.

(Стихи читают заранее подготовленные дети)

1.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно: (И. Суриков)

2.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)

3.

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

Учитель: Выпишите словосочетания из стихотворений русских поэтов.

5. (Чтение всех слов, которые учащиеся записали на уроке.)

(Про себя)

- Найдите самые "главные" слова, которые заставили сильно биться ваше сердце. обведите их.

6. (На экране неоконченные фразы)

Слайд 18

Они могут быть началом наших сочинений.

1. Чудесный вид зимней природы:

2. Лучи солнца осыпали холодным блеском наш край.

3. На Дальний Восток зима приходит:

4. Побежала позёмка:

5. Посыпал снег - началась:

6. Под холодным сводом застыли:

7. Ночью ударил сильный:

8. Наша дальневосточная тайга уснула до:

9. Взошло над зимним лесом:

10. Пушистым покрывалом одеты:

Учитель: Я уверена, что каждый из вас сможет написать сочинение или сочинит своё стихотворение.

(Написание сочинений учащимися. Самостоятельная работа.)

7. Чтение сочинений учащимися по желанию.

Работы учащихся

* * *

Как прекрасен Дальний Восток зимой!

Густыми шапками накрыты леса и сопки. От дуновения холодного ветка кедры качаются и шумят. Инеем украсились берёзы и тонкие осины. Ходит по нашим лесам мороз, постукивает по деревьям, которые уснули на длительное время.

Коротки зимние дни. Синий сумрак выползает из леса и повисает над сугробами. Вечером на ясном зимнем небе зажигаются звёзды.

Тихо падает снежок

Голубой и нежный,

Всё на Дальний на Восток

На село Хурбу.

(Зинченко Никита)

* * *

Под холодным сводом застыли деревья. Кажется, они уснули в каком-то сказочном царстве. Не слышно птиц, только одинокий дятел постукивает по дереву, добывая себе корм. На ветках рябины можно встретить снегиря. Он прилетел полакомиться горькими ягодами рябины. Если одинокая птичка сядет на ветку, то она даже не дрогнет. Великие труженики муравьи спрятались в своём городе муравейнике, закрыв на зиму все ходы и выходы.

Наша дальневосточная тайга уснула на долгую зиму.

(Мельникова Анастасия)

* * *

Забушевала метель и побежала позёмка. Деревья оцепенели в зимнем сне. Под холодным сводом застыли кусты. Трудно животным найти пищу в лесу. Утром на снегу звери и птицы оставляют цепочку следов. Мы с друзьями, любим гулять по зимнему лесу и фантазировать. Сугробы снега нам кажутся логовом каких-то необычных животных. Все деревья одеты в снеговые шапки, как стражники смотрят на нас. Блестят снежинки, как крупинки золота и других драгоценных камней.

Очень красива наша дальневосточная тайга!

(Минченко Павел)

* * *

Зима - Это самоё любимое время года. Зиму я люблю за то, что можно покататься на санках, на лыжах, можно съездить на лыжную базу "Холдоми". Зимой можно поваляться в снегу, поиграть в снежки с друзьями. Можно сделать снеговиков, снегурочек, всякие снежные фигуры, и конечно можно сделать горку.

А еще я люблю наблюдать за тем, как падает снег. Мне очень нравиться снег, потому что он переливается на солнце, он очень красивый серебристый и белоснежный. Эту волшебную красоту невозможно не любить.

(Тухватулина Анастасия)

* * *

В этом году у нас очень морозная зима. Намело много снега. Таких сугробов я ещё не видел. Чтобы пойти в школу, мы с мамой всё утро откапываем крыльцо и дорожку до калитки. Большому снегу мы с ребятами рады, но переживаем за лесных жителей, ведь им очень тяжело пробираться по глубокому снегу в поисках корма.

Птиц мы стараемся подкормить. У нас около школы много кормушек и мы ежедневно насыпаем корм, а потом наблюдаем, как к кормушкам прилетают воробушки поклевать зёрна. Многие мальчишки из нашего класса развесили кормушки около своих домов.

Нужно много сил людям, животным и птицам, чтобы пережить суровую зиму, а она у нас на Дальнем Востоке долгая.

(Мадьянкин Александр)

* * *

Зима великолепное время года. Я обожаю зиму за её сказочные деревья, когда они одеты в белые шапочки. Это очень красиво. Я люблю зиму за её снег, когда он идёт в новогоднюю ночь и на небе светят звёзды, это просто прекрасно.

Выпал снег
Кругом бело
Всюду снега намело
Стало тихо и светло.
(Михальков Николай)

* * *

Пришла зима суровая
Трещит мороз кругом.
Но не страшны морозы нам
Мы гуляем по дворам.
(Сытникова Анна)

* * *

Вьюга воет и ревёт
И морозы к нам зовёт.
Но друзья не расслабляйтесь
В школу дружно собирайтесь.
(Коваленко Татьяна)

Пришла зима
И с ней вернулась стужа,
Природа замерла
Как будто погрузилась в сон.
Поля и реки под пуховым,
Белым покрывалом задремали
В ожиданье тёплых дней.
Лес с грустью наблюдает
В морозный зимний день.
А воробьёв, клестов, синиц
Морозы не пугают,
Ведь добывая корм
Они активность не теряют.
(Мискевич Евгений)

8. Обсуждение результатов проделанной работы.

Как рождается текст?

Что было самым трудным при написании сочинения? Ребята, которые сочинили стихи, что было трудным для вас?

Сегодня вы убедились, что все умеете писать, и многие из вас умеют сочинять стихи, и наша мастерская этому способствовала.

Вы все прикоснулись к творчеству, открыли свою душу, поделились своими мыслями:

Итог: У вас на столах лежат снежинки и солнышки. Если вам понравилось заниматься в нашей мастерской, и холодный снег растопил вашу душу, поднимите солнышки, а если ваша душа осталась холодной, вам было неинтересно, поднимите снежинки.

Слайд 19