В тематическом и поурочном планировании « География. Гидросфера. 6 класс» необходимо провести 4 практические работы, тогда как на изучение темы отводится всего 5 часов. Так как в 6 классе формируются базовые географические знания и умения, то очень сложно соотнести количество отведенных часов на изучение и формирование умений и навыков. Поэтому, я предлагаю презентацию урока-практикума, на котором поэтапно учащиеся добывают новые знания, через выполнение обучающей практической работы на контурной карте. Данная практическая работа эффективна тем, что развивает умение работать с картами атласа, учащиеся выполняют задания в группах и вступают в контакт друг с другом, помогая и корректируя работу группы. Кроме этого, при проведении данной работы преследуется цель, направленная на выполнение домашней практической работы по выполненному образцу на уроке с помощью плана, который создается по мере выполнения практической работы на уроке.
А так же, при огромном количестве программных практических работ, необходимо учитывать, что география в 6 классе – это «азбука школьной географии», способствующая развитию познавательного интереса к предмету. Поэтому развитие мотивации изучения географии, формирование практических умений и способов деятельности, применение их в повседневной жизни являются важными педагогическими задачами учителя на современном этапе. И чем разнообразнее будет подход к выполнению практических работ, тем интереснее будет процесс добывания знаний у учащихся.
Цель урока: познакомить с понятием «река» как составная часть воды суши.
Задачи:
- Образовательные:
- узнать, что такое река и ее части;
- учить находить географические объекты на карте;
- учить применяют географические координаты для определения истока и устья изучаемых рек на географических картах;
- научить работать с контурной картой для обозначения изучаемых рек;
- сформировать понимание значения рек в природе и жизни человека.
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- научить выделять главную мысль, пересказывать, обобщать.
- Воспитательные:
- научить работать в группах.
Планируемый результат: каждый учащийся выполняет обучающую практическую работу «Обозначение на контурной карте крупнейших рек» и одновременно готовятся к выполнению итоговой практической работе «Описание реки по плану», которую необходимо будет выполнить дома.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Подготовка учащихся к работе. Взаимное приветствие, комплектование групп.
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Гидросфера». Для определения темы урока предлагаю группам отгадать загадки:
1. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.4. С горы пришла,
В море ушла.5. Я начинаюсь с ручейка,
Теку сквозь страны и века,
Дорогу к морю находя,
Ты знаешь, что такое я?6. Я – часть тебя,
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою волною,
Крутые берега, играя, мыть.
Учащиеся отгадывают загадки.
Учитель: О чем эти загадки? Назовите тему урока.
Учащиеся называют тему урока и ставят перед собой цели урока. Учитель записывает тему урока на доске и обращает внимание на то, что сегодня урок-практикум.
– В ходе урока мы будем выполнять задания практической работы «Обозначение крупнейших рек мира» и одновременно готовиться к практической работе «Описание реки по плану», которую нужно будет сделать дома.
III Изучение нового материала
Слайды 3-4
– Какое значение имеют реки для человека? Вам знакомо это место на снимке? На какой реке расположен наш город? Что вы еще знаете о реке? Какие еще реки Нижегородской области вы знаете? Как используют реки?
Слайд 5
– Что такое река?
Слайд 6
– Что такое исток? Определить истоки предложенных рек, отметить их на к/к.
Слайд 7
– Что такое устье? Определить устье предложенных рек, отметить на к/к
Слайд 8
– Что такое русло?
Слайд 9
– Что такое притоки? Как можно определить: какой приток левый, а какой – правый?
Слайд 10
– Речная система – это ...
– Подписать притоки рек.
Слайд 11
– Бассейн реки – это ...
– Отметить бассейны рек, от истока до устья
синим цветом.
Слайд 12
– Что такое водораздел? Подписать формы рельефа, которые служат водораздела между реками.
Слайды 13-14
– Питание рек. Все реки имеют смешанный тип питания.
Задание: из списка выберите реки со смешанным питанием, только с дождевым питанием: Миссисипи, Амазонка, Обь, Амур, Енисей, Нил, Волга, Конго, Лена; подчеркните на к/к одной чертой – смешанный тип питания, двумя- дождевой тип питания.
Слайд 15
«Правила», по которым живет река. Работа с учебником, стр. 119-120.
1. Что такое режим реки? От чего зависит? (1
группа)
2. Кратковременный подъем уровня воды …? К каким
последствиям может это привести? (2 группа)
3. Продолжительный подъем уровня воды …? Когда
происходит? Может ли сопровождаться стихийным
явлением ? (3 группа)
4. Уровень воды снижается и вода не выходит из
русла …? Когда это происходит? Как вы думаете на
реках нашей области в это лето наблюдался это
процесс? (4 группа)
Определить в какое время года будет половодье на
реках, которые указанны в карточках, на к/к
написать словами.
Слайд 16
По отрывкам из стихотворений, узнать о какой реке идет речь: горной или равнинной. [Приложение 1]
IV. Подведение итогов
Слайды 17-18
– Закрепление изученного материала.
– Учащимся предлагается через слайды проверить
выполнение работы на контурной карте друг у
друга.
V. Информация о домашнем задании
Слайды 19-20
Информация о выполнении домашнего задания [Приложение 2]