Урок-практикум с использованием ИКТ "Реки – артерии Земли". 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


В тематическом и поурочном планировании « География. Гидросфера. 6 класс» необходимо провести 4 практические работы, тогда как на изучение темы отводится всего 5 часов. Так как в 6 классе формируются базовые географические знания и умения, то очень сложно соотнести количество отведенных часов на изучение и формирование умений и навыков. Поэтому, я предлагаю презентацию урока-практикума, на котором поэтапно учащиеся добывают новые знания, через выполнение обучающей практической работы на контурной карте. Данная практическая работа эффективна тем, что развивает умение работать с картами атласа, учащиеся выполняют задания в группах и вступают в контакт друг с другом, помогая и корректируя работу группы. Кроме этого, при проведении данной работы преследуется цель, направленная на выполнение домашней практической работы по выполненному образцу на уроке с помощью плана, который создается по мере выполнения практической работы на уроке.

А так же, при огромном количестве программных практических работ, необходимо учитывать, что география в 6 классе – это «азбука школьной географии», способствующая развитию познавательного интереса к предмету.  Поэтому развитие мотивации  изучения географии, формирование практических умений и способов деятельности, применение их в повседневной жизни являются важными педагогическими  задачами учителя на современном этапе. И чем разнообразнее будет подход к выполнению практических работ, тем интереснее  будет процесс добывания знаний у учащихся.

Цель урока: познакомить с понятием  «река» как составная часть воды суши.

Задачи:

  • Образовательные:
    • узнать, что такое  река и ее части;
    • учить находить географические объекты на карте;
    • учить применяют географические координаты для определения истока и устья изучаемых рек на географических картах;
    • научить работать с контурной картой для обозначения изучаемых рек;
    • сформировать понимание значения рек в природе и жизни человека.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес;
    • научить выделять главную мысль, пересказывать, обобщать.
  • Воспитательные:
    • научить работать в группах.

Планируемый результат: каждый учащийся выполняет обучающую практическую работу «Обозначение на контурной карте крупнейших рек» и одновременно готовятся к выполнению итоговой практической работе «Описание реки по плану», которую необходимо будет выполнить дома.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе. Взаимное приветствие, комплектование групп.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Гидросфера». Для определения темы урока предлагаю группам отгадать загадки:

1. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.

4. С горы пришла,
В море ушла.

5. Я начинаюсь с ручейка,
Теку сквозь страны и века,
Дорогу к морю находя,
Ты знаешь, что такое я?

6. Я – часть тебя,
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою волною,
Крутые берега, играя, мыть.

Учащиеся отгадывают загадки.

Учитель: О чем эти загадки? Назовите тему урока.

Учащиеся называют тему урока и ставят перед собой цели урока. Учитель записывает  тему урока на доске и обращает внимание на то, что сегодня  урок-практикум.

– В ходе урока мы будем выполнять задания практической работы «Обозначение крупнейших рек мира» и одновременно готовиться к  практической работе «Описание реки по плану», которую нужно будет сделать дома.

III  Изучение нового материала

Слайды 3-4

– Какое значение имеют реки для человека? Вам знакомо это место на снимке? На какой реке расположен наш город? Что вы еще знаете о реке? Какие еще реки Нижегородской области вы знаете? Как используют реки?

Слайд 5

– Что такое река?

Слайд 6

– Что такое исток? Определить истоки предложенных рек, отметить их на к/к.

Слайд 7

– Что такое устье? Определить устье предложенных рек, отметить на к/к

Слайд 8

– Что такое русло?

Слайд 9

– Что такое притоки? Как можно определить: какой приток левый, а какой – правый?

Слайд 10

– Речная система – это ...
– Подписать притоки рек.

Слайд 11

– Бассейн реки – это ...
– Отметить бассейны рек, от истока до устья  синим  цветом.

Слайд 12

– Что такое водораздел? Подписать формы рельефа, которые служат  водораздела между реками.

Слайды 13-14

– Питание рек. Все реки имеют смешанный тип питания.

Задание: из списка выберите реки со смешанным питанием, только с дождевым питанием: Миссисипи, Амазонка, Обь, Амур, Енисей, Нил, Волга, Конго, Лена; подчеркните на к/к одной чертой – смешанный тип питания, двумя- дождевой тип питания.

Слайд 15

«Правила», по которым живет река. Работа с учебником, стр. 119-120.

1. Что такое режим реки? От чего зависит? (1 группа)
2. Кратковременный подъем уровня воды …? К каким последствиям может это привести? (2 группа)
3. Продолжительный подъем уровня воды …? Когда происходит? Может ли сопровождаться стихийным явлением ? (3 группа)
4. Уровень воды снижается и вода не выходит из русла …? Когда это происходит? Как вы думаете на реках нашей области в это лето наблюдался это процесс? (4 группа)
Определить в какое время года будет половодье на реках, которые указанны в карточках, на к/к написать словами.

Слайд 16

По отрывкам из стихотворений, узнать о какой реке идет речь: горной или равнинной. [Приложение 1]

IV. Подведение итогов

Слайды 17-18

– Закрепление изученного материала.
– Учащимся предлагается через слайды проверить выполнение работы на контурной карте друг у друга.

V. Информация о домашнем задании

Слайды 19-20

Информация о выполнении домашнего задания [Приложение 2]