Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Разделы: Начальная школа


Очевидно, что пропедевтика проектной деятельности, предполагающая выраженную субъектную позицию учащихся, должна начинаться в начальной школе, а не в средней и старшей, как это было традиционно принято в большинстве школ. Это не просто “введение в науку”, в её основные понятия и постулаты, а развитие способностей воспитанников действовать творчески, достаточно самостоятельно и, что самое главное – применять полученные знания. Однако, самостоятельное ученическое проектирование не может появиться само по себе. Пропедевтика проектной деятельности детей невозможна без серьезного педагогического проектирования, обеспечивающего, ее положительный эффект. Главным компонентом которого, по мнению педагогов начальной школы 1250 является развитие у ребенка уверенности в том, что он может изменить что-то в окружающем мире, узнать то, что необходимо именно ему, причем сделать это самостоятельно.

Организация проектной деятельности, учитывающей возрастные особенности младших школьников, осложняется традиционным построением системы образования. Ученик обязан, прежде всего, выполнять учебный план, а значит, времени и сил на творчество ему может просто не остаться. Возможно, именно по этой причине работа педагога, направленная на творческое развитие детей, столь часто сводится к поиску ответственных, активных родителей, готовых выполнить задание от начала и до конца, а их детям лишь автоматически заучить чужой текст. Отдавая должное инициативным и неравнодушным родителям, нельзя не признать, что подобная практика вряд ли научит их детей думать, рассуждать, добывать самостоятельно знания, создавать что-то новое, если не будет ограничена рамками первого-второго класса.

В 2007 году учащимися 3 класса “А” была выполнена проектно-исследовательская работа, связанная с творчеством Г. Х. Андерсена.

На одном из уроков дети познакомились со сказкой Ромашка и после длительного обсуждения выяснили, что, несмотря на то, читать её интересно сказка нравится не всем, т.к. имеет грустный конец,

Ребята задались вопросом: а, какие ещё сказки с грустным концом есть у этого автора, много ли их? Для ответа на эти вопросы были прочитаны другие сказки, из них отобраны, те которые показались особенно грустными: Русалочка, Ель, Цветы маленькой Иды, Девочка со спичками, Пастушка и трубочист, Старый уличный фонарь, Серебряная монетка и др.

Естественно возникли вопросы: почему же Андерсен писал сказки с грустным концом? Может быть, у него была трудная жизнь? Может он был очень одинок? Составив целый список вопросов, дети провели исследование биографии Г.Х. Андерсена, познакомились с особенностями его страны и исторического времени, попробовали поставить себя на его место.

Многим ребятам захотелось попробовать написать свои сказки. И начался следующий этап работы, так как пришлось изучить литературные приемы, которые использовал Андерсен. Но дети есть дети, и многие не стали писать сказки с грустным концом, а попытались изменить установку на ДОБРО, т.е. показать, что жизнь продолжается, каждому в жизни найдется свое место и он ещё будет нужен…

В результате получилась большая книга “Сказки нашего класса” с иллюстрациями авторов. Эта замечательная книга участвовала в конкурсе библиотек, и каждый ребенок получил диплом 1 степени. При такой организации жизни ребятам всегда понятно, почему они сейчас работают над своим почерком, грамотностью (нельзя же выпустить книгу с ошибками), над устной речью (готовится представление собственной сказки) и т.д.

Работа “Грустные сказки печального человека”
Авторы: учащиеся 3 класса “А” ГОУ СОШ №1250
Руководитель проекта: кл.руководитель Панкратова Зоя Владимировна, учитель высшей категории, победитель окружного конкурса “Учитель года-2002” в номинации ПРОФИ.

1. Вступление.

Сказки Ханса Кристиана Андерсена знают все. Ещё когда мы были маленькими, нам мамы читали грустную историю о Русалочке и многие плакали, узнав, что она превратилась в пену морскую. Мы знакомимся с его героями и узнаём маленькую отважную девочку Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, исколовшую все пальцы крапивой, пока она шила волшебные рубашки для братьев-лебедей... Неожиданно мы узнаём, что в сказках только этого человека из поленьев могут расцвести розы. А вещи у него по ночам разговаривают и рассказывают свои чудесные истории: любви, разочарований, надежд...

Волшебное царство превращается у Андерсена в живой, понятный, знакомый мир. Чудесное так смело и удивительно сменяется у него реальным, простым, ощутимым, что мы чувствуем себя как дома и чудеса обступают нас со всех сторон.

Но что мы знаем о самом этом человеке, кроме того, что он жил в прошлом веке в Дании? Почти ничего. Как пишут переводчики А. и П. Ганзен: "К сожалению, такова судьба авторов самых любимых детских книг: убыв по возрасту из мира, куда уже не вернуться ни в сундуке-самолете, ни в семимильных сапогах, мы редко любопытствуем, кто же был тот, кто незримо был рядом с нами всё детство".

Стало грустно от этих строк и захотелось поподробнее узнать о жизни Великого Сказочника, понять, зачем он писал такие грустные сказки, и почему они нравятся нам.

Нам очень нравятся необычные сказки Андерсена. Поэтому мы сами написали сказки в его стиле. Написали и задумались. Сказки получились очень грустные, но они понравились не только нам, но и нашим родителям, друзьям. Мы читали наши сказки разным людям. Некоторым они нравились, некоторым нет. Но никто не остался равнодушным. Нам стало интересно, а что думают о грустных сказках Х.К.Андерсена наши одноклассники, зачем нужны грустные сказки и почему они нам нравятся. Мы провели анкетирование по этим трём вопросам.

Вот что получилось.

“Зачем автор пишет грустный конец?”

“Часто писатели пишут сказки с грустным концом. Они заставляют нас сопереживать их героям, страдать вместе с ними. Прочитав такое произведение, мы задумываемся над тем, что нужно было сделать, чтобы был счастливый конец. Нас учат защищать добро, ценить верность и дружбу” Алиса Дубовик.

“Я думаю, что автор пишет грустный конец потому, что он связывает сказки со своей жизнью. … если дети переживут грусть и трудности в сказке, то им будет легче пережить это в жизни” Наталия Шахгильдян.

“...в сказке “Ромашка” автор учит людей, что нужно следить за всем, что вокруг них, а в сказке “Русалочка” про то, что если ты из одного мира, то не надо искать своё счастье в другом мире” Ольга Костикова.

“У Х.К.Андерсена была очень трудная жизнь. Несмотря на признание Андерсена как писателя, в жизни Ханс оставался одиноким. И это отразилось на творчестве Ханса. Поэтому почти все его сказки имеют грустный конец”. Алиса Дубовик.

“Я думаю, что Андерсен стремился своих маленьких читателей приучить к взрослой жизни: смотреть на мир не через розовые очки, а видеть его во всех красках. Поэтому иногда конец сказочной истории бывает грустным и печальным” Асия Асадуллина.

“Чему мы учимся, читая грустные сказки”

“Когда мы читаем грустные сказки, мы учимся тому, что надо понимать грустное и надо учиться переживать. Ведь нам писатель не зря написал грустные сказки. Наверное, он хотел рассказать нам о том, что у него было очень много грустных моментов в жизни. И он решил как бы рассказать нам историю о его грустной жизни по жизни других бедных людей” Мария Ипатова.

“Когда мы читаем сказки, мы всегда ожидаем чудо: зло будет наказано, все будут счастливы. А, иногда, вместо ожидаемого счастливого конца, нам попадается сказка, в которой нельзя сразу понять, где печаль, а где тоска, где смех, а где слёзы. Когда мы читаем такую сказку, наша душа очищается. Мы открываемся добру. Мы понимаем, что в мире всё очень сложно, что не всегда добро побеждает зло, но мы, делая добро и сострадая другим, становимся мудрее. Сказка Андерсена “Снежная королева” учит нас дорожить дружбой и быть верным своим мечтам” Иван Штракин.

“Я очень люблю сказки Андерсена и часто их перечитываю. Они учат быть добрыми и не идти против бога. … с его героями всегда рад встрече. Особенно мне нравиться читать сказки вечером в непогожие дни, кажется, что всё происходит наяву” Юлия Нетылько.

“Грустные сказки учат нас переживать за героев, жалеть их. Мы учимся доброте, нам хочется защищать слабых и наказывать зло. Очень грустная сказка “Дикие лебеди”. Я очень переживала за Элизу, жалела её” Илона Адамова.

“В грустных сказках Андерсена … мы учимся ценить дружбу, смелость, доброе отношение. Мы радуемся, когда зло бывает наказано” Полина Михайлова.

“Прочитав сказку “Ромашка”, я научилась доброте и заботливому отношению к природе. А, прочитав сказку “Соловей”, я научилась понимать боль и страдания других. А когда я почитала сказку “Злой князь”, я научилась ставить перед собой реальные цели” Юлия Оленич.

“… сказка “Ромашка” учит нас доброте, отзывчивости и самопожертвованию. Эти же качества мы видим и в образе героини другой сказки “Русалочка”. Эта грустная сказка помимо прочего учит нас следовать своей мечте, стараться исполнить её несмотря ни на что. Быть смелым и мужественным человеком, внимательным и заботливым к тем, кто дорог тебе” Никита Холошевский.

“Раньше мы читали сказки, которые заканчивались счастливо, и знали, что добро всегда побеждает зло. Но теперь мы почитали и другие грустные сказки, где у героев не всё складывается хорошо. Я думаю, что эти сказки учат нас понимать, что в жизни бывают не только счастливые, но и печальные моменты. А ещё тому, что нужно ценить радостные минуты и бережно относиться к другим людям и к окружающим нас вещам” Николай Медведев.

“Каждая грустная сказка чему-то нас учит. Хотя некоторые сказки Х.К.Андерсена заканчиваются печально, мы понимаем ошибки героев” Диана Илясова.

“ Каждая грустная сказка чему-нибудь нас учит, например очень грустная сказка “Жених и невеста” … Эта сказка учит нас быть благодарными, ценить любовь и верность, оценивать людей не по красивой внешности, а по душевным качествам” Лола Аметова.

“Почему нам нравятся грустные сказки”

“Нам нравятся грустные сказки потому, что они учат тому, что если поступил не правильно, то всё может печально закончится. Грустные сказки лучше запоминаются и после них остаётся яркое впечатление, глубже переживаешь за героев, серьёзней задумываешься над концом” Анастасия Барышникова.

“Я люблю грустные сказки Андерсена, они о любви и наполнены добром. Но любовь не всегда бывает радостной, а чаще приносит боль и грусть.” Екатерина Гримаренко.

“Потому что в этих сказках есть много отважных поступков. Некоторые люди отдают свою жизнь ради добрых и хороших дел” Дмитрий Мартынов.

“Потому что в жизни бывает не только веселье и радость, а бывают грустные моменты” Роман Пермяков.

“Мы любим читать грустные сказки, потому что они учат нас хорошему. Например. Сказка “Ромашка” – учит внимательности, а “Девочка со спичками” – учит доброте. “Гадкий утёнок” – учит уважению. Хоть эти сказки и печальные, но я всё равно люблю читать их” Анна Бутузова.

“Сказки Андерсена мне нравятся за их богатый, красивый и художественный язык, за неповторимые литературные образы” Никита Холошевский.

Выводы, сделанные ребятами по окончании проектной работы.

Мы пришли к выводу, что грустные сказки он писал так как, несмотря на признание его как писателя, в жизни Ганс оставался одиноким. Он прожил тяжёлую жизнь, и это отразилось на его творчестве. Так же он писал грустные сказки, так как хотел заставить нас сопереживать их героям, страдать вместе с ними. Андерсен стремился своих маленьких читателей готовить к взрослой жизни: смотреть на мир не через розовые очки, а видеть его во всех красках.

Когда мы читаем печальные сказки, наша душа открывается добру. Герои таких сказок нас учат состраданию, внимательному отношению к людям и окружающему нас миру. Мы узнаём, что нельзя поверхностно судить ни о чём. Красота – не главное свойство, главное свойство – доброта и бескорыстие. Делая добро и сострадая другим, мы становимся мудрее.

Многим нравятся печальные сказки, так как они лучше запоминаются и после них остаётся яркое впечатление, глубже переживаешь за героев, серьёзней задумываешься над финалом сказки. Такие сказки стремятся пробудить наши чувства, заставляют пережить чужую боль как свою. Настоящее искусство – это не развлечение, это серьёзная работа души.

Сказки Ханса Кристиана Андерсена никого не оставляют равнодушными. Они могут нравиться или нет. Многие сказки хочется перечитать заново и каждый раз мы находим в них что то новое, глубже познаём удивительный и прекрасный мир Андерсена, который будет сопровождать нас всю жизнь.

Приложение