Е.Чарушин. "Как Никита играл в доктора". Письменные буквы Й, й

Разделы: Начальная школа


Цели: совершенствовать технику чтения учеников; познакомить с написанием букв Й, й; упражнять в письме слов с изученными буквами; развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.

- Ребята, мне хочется начать наш урок известными строками одного произведения.

Если вы их знаете, то продолжите вместе со мной.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.

:::::::::::.

- Из какого произведения эти строки? Кто автор?

II. Подготовка к письму букв Й, й

- Из каких двух слов состоит имя этого доктора? ( Ай, болит)

- Когда мы говорим "ай"? (Когда больно).

- Какой согласный звук есть в этом слове? ([ й ])

- Какой он? Какой буквой он обозначается?

- Мы уже читали слова с этим звуком раньше, а вот сегодня букву "й" и слова с ней будем писать.

III. Письмо букв Й, й

- Сравните буквы И, и и Й, й. Что у них общего, чем они отличаются?

- Откройте тетрадь по письму на с.32, положите под наклон, проверьте посадку.

- Приготовим к работе руки. (Тренинг для фаланг пальцев с целью подготовки к письму)

Разотрем свои ладошки
И разбудим пальчики;
Это делать каждый день-
Девочкам и мальчикам.

- Письмо букв Й, й.

IV. Целеполагание и мотивация.

- Рассмотрим иллюстрацию к сказке К. Чуковского " Айболит".

- Расскажите о докторе: как он одет? Что можно сказать о его характере?

- Как называется врач, который лечит животных?

- Откройте учебник на с. 40

- Прочитайте название рассказа.

- Рассмотрите рисунок.

- Похож Никита на доктора? Чем?

- А кого он лечит?

- Рассказ, с которым мы начнем знакомиться сегодня на уроке написал уже известный вам писатель Е. Чарушин и он не менее жизненный, чем другие его рассказы и вполне мог произойти с одним из вас.

- Давайте закроем книги, сядем по-удобнее и познакомимся с героями рассказа.

V. Первичное восприятие текста.

Читает учитель. Учебники закрыты.

- Каким вам показался этот рассказ?

- Кто главные герои?

- Встречались ли вы с ними раньше?

VI. Физкультминутка

"Живые звуки"

На зарядку - становись!

VII. Чтение и анализ произведения.

- Прежде чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько упражнений.

1. Словарная работа (Толкование лексического значения слова)

- Что, по - вашему мнению, делает человек, когда "хворает"?

- Встречается ли это слово сейчас в нашей речи?

2. Работа над чтением трудных слов.

прос-ты-ня/ простыня
на-це-пи/л нацепил
прос-лу/-ши-ва-ни-е прослушивание
по-ло-те/н-це полотенце
пок-ло-ни/л-ся поклонился
хво-ра/-е-те хвораете

- Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - по себя, третий - целыми словами.

3. Чтение произведения детьми "по цепочке".

- Теперь, когда мы достаточно потренировались прочитаем рассказ все вместе: по цепочке,

друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с названия произведения.

- Откройте учебники на с.40. Начинаем.

4. Анализ произведения

- Как Никита разговаривает сТомкой? Прочитайте эти строки.

- А как ведет себя Томка? Прочитайте.

5. Жужжащее чтение

- Найдите в тексте слова с буквой "й". Сравните с соседом по парте количество найденных слов.

VIII. Письмо слов в тетради.

- Откройте тетради на с.32 и прочитайте слова, которые даны там.

- Найдите слово, которое подходит к данной звуковой модели:

     

- Какое слово осталось?

- Составьте звуковую модель слова. ("Живые звуки")

     

- Пропишите любое слово.

VIIII. Итог урока

- Какую букву мы научились сегодня писать? У кого получилось?

- А кто играл в доктора? Кого лечили?

- Прочитайте рассказ "Как Никита играл в доктора" еще раз дома.