Интегрированный урок развития речи "Моя улица и… (общение на расстоянии)". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • выявление знаний учащихся о родной улице; обучение простейшим приёмам написания писем;
  • развитие внимания;
  • содействие в воспитании любви и внимания к окружающему.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь «Ты в мире имён и названий» (Приложение 1) у каждого ученика;
  • презентация к уроку;
  • различные виды писем;
  • индивидуальные карточки-задания.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: хоровое чтение наизусть (слайд 2):

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!

Учитель: Так давайте на сегодняшнем уроке подарим друг другу улыбки и своё хорошее настроение…
Сейчас сядут только те дети, которые смогут правильно подобрать к имени его полную форму: Вова – Владимир и т.д.

2. Ведение в тему:

а)  Упражнение на внимание (слайд 3)

Прочитайте слова и определите, какие 2 слова встречаются чаще других:
Маска, берёза, улица, дуб, окно, город, транспорт, общение, дерево, автомобиль, улица, Рязань, Москва, театр, памятник, общение, мечта, кинотеатр, музей, планета, Россия, общение, космос, дети, друзья. (Общение, улица)

б) Вводная беседа

– Тема нашего сегодняшнего урока, ребята, не совсем обычна. Звучит она так: (слайд 4)
«МОЯ УЛИЦА и … (общение на расстоянии)»

3) Работа с терминами (слайд 5):

– Давайте, для начала, чётко определим наши понятия, с которыми будем работать на уроке. Вспомним основные понятия, изученные ранее. Сколько значений имеет слово «улица»? (3) Назовите их, приведите примеры.

Улица:

1) пространство между двумя рядами домов для прохода или проезда – Главные улицы города.
2) пространство, место вне жилых помещений, под открытым небом – На улице жара.
3) перен. Среда, лишённая культурного воздействия общества, семьи – Дурное влияние улицы.
– А что такое общение? (Ответы детей) А как вы понимаете, «общение на расстоянии»? (Переписка людей, написание писем)
– Вот именно этим я и предлагаю вам заняться на сегодняшнем уроке – учиться общаться на расстоянии с близкими вам людьми, писать письма. Но сначала…

ГРОМ!!! (минутка релаксации)

(Слайд 6 – звучит отрывок из песни Ю.Антонова «На улице Каштановой» и показываются картинки различных улиц)

3. Раскрытие темы

1)
– Только что прозвучал отрывок из известной песни композитора Ю.Антонова. Как вы поняли, о чём она? (Ответы детей)
– Скажите, а на какой улице живёте вы? Как она называется, что вы можете о ней рассказать? (слайд 7 – ответы детей)
– А теперь прочитайте, как рассказывает о своей улице герой стихотворения С. Михалкова «Моя улица» (слайд 8, у каждого ученика на парте также должен быть текст стихотворения):

Это – папа,
Это – я,
Это – улица моя…
… В переулке, за углом,
Старый дом идёт на слом,
Двухэтажный, деревянный, –
Семь квартир, и все без ванной.
Скоро здесь, на этом месте,
Встанет дом квартир на двести –
В каждой несколько окон
И у многих свой балкон…

– Скажите, кто рассказывает о своей улице в этом стихотворении? Как он к ней относится? Почему вы так решили? (Ответы детей)

2)
– Ребята, как вы думаете, а зачем люди дали названия улицам, городам, странам? (Ответы детей)
– Конечно же, прежде всего для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире; знать, как найти свою страну, свой город, свою улицу, свой дом и свою квартиру (слайд 9)
– Скажите, а как одним словом можно назвать все эти словосочетания? (Адрес)
– Знание своего адреса, ребята, творит чудеса. Оно позволяет общаться с близкими (или далёкими) нам людьми на расстоянии, причём не только в нашей стране, но и по всему миру.
С помощью переписки люди сообщают друг другу новости, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость.
– А какие бывают письма? (Слайд 10 – разные: письмо-пожелание, письмо-поздравление, письмо-информация и т.д.)
– На партах в конвертах у вас лежат образцы писем. Попробуем в них разобраться. Прочитайте все письма (слайды 11 и 12) и найдите письмо-поздравление.

С Днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий вас дедушка Толя.

Уважаемая Виктория Сергеевна!

Поздравляю Вас с Новым годом, желаю здоровья и успехов в работе.

Ваша ученица Таня Большакова.

Дорогая Елена Викторовна!

Сердечно, от всей души поздравляю вас с Днём учителя!
Желаю здоровья и счастья!
Елена Викторовна, мне так не хочется расставаться с Вами – моей первой учительницей, с нашим замечательным классом.
Спасибо Вам за всё!

Наташа Соколова.

– Какое из 2-х последних писем, адресованных учителю, понравилось вам больше всего? Почему?

Учитель обращает внимание учащихся на схему «Поздравительного письма» и разбирает с ними части этого письма – слайд 13:

  Схема письма Содержание
Начало 1. Обращение Уважаемый товарищ!
Уважаемая Мария Ивановна!
Родная моя мамочка!
Основная часть 2. Причина поздравления День рождения
Новый год
8 Марта
День Учителя
3. Пожелания Здоровья, удачи, бодрости, счастья, радости…
Концовка 4. Подпись Твой сын (дочь)
Твой друг
С уважением, ваш ученик
5. Дата  

После этого учитель предлагает детям на специальных карточках написать поздравительное письмо близкому человеку, используя только что разобранную схему. Дети выполняют задание, затем зачитывают письма.

– Молодцы! Но скажите, какое письмо, из предложенных вам, не прозвучало как поздравительное? Прочитайте его (слайд 14):

Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.
Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому.
Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую.

Ваша дочь Оля.

– Это письмо-информация, причём оно отражает и настроение, и переживания девочки. Как видим, письма бывают разные. Но, наверное, большинство людей любят получать письма и сохраняют самые дорогие из них на долгие годы (слайд 15).
– Как вы думаете, почему они это делают?
– Какие письма сохраняются у вас в семье?
– А вы сохраняете письма? Какие? (Показ любимых писем учителя из домашней коллекции)

– Ребята, а всё ли мы сделали с вами для того, чтобы написанные вами поздравительные письма дошли по назначению? (Нет, письмо нужно положить в конверт, написать на нём адрес и только потом отправить его – слайд 16).

Работа по рабочей тетради «Ты в мире имён и названий», стр. 11 (Приложение 1) (Слайд 17)

– Обратите внимание на слово «АДРЕСАТ». Кто это? («Адресат» – получатель письма. «Отправитель» – тот, кто пишет письмо.)

Далее дети под руководством учителя подписывают адрес на конверте, приклеивают марку и письмо, которое они написали ранее.

4. Итог урока и домашнее задание

– Чему мы научились за сегодняшний урок?

1) Задание для проверки усвоения темы:

Послушайте такое звуковое письмо (запись на магнитофон)

Бабуля, здравствуй! Не грусти!
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

– Как вы считаете, хорошее письмо написал мальчик?
– В чём его главная ошибка? (Он не умеет писать письма и совсем не проявляет заботы и внимания к своей бабушке, а думает только о себе)

2) Домашнее задание: напишите письмо своему соседу по парте; в письме вы можете дать волю фантазии, помечтать (например, предложить ему слетать на МАРС), оформить как положено – в конверте.

5. Рефлексия «Солнышко» (слайд 19)

– Каждый из вас по-своему воспринял это урок – кого-то он порадовал, кто-то, может быть, остался им недоволен, кому-то надо ещё поработать над собой. Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку лучик своего настроения от нашего урока. Итак, оцените свою сегодняшнюю работу!

Дети и учитель выбирают из предложенных бантиков разного цвета один и прикрепляют его к заранее нарисованному солнышку: красный – радость, синий – грусть, зелёный – тревога, фиолетовый – активность.

– Спасибо за внимание! (слайд 20)