Открытый урок "Обозначения твердости–мягкости согласных с помощью гласных букв и "ь"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с буквой "Ь";
  2. Научить детей читать слова и предложения с этой буквой;
  3. Дать понятие, что "Ь" – это буква, а не звук;
  4. Подвести детей к пониманию необходимости мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова;
  5. Продолжить обучение работе с текстом, развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления;
  6. Воспитывать любовь к русскому языку, вызывать интерес к изучению русского народного творчества (скороговорок, прибауток, потешек, пословиц).

Ход урока

I. Звуковая разминка.

1) – Начинаем нашу звуковую разминку. Вызывается к доске ученик. С закрытыми глазами он крутит звуковой кубик. Дети придумывают слова на заданный звук. Дают характеристику звуку;

– Согласны, несогласны? Дети поднимают светофоры;

– Молодцы! Ребята, скажите:

2) Облака: ( Работа хором)

– Какие гласные буквы командуют впереди стоящим согласным: "Читайся мягко"?

И, Е, Ё, Ю, Я;

– Давайте прочитаем слоги на облачке, произнося согласные мягко ми, ни, ри, би, пи, ви, фи, зе, сё, гю, кя;

– А что ещё влияет на мягкость согласных, особенно в конце слов, если после согласного не стоит никакого звука? Ь;

– Давайте прочитаем, как будет звучать согласный звук, если после него стоит Ь? бь, фь, мь, ль, гь, зь, рь, пь, вь, нь;

– Итак, почему мы согласные произносим мягко? Потому что после них стоит Ь;

– Посмотрите на ленту букв. Где находится эта буква? После, в конце всех букв;

– Почему так происходит? Почему она жёлтого цвета? Потому что это буква, а не звук, звука Ь не обозначает. Он обозначает мягкость согласных;

3) Стихи:

– А какие стихи мы знаем о Ь? Дети рассказывают стихи.

***

Эту букву каждый знает;
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласные читать.

***

Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.

***

Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять!
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

***

Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.

***

Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост, да так –
Стал похож на мягкий знак.

***

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась.

4) Гость:

– Конечно же, сегодня на нашем уроке присутствует Ь! Ь выходит к доске:

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай!

– Какую же работу выполняет Ь? Командует согласным: "Читайся мягко". И обозначает мягкость согласных.

II. Приход гостьи Русской Речи.

Здравствуйте, ребята!

– Ой, ребята, а кто же это к нам пришёл? Русская Речь.

– Ты, наверное, принесла нам интересные задания?

Да! Отгадайте, пожалуйста, мои загадки!

1. В воде купался, а сухим остался. (Гусь)

2. Кто приходит, кто уходит – все её за ручку водят. (Дверь)

3. Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (Коньки)

4. У двух матерей по пять сыновей. Одно имя всем. (Пальцы)

– Молодцы! Вы меня порадовали. А теперь на своих карточках соедините слова: каждое со своим слоговым домиком. По окончании работы учитель и Русская Речь собирают карточки..

Физкультурная минутка №1:

1. Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать
Руки опускать, приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
2. Буратино потянулся
Раз – нагнулся, два – нагнулся
Руки в стороны развёл
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
На мысочки надо встать.
3. Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу. Аист отвечает:
– Топай правою ногой
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придёшь домой.

III. Фольклор.

Русская Речь:

– Мне бы ещё хотелось послушать, а знаете ли вы русское народное творчество, например – потешки.

Учитель:

– Ребята, потешки – это маленькие песенки, созданные нашими прабабушками (ещё очень давно) для потехи малых детушек. Они учат детей говорить первые слова, делать первые шаги. С потешками можно умываться, расчесываться, кушать кашку, гулять, танцевать….

У потешек очень ласковый говорок, он используется для выражения своей заботы, нежности, любви.

– А какие потешки, может быть из своего детства вы знаете? Дети рассказывают потешки.

***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
***
– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
На головку сели!
Ладушки запели.
***
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
– Зачем дров не пилил
– Зачем воду не носил!
***
Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.
***
– Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
– Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
– Одна.
– Не ешь одна! Не ешь одна!
***
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
***
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
***
Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

***
Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?

– Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!

– Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!

***
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
***
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку...
***
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
***
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки,-
Высуни рожки!
***
Из-за леса, из-за гор
Едет  дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит -
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали -
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
***
Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка,
В других санках – бабушка,
В третьих санках – тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела
***
Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
***
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

***
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.
***
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку -
По полному ведёрку!
***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
***
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Продолжение статьи + Приложения