Формирование креативных способностей на уроках внеклассного чтения

Разделы: Начальная школа


Придумывание сказки у младших школьников развивает креативное воображение, способности. Если достичь этого, то не только развиваются умственные способности, но и улучшится успеваемость учащихся.

Актуальность. На сегодняшний день актуальна проблема поиска путей и средств развития способностей, связанных с креативной деятельностью младших школьников.

Одним из важных средств развития креативных способностей младших школьников являются игровые методы, в частности произведения, постановка сказок, придумывание сказок, стихотворений. Сказка является потребностью в младшем школьном возрасте. Постановка сказок, как выражение отношения учащегося к уроку чтения, сами побуждают к креативности.

Цель исследования: формировать навык придумывания сказок как высокий уровень развития креативных способностей младших школьников.

Гипотеза: использование сказок будет способствовать развитию креативных способностей младших школьников.

Формирование и развитие креативных способностей младших школьников через:

  • внеклассное чтение;
  • авторские элективные курсы:
  1. “Актерское мастерство” (Горбачев Н.А. Театральные сезоны в школе. Книга 2. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с. Искусство в школе– 3.2007. Общественно-педагогический и научно-методический журнал.– М.: 2007 год)
  2. “Развитие творческих способностей” (Стернин И. А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 272 с., Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод. пособие для учителей и воспитателей. М., “Просвещение”, 1974. – 128 с)

Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, характеризуется семью признаками: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, четкость, чувствительность.

Для развития креативного мышления и креативного воображения учащихся необходимо
развить следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • оценивание оригинальности решения;
  • сужение поля поиска решения;
  • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
  • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Компонентами креативных способностей младших школьников являются:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий.

Уровень креативных способностей младших школьников мы измеряли с помощью методики Вильямса, как наиболее подходящей для этого возраста. Тесты не требуют длительного времени для их проведения и обработки результатов, т.е. этот выбор тестов предназначен для эффективного практичного и экономичного метода оценки четырех когнитивно – дивергентных и четырех личностно – дивергентных факторов.

С помощью тестов Вильямса “Дорисуй фигуру”, можно провести оценку творческих способностей по 5 факторам, а также можно оценить те изменения, которые произошли после занятий, развивающих креативные способности. Представленная система имеет целью стимулирование творческих возможностей всех школьников, в том числе и младших школьников.

Для выявления творческих способностей использовали методики Е.А.Панько “Придумай игру”, Немов Р.С. “Вербальная фантазия”.

Полученные в результате экспериментальной работы данные свидетельствуют о повышении уровня развития креативных способностей младших школьников в экспериментальной группе. Таким образом, подтверждается предложенная нами гипотеза.

Взрослый человек воспринимает детскую литературу по – разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву, недостойную для глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует.

Между тем детская литература, история развития которой исчисляется с конца ХV в., давно утвердилась в праве быть самоценным видом словесного художественного творчества, играющим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка.

Некоторые исследователи детской литературы выделяют понятие детское литературное творчество, т.е. произведения, сочиненные самими детьми. На рубеже 20 – 21 вв. в печати, особенно периодической, появилось много произведений авторов – детей.

В школьной программе детская литература преподается под видом чтения. Немаловажную работу выполняет и внеклассное чтение младших школьников. На этих занятиях дети еще глубже сближаются с детской литературой: со стихами, с устным народным творчеством и др.

Придумывание сказки у младших школьников развивает креативное воображение, способности. Если достичь этого, то не только развиваются умственные способности, но и улучшится успеваемость учащихся.

Актуальность. Младший школьный возраст характеризуется тем, что именно в этом возрасте происходит накопление первоначальных понятий об окружающем, когда знания переходят в прочные убеждения. Младший школьник постигает мир, в котором живет. Сказки являются доступным и понятным миром, с которыми он творчески взаимодействует и вбирает всё ценное.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска путей и средств развития способностей, связанных с креативной деятельностью младших школьников.

Одним из важных средств развития креативных способностей младших школьников являются игровые методы, в частности произведения, постановка сказок, придумывание сказок, стихотворений. Сказка является потребностью в младшем школьном возрасте. Постановка сказок, как выражение отношения учащегося к уроку чтения, сами побуждают к креативности.

Цель исследования: формировать навык придумывания сказок как высокий уровень развития креативных способностей младших школьников.

Гипотеза: использование сказок будет способствовать развитию креативных способностей младших школьников.

Творчество – это деятельность человека, преобразующей природный и социальный мир в соответствии с целями человека и человечества на основе объективных законов действительности.

Креативные способности являются одним из наивысших уровней способностей. Они развиваются при активном взаимодействии личности с произведениями в процессе обучения и воспитания.

Одним из путей развития творческих способностей является придумывание сказок, так как в сказке у младшего школьника вырабатывается умение сравнивать, сопоставлять, думать и задумываться, проявлять самостоятельность.

Воспитательные возможности творческой игры не вызывают сомнений. В процессе развития креативных способностей младших школьников необходимо использовать сказки, так как содержание сказок обязательно включает решение проблемных ситуаций, что способствует развитию креативных способностей младших школьников.

Как всем известно, не только в школе, но и в детских организациях, занимающихся организацией досуга детей у руководителей кружков и секций, бытует еще мнение, что тех учащихся, которые имеют плохие поведения и успеваемость, не стоит привлекать к внеклассной работе. Здесь думается иная точка зрения: такие учащиеся должны участвовать в ней наравне с другими.

Только познав трудности своей работы в любом внешкольном деле, они смогут оценить сами себя, свои способности и, может быть, не без влияния своих родителей сделают для себя определенные выводы, выберут для себя дальнейший путь в жизни. Увидев результат своих усилий, такие дети поймут, что совершили доброе дело по отношению к себе и другим, что теперь нужно подтянуться и другом, в основном для себя добром деле – в учебе и поведении.

Чтобы увидеть насколько учащиеся креативны, было проведено ряд действий.

В задачи опытно – экспериментальной работы входило констатирующее тестирование, проведение уроков и внеклассных занятий по развитию творческих способностей младших школьников, формирующий этап и контрольный обобщающий этап.

Эксперимент проходил в начальной школе №1 г. Вилюйска и Сангарской начальной школе во вторых классах.

При сочинении сказок мы использовали сказки других авторов, часть сказок мы проблематизировали, дополнили, а также использовали сказки, сочиненные старшими классами.

Для исследования зависимости креативных способностей младших школьников использовали креативные тесты по методике Вильямса, адаптированные Е.Е.Туник.

Для выявления творческих способностей использовали методики Е.А.Панько “Придумай игру”, Немов Р.С. “Вербальная фантазия”.

Эксперимент был направлен на формирование и развитие креативных способностей младших школьников через использование сказок, сочинение новых сказок, элективные курсы “Актерское мастерство”, “Развитие творческих способностей”.

Из полученных данных ясно, что в поселке Сангар баллы выше, чем в

г. Вилюйске, так как в Сангарской школе обучаются по развивающей технологи. Поэтому выше показатели креативных способностей. По беглости и гибкости почти во всех группах баллы сходны с максимальными. Наименьшие показатели дают такие факторы как разработанность и название, так как дети затрудняются из-за словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способности к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст). После формирующего этапа у детей наблюдается общее повышение по показателям. Это указывает на то, что целенаправленное использование сказок, игр-сказок положительно влияет на креативные способности младших школьников.

Результаты тестов по выявлению творческого мышления
(по первому и второму срезу в школах г. Вилюйска и в Сангарской школе)

Творческий фактор

Сангарская гимназия
ЭГ 1

Школа №1
ЭГ 2

Школа №1
КГ

Максимальные баллы

 

1

срез

2

срез

1

срез

2

срез

1

срез

2

срез

 

Беглость

12

12

12

12

12

12

12

Гибкость

11

11

10

11

10

8

11

Оригинальность

25

35

24

27

24

22

36

Разработанность

12

16

8

10

9

7

36

Название

16

21

14

18

13

10

36

Всего на уч-ся

76

95

68

78

67

59

131

На группу

482

653

419

521

351

344

1572

img1.gif (10846 bytes)

Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность. Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Характеризуется семью признаками: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, четкость, чувствительность.

На основе теоретических и экспериментальных результатов исследования, нами сформулированы выводы:

  1. Актуальность проблемы развития креативных способностей младших школьников обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики.
  2. В нашем исследовании развитие креативных способностей учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
  3. Креативные способности являются одним из наивысших уровней способностей. Они развиваются при активном взаимодействии
  4. личности с произведениями в процессе обучения и воспитания.

  5. Существенную роль в повышении уровня креативных способностей младших школьников имеет использование сказок.
  6. Для развития креативных способностей младших школьников необходимо использовать сказки.
  7. Одним из путей развития творческих способностей является придумывание сказок, так как в сказке у младшего школьника вырабатывается умение сравнивать, сопоставлять, думать и задумываться, проявлять самостоятельность.
  8. Игра способствует развитию интереса ко всему этому живому, окружающему миру. Сказки являются теми играми, которые специально организованы педагогом или придуманы самими детьми в целях включения в процесс литературного искусства и взаимодействия с ней.
  9. С помощью тестов Вильямса “Дорисуй фигуру”, можно провести оценку творческих способностей по 5 критериям (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название), а также можно оценить те изменения, которые произошли после занятий, развивающих креативные способности.
  10. Целенаправленное использование сказок, игр-сказок положительно влияет на креативные способности младших школьников.
  11. Полученные в результате экспериментальной работы данные свидетельствуют о повышении уровня развития креативных способностей младших школьников в экспериментальной группе. Таким образом, подтверждается предложенная нами гипотеза.

Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель – изучить особенности сказок как средства, обеспечивающего высокий уровень развития креативных способностей младших школьников достигнута, выдвинутая гипотеза о том, что использование сказок на уроках внеклассного чтения будет способствовать развитию креативных способностей младших школьников, подтверждена, поставленные задачи решены (Приложение 4).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 288 с.
  2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541 с.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. – 431 с.
  4. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 320 с.
  5. Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С. 22-25.
  6. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 15-16.
  7. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод. пособие для учителей и воспитателей. М., “Просвещение”, 1974. – 128 с.