Открытый урок "Путешествие по экологическому букварю"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока.

  • Воспитывать у детей чуткое и бережное отношение к природе.
  • Развивать память, внимание и любознательность учащихся.
  • Способствовать проявлению и развитию исследовательских и творческих способностей у детей.
  • Расширить знания детей об экологии как науке.
  • Показать проблемы экологии нашего города и республики.

Ход урока

Действующие лица.

  • Учитель.
  • Баба Яга.
  • Ученики.
  • Золотая рыбка.
  • Доктор Нехворайкин.

Учитель.

Нас окружает большой и прекрасный мир: деревья, травы, цветы, солнце, воздух:. - всё это природа.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Сегодня мы отправимся путешествовать по страницам экологического букваря. Первая книга, по которой человек учится читать, - "Букварь".

Странички экологического букваря познакомят нас с экологическими тревогами на Земле и в нашем городе, научат относиться к природе чутко и бережно. Кто природу губит, тот свой край не любит.

Заходит Баба Яга.

Баба Яга. Кто же природу не любит? Все любят! Я вот весь день рву цветы, украшаю свое жилище ветками, топчу тропы - эти эколозические:

Учитель. Ребята, правильно делает Баба Яга? А что это за тропы такие? Как правильно называется наука и что она изучает?

Ученики. Экология - это наука о добром соседстве человека и природы, о рачительном отношении человека к природе. Природу надо беречь, а не вредить ей!

Баба Яга. Понравилось мне это слово - "экология". Хотите, я вам частушки спою "экологические".

Очень я сюда спешила -
Быстрый транспорт мой такой:
Начадила, надымила
"Реактивною" метлой.

Затопила, братцы, печку,
Ветер дым вокруг понёс.
У неё труба большая
И дымит, как паровоз.

Захотелось мне однажды
Водяному навредить
И задумала я в речку
Три ведра бензина влить.

Мы с Кикиморой болотной
Пошумели тут в лесу.
Всё зверьё мы распугали :
Зайца, волка и лису.

Взяли мы с сестрой топор,
Набросали дров в костёр.
Дыму было на весь лес,
А уж пламя - до небес!

Учитель. Да, Баба Яга, ты неисправима! Пора тебя из леса выселять.

Баба Яга. Я исправлюсь! Честно, честно! Пусть только ребята меня научат правилам поведения в лесу.

Группа ребят рассказывают правила поведения в лесу. На доске вывешиваются знаки.

  • Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.
  • Нельзя рвать много цветов, зная, что никогда не поставишь их в вазу.
  • Нельзя ломать маленькие кустарники, маленькие деревца, ветки.
  • Нельзя ловить бабочек, жуков и других обитателей леса.
  • Нельзя оставлять после себя мусор.

Ученики. Надо дружить с природой!

1-й ученик.

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

2-й ученик.

Лес - наше богатство.
Лес - это зелёный наряд нашей Родины.
Там, где лес, всегда чистый воздух.

3-й ученик.

Лес - это дом для зверей и птиц.
Лес - это кузнеца здоровья.

4-й ученик.

Не зря есть пословица:
"Дерево скоро садят,
Да не скоро с него
Плод едят".

Учитель. А теперь мы отправимся на "Голубую страничку". Лес и вода - родные брат и сестра. Вот мы и побываем на море. А на берегу какого моря стоит наш город?

Ученики. Каспийского моря.

Звучит шум моря. Появляется Золотая рыбка.

Золотая рыбка. Я, Золотая рыбка, давно живу в море. Но теперь моя жизнь становится невыносимой. Люди загрязнили море вредными сбросами. Воду нельзя стало пить. Мои подруги скоро погибнут. Я слышала, что в экологическом центре есть аквариум. Там рыбкам хорошо живётся. Не хочу быть больше Золотой рыбкой, хочу быть аквариумной!

1-й ученик.

Никогда я не слышал такого,
Чтоб аквариум простой
Домом рыбки вдруг стал золотой!

2-й ученик.

Жаль нам стало её, золотую,
Ведь не вынесет муку такую:
Не вода стала в море, а грязь.
Не видал я такой отродясь.

Исполняется песня на мотив "Течёт река Волга".

Издалека долго течёт река отходов,
Течёт река отходов,
Конца и края нет.
Среди хлебов спелых,
Среди снегов серых,
Течёт река отходов,
А нам всё дела нет!
Но почему мы стали равнодушны
И почему не бьём в колокола?
Природа - мать кричит нам:
"Помогите!
Не губите, не шумите, не сорите,
А любите, берегите, защитите меня"!

Учитель. Что должны сделать люди, чтобы вода в море стала чистой?

Ученики предлагают варианты ответов.

Учитель. Следующая страничка нашего букваря "Лесная аптека". Мы любим походы в лес, поле, на речку. В походе иногда случаются маленькие неприятности: кто-то ногу натёр, кто-то поранил палец, а кто-то простудился. Что делать? Здесь помогут советы Доктора Нехворайкина.

Выходит Доктор Нехворайкин (в руках папка "Лесная аптека").

Доктор Нехворайкин. В лесу, поле и даже на пыльной дороге растут лекарства. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Я расскажу вам о тех, которые могут помочь вдалеке от дома.

Остановить кровь поможет подорожник (на доске вывешиваются картинки растений).

Всем поможет подорожник-
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит рану
И прибавит сил.

Вылечить ангину, простуду поможет лекарственная ромашка.
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.

При боли в желудке нужно принять настой тысячелистника.
Каждый лист разбит на дольки.
Посчитай-ка, долек сколько?
8, 10, 20, 30?
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?

Доктор Нехворайкин. Дорогие гости, отведайте мои целебные чаи и отгадайте, что вы попробовали?

Учитель. Последняя страница нашего букваря - Красная книга. Тушить пожар мчится красная машина. Красный сигнал светофора предупреждает об опасности. Книгу тревоги за судьбу редких и исчезающих растений и животных назвали Красной книгой.

1-й ученик.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

2-й ученик.

Тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле:
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо всё на Земле.
Красная книга - красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И пока что себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно,
Красная книга! Красная!

3-й ученик.

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

4-й ученик.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляют нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

5-й ученик.

Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят.
Вы нас жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без - зверей - не земля!
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица.

6-й ученик.

Нас много, ребята!
Везде, где живём.
Деревья посадим,
Сады разведём!
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Передают гостям папки "Ты, человек люби природу, хоть иногда жалей её:", "Красная книга". Затем просматриваем слайды об экологии нашего города и мультфильм "Сказка старого дуба". После обсуждения увиденного материала, работаем с карточками.