Вода – чудо Земли. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • обобщить и дополнить знания учащихся о нахождении воды в природе, ее физических свойствах, показать роль воды для жизнедеятельности организмов, значений ее в неживой природе и использовании ее в народном хозяйстве;
  • обсудить проблему охраны окружающей среды, воспитание ответственного отношения к природе;
  • продолжить формирование умений учащихся применять ранее изученное, развивать мышление.

Оборудование и наглядность:

  • Музыкальное сопровождение (шум воды)
  • Презентация: "Вода" (из фильма "Вода")
  • Слайды о воде (океан, река, озеро, ручей, источник и т. д.)
  • Репродукции картин художников.
  • Карточки с опорными словами.

Вода на картинах художников.

Ожидаемые результаты обучения:

  • Получают знания о строении, свойствах и значении воды на Земле.
  • Получают представление о распространенности воды в природе
  • Приобретают знание свойств воды.
  • Приобретают умение объяснить причину опасности загрязнения воды .

Девиз: "Мать - водица - всему царица"

Звуки живой природы. (аудиозапись шума водопада)

Ход урока

Учитель: Загадки отгадаем и узнаем, о чем будет тема сегодняшнего разговора.

  1. На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.
    В руках её не удержать и на коне не обогнать. (вода)
  2. В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)
  3. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
    Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (река)
  4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днём, ищем, ищем -не найдём.(роса)
  5. И не снег, и не лёд, а серебром деревья убирает. (иней)
  6. Надо мною, над тобою, пролетел мешок с водою,
    Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез. (туча)
  7. Из капелек выросло, из-под под крыши вылезло.
    Солнышко встало - ничего не стало.(сосулька)
  8. Белые мухи на поле сели. (снег)
  9. Серебряные нити сшивают землю и небо. (дождь)

Учитель: Сегодня поговорим и богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете. О воде. Все слова-отгадки являются проявлением воды в разном состоянии и в разное время года.

I. Вступительное слово.

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.

Сегодня на уроке мы говорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и о новых интересных открытиях ученых, о правильном использовании, охране воды и других вопросах.

Читают ученики

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьётся.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и снежинке, и в росинке,
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.

Географы считают (группа детей-географов)

1 ученик. Вода - самый удивительный минерал на Земле, удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворительное влияние на климат континента. Водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других - создают обширные низменности. Может быть, именно наличие воды наша планета отличается от других планет Вселенной. Вода незаменима, ее можно назвать самым ценным минералом Земли. В самом деле, что может быть ценнее? Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого; целебной и очистительной силой плодородия.

2 ученик. В Средней Азии, где климат суше, вода ценилась еще больше. "Вода - кровь земли" - существует пословица. Ученые считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле.

3 ученик. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой; даже суша, словно паутиной, пронизана сотнями рек и ручьев. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода. Хотя это звучит не привычно, но справедливо.

4 ученик. В самом деле, как еще именовать небесное тело, почти залитое водой; окутанное парами воды, обильно ею пропитанные? Запасы пресной воды составляют 400 тыс. км3, ледниковый щит покрывает Антарктиду 25 млн. км, Арктика - гигантская глыба льда, ее площадь равна 300 млн. км.

5 ученик. Если бы эту воду растопить уровень океана поднялся бы на 40 м, крупные города мира оказались бы под водой. Вопрос: Сколько же на нашей планете воды? 98 % находится в океанах и морях, 2 % на суше, из них 2 % пресной воды (показ по карте пресных источников). 2 % пресной воды - это не так много, почему же она не убывает? (объясняет схему круговорота воды в природе).

Биологи считают-(группа детей биологов)

1 ученик. Вода - не только самая распространенная, но и самая важная жидкость в природе. "Воде, - сказал великий Леонардо, - была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. Говорят: нет воды - нет жизни, есть вода - есть жизнь".

2 ученик. Вода - колыбель жизни, именно воде наша планета обязана возникновением и развитием жизни. Если Земля - колыбель человечества, то колыбель жизни на Земле, безусловно, - океан. Возникновение и развитие жизни в океане началось с растений, затем появились животные и человек.

3 ученик. Приспосабливаясь к условиям жизни в океане, а также к характеру своих соседей, живые организмы постепенно видоизменялись, совершенствовались. Человек - корона генеалогического могучего древа, все корни которого уходят в океан. Расселившись по всей суше, ни растения, ни животные, тем не менее, не могут порвать все связи с океаном.

4 ученик. В доказательство того, что все мы обязаны своим существованием нашей всеобщей матери - воде, мы носим ее в своих телах. Наша кровь, в которой растворено более 30 различных минеральных веществ, по своему составу очень близка к морской воде.

Взрослый человек состоит на 70 % из воды. Как же распределена вода в организме? Прежде всего, вода входит во все органы и ткани. В сердце, легких и почках - 80 %, в костях - 30 %, в зубной эмали - 0,3%, в моче 99%, в крови--83%, в мозге-71%:

Вода - символ бессмертия и плодородия. У живых организмов в воде всегда большая потребность (например, подсолнух в сутки требует 1л, береза - 30л, эвкалипт - 100л). Вода в растениях участвует в процессе фотосинтеза, при этом образуются органические вещества. Все теплокровные животные, как и человек, постоянно нуждаются в воде. (Хорошо упитанная собака может выдержать голодание до 100 дней при условии снабжения водой; без воды она погибает через 10 дней). Холоднокровные животные могут жить без воды неделями.

Физические свойства воды.

1. Назовите важнейшие физические свойства воды.

2. Почему даже в лютую зиму, вода в водоемах не промерзает до дна? Какое это имеет значение для живой природы? В чем опасность айсбергов для судоходства?

3.Удельная теплоемкость воды наибольшая, следовательно, при замерзании воды слой льда мешает выделению большого количества теплоты, поэтому вода не замерзает до дна. Это явление благоприятно действует обитателям водоема для переноса холодной зимы.  

Вода является жидким веществом. температура кипения 100 градусов, замерзания-0 градусов. При нормальных условиях (760 мм. рт. ст, 20 градусов.) имеет максимальную плотность. Летучесть воды происходит при переходе ее из состояния жидкости в пар. Существует три состояния воды: твердое (лед), жидкое (вода), парообразное (водяной пар). Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым "выравнивает" климат.

Презентация

КНИГА РЕКОРДОВ ГИННЕСА.

  • самая крупная капля дождя-9,4мм-1953гв США
  • самый сильный дождь-1860г в Индии шёл 12 месяцев.
  • самая крупная градина-1.02кг в Бангладеш 1986г, погибло 92 человека.
  • самая высокая морская волна-34 м.
  • самый толстый лёд-4776м на острове Вилкес.

Экологи говорят: (группа детей экологов)

1. Тревогу мирового сообщества вызывает загрязнение мирового океана. Ежегодно в Тихий океан попадает более 9 млн. тонн отходов, в Атлантический- более 30 млн. тонн.

В Мировой океан ежегодно поступает 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Одна капля нефти покрывает 20 куб. метров поверхности. По данным космической съёмки около 30% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой.

2. Воды загрязняются не только нефтепродуктами. Балтийское , Северное и ирландское моря сильно загрязнены моющими средствами. Отравлены воды балтийского, северного и Чёрного морей в ряде прибрежных акваторий. Там зарегистрировано и повышенное содержание ртути и свинца.

3. На территории России 24 тыс. предприятий выбрасывают вредные вещества в водоёмы. Качество воды основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное. Это связано с плохой работой очистных сооружений из-за технической отсталости и малой мощности либо с их отсутствием. Около 80 % сточных вод сбрасываемых предприятием в реки, не подвергается очистке.

Учитель: Есть ли на территории России чистые воды?

4. К числу наиболее чистых водоёмов не только в России, но и на Земле относится знаменитый Байкал- сибирское озеро ,содержащее 1\5 всех мировых запасов пресных вод. Оно существует более 20мил лет .

Одна из самых чистых рек, отличающихся высокой прозрачностью воды-Ангара.

Учитель: Какие факторы влияют на экологию водных ресурсов? Расположи предложенные выражения по значимости.

  • Бытовой мусор
  • Нефть
  • Водные животные
  • Мазут
  • Отходы заводов и фабрик
  • Водные растения

Учитель: Ребята, а если вы увидите, что в реку сбрасывают отходы промышленного предприятия, как поступите?

- пройдете мимо;

- позовете взрослых;

- сообщите в общество по охране природы;

Ученик: Пройти мимо нельзя!

Ученик: Позвать взрослых?! А может им всё равно!

Ученик: А что такое общество по охране природы?

Ученик: В этом обществе люди занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.

Ученик:

Вот сюда и нужно обратиться.
Пусть на Земле не умирают реки.
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них на веки
Студёная и вкусная вода.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую, нас много, а она одна.
В. Шефнер

Учитель: Подведём итоги занятия. Что на вас произвело наибольшее впечатление и почему? (ответы учащихся, обсуждение)

Ученики:

Не загрязняйте рек и озёр!
Не бросаёте мусор в реки!
Не оставляйте отходы на берегу!
Закрывайте краны!

Учитель: А ведь о воде говорили и великие люди.

"Вода- краса природы"- говорил С.Аксаков.

"Вода - у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете." - написал Антуан де Сент-Экзюпери.

ПАМЯТКА о воде.

  1. Берегите воду.
  2. Закрывайте водопроводные краны.
  3. Своевременно ремонтируйте краны.
  4. Не засоряйте водоёмы.

Используемая литература:

  1. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир". Москва. "Вако" 2004г.
  2. Хрестоматия для детей. Москва. Изд. "Просвещение" 1992г.
  3. Ю.Андреев. "Вода-наместник бога на Земле." г.Санкт- Петербург. изд. "Питер", 2007г.
  4. Л.Г.Погожевы. Лечение водой. г.Санкт- Петербург, изд. "Веды" 2009г.
  5. А.Коринфский. "Народная Русь"-изд. "Белый город".г. Москва. 2007г
  6. Цитаты и афоризмы.

Приложение.