Урок истории во 2-м классе по теме "Мастера-плотники"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить учащихся с истоками плотницкого ремесла;
  • выяснить, какие инструменты нужны плотнику;
  • как в старину рубили дом;
  • показать, что плотники – терпеливые  и последовательные люди, добросовестные труженики;
  • дать понятие слов «артель», «помочь»;
  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • развивать память, внимание, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать интерес к познанию жизни;
  • развивать чувство коллективизма;
  • формировать уважительное и бережное отношение к результатам труда ушедших поколений и современников.

Оборудование:

  • Фотографии деревянных домов.
  • Репродукция картины «Остров – музей Кижи».
  • Иллюстрации деревянных церквей.
  • Книга «Мастера русского Севера».
  • Книга «Самые знаменитые монастыри и храмы России».
  • Книга В.И.Белова «Лад».
  • Учебник «Истоки», рабочая тетрадь.
  • Инструменты плотника ( пила, топор, рубанок, долото, напарья (сверло), молоток).
  • Цветной картон, ножницы, клей, бумага.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Присоединение.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

– Ребята, вспомните, когда мы говорили о лесе, то отмечали не только красоту, волшебство, сказочность. Ещё мы говорили и о пользе, которую приносит лес людям.
– Расскажите, что даёт нам лес.

II. Основная часть

– Русь. Так называлось наше древнее государство. Русь издревле была страной дерева, особенно её северные земли, к которым относится и наш Вологодский край. Из дерева были дома и мосты, церкви и колокольни, тротуары и мостовые и даже мощные стены вокруг городов. Соха и ложка, детская колыбель, крест на могиле – тоже из дерева. В нашей деревне все дома деревянные. А как вы думаете, кто рубит дом в деревне?
– Плотник.
– Вот о плотниках и об их мастерстве мы будем вести разговор. Ещё вы узнаете, как рубили дом, как работали артелью, что такое «помочь» и многое другое. А как вы думаете, почему в старину предпочитали изделия из дерева?
– Ребята, к нам в гости пришёл Домовёнок. Он принёс для вас целый сундучок загадок, заданий, игр. Первая загадка.

Дружу с людьми
Я с давних пор:
Я брат пилы,
Лихой… (Топор)

– Какую работу можно выполнить с помощью топора?
– Верно, топор – инструмент почти универсальный. В старые времена топор умел держать в руках почти каждый крестьянин. Плотницкое ремесло – одно из самых древних и почётных. Хороший плотник известен далеко за пределами своего города или деревни. «Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем, как вспахать землю, надо было вырубить лес», – рассказывает наш земляк Василий Иванович Белов в книге «Лад».

Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать. Независимо от того, есть талант или нет, все мужчины стремились постичь мастерство плотника. «Коли есть топор, делай и топорище» – эти слова и в наши дни каждому понятны. Всем известно, что топор без топорища, словно соха без оглобель. И есть орудие – и работать нельзя. Подросток начинал постигать плотницкий мир с обычного топорища. Сделать топорище не так-то просто. Оно должно быть прочным, лёгким, гладким и к руке привычным. Сделать топорище – значит сдать первый экзамен. Дед, или отец, или старший брат подавали мальчишке свой топор и сухую берёзовую плашку. Далеко не с первого раза получалось настоящее топорище. Но мало было случаев, когда парень не добивался своего и не заслужил бы похвалы старшего.
Топорище-то надо ещё и насадить, и правильно расклинить, чтобы топор не слетел, и зачистить стеклянным осколком. После всего этого топор точили на мокром точиле. Сама по себе каждая операция требовала смекалки, навыков и терпения.
Топор – главный инструмент плотника. Не зря про плотника говорили: «Плотник без топора, как изба без углов».
– Как вы понимаете эту пословицу?
Итак, жизнь ещё в детстве приучила будущего плотника к терпению, к последовательности в выполнении работы.
У каждого мастера – плотника непременно был свой личный инструмент, в первую очередь – топор, который становился послушным в руках того плотника, который умел ощущать характер дерева. Просить у кого-то инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Давали неохотно и вовсе не из скопидомства. Топор у каждого плотника был как бы продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям. Хороший плотник не мог работать чужим топором. Не зря говорили: «Топор – всему голова». (Объяснение пословицы).
– Чтобы узнать, какие ещё инструменты нужны плотнику, отгадайте загадки Домовёнка.

1. Зубами дерево грызёт
И песню звонкую поёт:
«Жила-была, жила-была
На свете острая …» (пила).

2. Бежит боровок
Разбитый лобок. (Долото).

3. По гвоздям ударю метко,
И готова табуретка,
Стол и полка из досок.
Дело знает… (молоток).

4. Я со свистом мчусь по доскам,
И похож я на коня,
Стружка тонкою полоской
Так и вьётся из меня.
Я в работе спозаранок.
Как зовут меня? (Рубанок)

5. Везде суёт свой нос витой,
Дыру проделает в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Что на обратной стороне. (Сверло).

Сверло (бурав) раньше называлось напарья. Ещё плотнику необходима в работе черта – складной метр.

Активное занятие «Инструменты плотника»

– Как же плотники строили дом или, как говорят, рубили?
Дом, чтобы он был крепким, тёплым, стоял долго, строили не из любых деревьев. В лесу выбирали высокие, прямые, многолетние, но не старые деревья. Не годились для строительства мёртвые, засохшие, сучковатые деревья. Срубив в лесу нужное количество деревьев, с них обрубали сучья, снимали кору и ладили сруб. Что же такое сруб? Это дом без потолка и крыши. Некоторое время срубу давали устояться, осесть, потом сухим мхом конопатили пазы между венцами и даже промазывали глиной. Кроме топора, плотники использовали пилу, но реже. А всё дело в том, что пила разрушает волокна дерева. От этого пилёные доски и брёвна легко впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют. А рубленые дома стоят веками, потому что от удара топором древесина становится как бы закупоренной и влагу не пропускает.
С этой же целью стараются не вбивать топор в бревно и почти не использовать гвоздей. Считается, что от них дерево загнивает.
Место для дома тоже выбирали очень тщательно: чтобы было солнечно, не задували холодные ветры, не затапливало в паводок. Старались никогда не ставить дом на перекрёстке дорог, это считалось дурным местом (на распутье). Верили, что из такого дома непременно «уйдёт» счастье, здоровье, достаток. Не строились на месте сгоревших от молний домов.
Старались начинать строительство утром, в солнечный погожий день. Верили, что это обеспечивает будущим жильцам счастье и благоденствие. Наиболее удачными днями в неделе считались вторник и четверг, к ним и старались приурочить закладку дома. Под один из углов дома закладывали кусок хлеба, ковшик мёда, клочок шерсти и монетку, чтобы в доме водился достаток. В старину дом рубили помочами, т.е. с помощью соседей.
Плотницкое мастерство было занятием почётным и уважаемым. Мастеров помнили из поколения в поколение, потому что их искусные строения радовали глаз человека десятки лет.

(Фотографии деревянных домов, памятников деревянного зодчества)

До сих пор сохранились деревянные церкви, которые умельцы соорудили без единого гвоздя – с помощью рук да топора. Вот такие две церкви возвели мастера – плотники на острове Кижи, омываемом водами Онежского озера. (Репродукция картины «Остров-музей – Кижи».)

Стихотворение Всеволода Рождественского

Онега сердита, и волны свежи,
Но солнце из сини туманной
Прорвалось – и встали в сияньи Кижи
Узором резьбы деревянной.
А сказку рубил деревянный топор,
Простые мужицкие руки,
И высится брёвен крылатый шатёр,
Как песни застывшие звуки.
Блестит двадцати куполов чешуя
На северном небе белёсом,
И контуров плавно стекает струя
По точно смещённым откосам.
А строился храм, как простая изба,
Да только просторней и выше
От гребня крыльца и резного столба
До ската чешуйчатой крыши.
Пьянея нагревом смолистой слезы,
Здесь плотники крепко и ровно
Без всяких гвоздей загоняли в пазы
Крутые упругие брёвна.
Когда же был пригнан последний зазор,
Строитель, закончив работу,
В Онего с размаху свой бросил топор,
Служивший мечте и расчёту.
Не богу, а людям трудился я впрок,
Сдержав заповедное слово,
И ведаю – вновь уж никто бы не мог
Воздвигнуть здесь чуда такого!
Как песня, как сказка, сей храм не умрёт,
До внуков дойдёт, как преданье.
А рублена церковь, чтоб вечно народ
Хранил красоты достоянье!

Рассказ ученика о Преображенской церкви на острове Кижи

Преображенская церковь – единственная деревянная многоглавая церковь, которая дошла до нашего времени. Построена церковь в 1714 году опытной артелью плотников. Её высота – 37 метров, и, по преданию, план её чертил сам царь Пётр.

(Из книги «Предания и легенды России»).

Император Пётр Первый, путешествуя по Онежским озёрам, остановился у Кижского острова. Тут заметил он множество срубленного леса и, узнав причину свалки, сам начертил план предполагаемой церкви.
Перед этим временем прежняя церковь сгорела; она стояла не там, где стоит нынешняя церковь, а подальше – версты на полторы, на месте, называемом Нарьина гора.
Когда крестьяне предположили устроить и новую церковь на этой горе и стали уже сваливать лес, то икона Спаса, уцелевшая от пожара, вместе с лесом ушла отсюда и оказалась на том месте, где стоит теперь церковь. Несколько раз переносили икону обратно вместе с лесом, но напрасно – икона и лес появлялись на своём излюбленном месте.
Эта церковь – словно из старинной сказки, она из той жизни, которая нам теперь представляется такой загадочной, неторопливой, полной особого смысла.
Церковь Преображения похожа на дивный крошечный городок благодаря многочисленным архитектурным объёмам и разной высоте куполов.
Построена Преображенская церковь в Кижах была  в лучших традициях русского плотничьего ремесла – без гвоздей. Материал, который использовали мастера, – сосна. Лишь некоторые её части внутри конструкции сделаны из берёзы. У церкви 22 главы разной величины, которые плавно поднимаются вверх. В летний солнечный день купола сияют на солнце и кажутся золотыми. Но и они сделаны из дерева. А переливаются потому, что покрыты резными пластинами из осины.
Существует легенда местного происхождения. Когда церкви  в Кижах были построены, к берегу озера подошёл мастер Нестор с топором в руках. Его окружили плотники и стали ждать, что будет дальше. Мастер Нестор, восхищённый сотворённым им чудом, со словами «николи не было, николи не будет» забросил в озеро свой топор.

– Мы услышали, что эту церковь рубила опытная артель плотников. Рубили добротно и стройно – в этом суть народного зодчества, воплотившего в себе и человечность, и высокое мастерство, и извечное стремление людей к гармонии – к стройности, как сказали бы в старину.
– Что же такое артель?
Плотницкая артель – это объединение плотников для совместной работы, с участием в общих доходах и общей ответственностью. Например, поступил заказ построить храм или мельницу и т. п. Ходил подрядчик и приглашал плотников на работу. Когда артель набрана, то уже сама артель выбирает старшего – наиболее опытного в мастерстве и житейских делах мужчину. В артели трудились слажено, с полным доверием друг к другу. Разумно разделяли труд: кто что умел, тот то и делал. Трудились добросовестно, каждая строительная операция выполнялась тщательно, с душой.
В плотницком деле никогда не было профессиональных секретов. Опытные мастера обучали молодых.
Хорошие опытные мастера старались, чтобы дом был не только крепким и удобным, но и красивым. В старину топором вытёсывали стены, делали их гладкими. Специальными топориками высекали разные украшения вдоль лавок и полок. Украшали дома и  с внешней стороны: коньки на крыше, колонны. Резными узорами украшали веранды, крылечки, балконы, наличники. В этом – то и состояло подлинное мастерство. Все нужно обдумать и предусмотреть. Оплошать никак нельзя. Один неверный удар топора и многодневный труд может пойти насмарку.

Работа в тетради – стр. 15.

Коллективная работа. Аппликация «Дом для Домовёнка»

– А сейчас Домовенок предлагает вам стать артелью плотников. Наша задача построить дом. Мы с вами будем строить только переднюю часть – фасад. Мастером буду я, а вы мои помощники.

  • Выложить из бревен стены.
  • Приклеить фронтон.
  • Вырезать наличники и украсить окно.
  • Вырезать карниз и причелины.
  •  Крышу украсить коньком.

– Поработаем на славу. Но прежде чем начнем работать, надо подумать, какими качествами должны обладать мастера – плотники. (Добросовестный, мудрый, опытный, сильный, честный, порядочный, трудолюбивый, талантливый, умелый).
– Молодцы! Наша артель поработала отлично. Домовенок благодарит вас за работу. Теперь у него есть новый дом, в котором он может поселиться.

III. Заключительная часть (рефлексия)

– Наш урок подошёл к концу.
– Что понравилось на уроке?
– Что на уроке не понравилось?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какое задание было самым сложным?
– Какое задание было самым лёгким?
– Какое задание было самым интересным?

– Молодцы!