Изменение имен прилагательных по родам. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Подвести учащихся к осознанию того, что прилагательные изменяются по родам.
  2. Выявить, что род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с которым оно связано по смыслу.
  3. Закреплять знания об именах прилагательных.

Ход урока

I. Организация начала урока.

- Запишем дату ......., классная работа.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим разговор об именах прилагательных, вспомним всё, что о них знаем и откроем новое.

II. Постановка учебной задачи.

1. Актуализация знаний.

- Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске:

  • Белый, снежная, морозное, снежный, белое, морозная, белая, снежное, морозный.

- Что общего между ними?

- Что вы знаете об именах прилагательных?

Дети называют признаки имен прилагательных, учитель кратко фиксирует ответы детей на доске.

- Имя прилагательное – это слова, которые обозначает признаки предметов.

- Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

- В предложениях употребляются при именах существительных.

- Они образуют словосочетания.

- Прилагательное ставится в том же числе и роде, что и существительное, к которому оно относится.

- Как эти прилагательные можно разделить на три группы?

Ответы детей: Предлагаю в 1 группу записать прилагательные, которые заканчиваются на – ой, во 2 на – ая, в 3 на – ое.

А можно сказать по-другому. В 1 группу – имена прилагательные мужского рода, во 2 группу – имена прилагательные женского рода, в 3 группу – имена прилагательные среднего рода.

Я бы так сказал. В 1 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какой? Во 2 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какая? В 3 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какое?

Учитель фиксирует на доске ответы детей:

1 группа 2 группа 3 группа
белый белая белое
снежный снежная снежное
морозный морозная морозное

- Кто может предложить другой вариант?

Ответы детей: Можно в 1 группу записать прилагательные с корнем – бел, во 2 с корнем – снеж, в 3 с корнем – мороз.

- Я бы назвала их однокоренными.

Дети записывают группы слов на доске и в тетради:

белый снежный морозный
белая снежная морозная
белое снежное морозное

2. Формулировка проблемы.

- А теперь внимательно посмотрите и сравните прилагательные в каждом столбике.

- Что заметили?

Ответы детей: У прилагательных изменяются окончания.

- Как вы думаете, почему изменяются окончания?

Ответы детей: Потому что прилагательное изменяется по родам.

III. Открытие учащимися новых знаний.

- Как можно определить род имени прилагательного? Сделайте вывод.

Ответы детей:

Вывод: род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, к которому оно относится.

- Теперь давайте сравним наш вывод с тем, который есть в учебнике на с. 42.

Физкультурная минутка.

IV. Первичное закрепление.

1. Наблюдение над лексическим значением слова.

- К какому времени года можно отнести те прилагательные, которые мы записали?

Ответы детей: К зиме.

- Чем вам нравится зима? Какая она?

Дети называют.

- Совсем скоро нам придётся распрощаться с зимой. Мы будем скучать по снегу, по морозу и снова с нетерпением ждать прихода зимы.

- А теперь загадка:

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. (Весна.)

Учитель читает предложение.

  • Пройдёт зима холодная, настанут дни весенние, теплом растопит солнышко, как воск, снега пушистые.

- С чем автор этих строк сравнивает снега?

Ответы детей: C воском.

- Почему? Что такое воск?

Ответы детей: Воск – это вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им материалом для постройки сот, а также сходное с ним минеральное или растительное вещество.

2. Выборочный диктант.

- Выпишем из предложения имена прилагательные, поставив их в единственное число (читаю ещё раз предложение, учащиеся называют имена прилагательные и записывают их на доске):

  • холодная;
  • весенний;
  • пушистый.

(Работа в парах по вариантам.)

- Запишем: 1 ряд прилагательное – холодная, 2 ряд – весенний, 3 ряд – пушистый и изменим данные прилагательные по родам.

Взаимопроверка.

3. Письмо по памяти.

- Прочитайте, пожалуйста, предложение. К какому жанру устного народного творчества его можно отнести?

  • Весенний день год кормит.

Ответы детей: К пословице.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети объясняют.

- Давайте найдём в пословице имя прилагательное. Определим его род.

Ответы детей: День (он мой) – мужского рода, значит и прилагательное весенний тоже мужского рода.

- Объясним орфограммы и запишем пословицу по памяти.

Дети объясняют орфограммы, читают, записывают по памяти.

Самопроверка.

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Задание на карточках.

- От данного имени существительного попробуйте образовать имена прилагательные всех трёх родов и записать их.

1 вариант – зима.
2 вариант – тепло.
3 вариант – зелень.
4 вариант – берёза.
5 вариант – вечер.
6 вариант – река.

- Что изменялось у образованных вами прилагательных?

Ответы детей: Окончание.

- Почему оно изменялось?

Ответы детей: Потому что изменялся род имён прилагательных.

VI. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня об именах прилагательных?

Ответы детей: Имена прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.

Домашнее задание.

  1. Записать 2-3 прилагательных, изменив по родам.
  2. Правило с. 42.