Пропедевтика химии как "философия для детей"

Разделы: Химия


В.И. Вернадский высказал важнейшую для современного образования мысль: «Не по предметам, а по проблемам». Именно он, обогативший науку идеями пространственно-временной картины мира, эволюции жизни на земле, движения от биосферы к ноосфере, ратовал за модернизацию образования, которое непосредственно и опосредованно отвечает за мышление человека и человечества. К сожалению, традиционная система образования построена предметно, в результате чего знания учащихся разрозненны, фрагментарны, лежат, «как мертвецы на кладбище, не ведая друг о друге» (если воспользоваться сравнением К.Д. Ушинского). Стремление их систематизировать не выходит за рамки предмета, и мало этому помогают не такие уж частые, да и то больше в старших классах межпредметные уроки. Но и на них редко учат благоговеть перед природой, изучать ее не столько в «покоряющем» или однобоко «охраняющем» духе. Все это изначально закрывает подрастающим поколениям горизонты духовно-нравственной ориентации, основанной на понимании цельности существования человека в природе и ощущении хрупкости жизни. Только синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, некогда распавшихся на рациональные и иррациональные, научные, философские, культурологические и религиозные, позволяет с самых ранних лет личностного становления на основе приобщения к знаниям развивать чувство ответственности за жизнь. И это реально с помощью обучения не по предметам, а по проблемам, когда целью становится не простое приращение знаний, убежденность в том, что «знание – сила», но и понимание сущности этой силы как созидательной продуктивной и деструктивной, разрушительной. Химия как наука и учебный предмет обладает потенциальной возможностью раннего приобщения детей к проблемам жизни. В содержании образования это связано с раскрытием сущности картины мира через природные стихии – огонь, воздух, вода, земля. Разделяя позиции современных авторов курса «Окружающий мир», модели школы «Экология и Диалектика», разработанной Л.В. Тарасовым, преподавая с пятого класса элективный курс, мы все же пришли к выводу о необходимости и возможности раннего философского образования детей с первого класса школы (и даже несколько раньше), столь необходимом в личностном и социальном развитии. Разумеется, речь идет о философской пропедевтике – предварительном изучении, в том числе четырех стихий. И все же пропедевтика (propaideuo – слово греческого происхождения – обучать предварительно) предполагает введение в науку, вводит системно, в сжатой и элементарной форме, тем самым, предваряя более глубокое познание мира природы и человека, как творящего субъекта.

Человеческое познание привело к таким достижениям науки, в том числе и химии, что коренным образом изменил жизнь – дал великие блага, но и создал ядерную угрозу, экологический кризис, нанося, возможно, уже непоправимый вред окружающей и питающей все живое – воде, земле, воздуху. Современный ребенок не только должен, но и может рано понимать взаимосвязь и взаимозависимость человека и мира, и значит, свою ответственность за окружающую среду, частью которой является он сам. Это от рождения до смерти его «не алиби в бытии» (М.М. Бахтин). Не имея алиби в жизни, человек не имеет и нравственного права на «алиби» в уклонении от собственной ответственности за свои поступки.

Так ребенок в соответствии со своим возрастом и когнитивными возможностями входит в смысловое пространство жизни. На путях овладения знаниями растущий человек способен одухотворить действительность и совершенствовать себя, «трудиться над собой». В таком случае образование будет содействовать его полноценному развитию.

Выделяя предметом познания четыре стихии, названными мудрыми древними греками, искавшими «первооснову мира», мы их соединяем как универсалии, что позволит ребенку сразу, с первых шагов познания иметь целостный образ мира и человека в нем. Это дедуктивная логика обучения, обладающая огромным эффектом развития личности за счет своей возможности постигать сложное доступным для детей путем, развития мышления, в том числе творческого (Л.С. Выготский).

Идея единства четырех стихий наполняет философским содержанием обучение, которым можно овладеть, если сделать предметом раннего школьного познания. В настоящее время образовательное пространство наполняется необходимым для взрослеющего человека содержанием и диалоговыми формами общения, что связано с распространением программ раннего философского образования детей. Важной приметой перемен к лучшему стал круглый стол «Философия для детей» на Втором Российском философском конгрессе «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, июнь 1999 г.), на Российском IV философском конгрессе (май 2005 г., Москва), а затем постоянно действующая конференция «Философия – детям» (2005, 2006, 2008, Москва). Теперь уже существует немало авторских программ преподавания философии с начальной школы, однако заметим, что в них представлено гуманитарное, культурологическое знание. Что касается естественнонаучного знания, то мы видим огромные перспективы приобщения детей к нему через соединение четырех стихий. Оно востребуют философские знания и мышление, делают человека зрячим среди слепых. Наш опыт показывает, что изучение химии с 7 класса является одним из путей для формирования устойчивой положительной мотивации на изучение химии ребенком, его заинтересованности. Пропедевтический курс расширяет задачу - возбудить интерес учащихся к предмету и одновременно подготовить их восприятию понятий основного курса на уровне представлений.

Практически каждый ребенок с интересом в 7 классе встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

Исходя из опыта работы, анализируя успехи и затруднения своих учеников, были определены задачи:

  1. Интеграция основ наук (позволило сформировать мотивацию к изучению химии).
  2. Реализация деятельностного подхода (способствует развитию умений и навыков поиска, анализа и использования знаний).
  3. Использование информационных технологий в системе предпрофильного образования (способствует обучению с большими блоками информации).

Урочная система включает базовый курс 7, 8, 9 классов, профильный курс 10,11 классы.

В 7 классе стараешься создать ситуацию успеха на уроке (индивидуальная работа, т.к. вводный курс химии содержит большой объем материала, интегрированный с естественными науками: биологией, географией, химией, физикой, а химия – часть естествознания; а так же методик, стимулирующих познавательную деятельность учащихся, они строятся в основном на диалоге, наблюдении, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, в этом случае всегда высокий уровень активности учащихся). Каждый урок включает три стадии:

  1. Вызов (актуализация имеющихся знаний, сочетание индивидуальной и групповой форм работы).
  2. Реализация (осмысление) – знакомство с новой информацией и ее систематизация именно на этом этапе. Помогает ученику отследить процесс понимания материала и рефлексию (размышление).
  3. Закрепление знаний – это анализ учащимися собственной мыслительной работы и ее эффективность в рамках представлений. Второй вид занятия – задаются продуманные и подготовленные вопросы – дискуссия. Любой данный вопрос в начале урока помогает вызвать интерес у школьников и активировать интерес у школьников и активизировать имеющиеся у них знания.

Акцент делаем на практическую направленность преподавания. Важный резерв этого процесса при обучении – реализация связей между химией и биологией, математикой, физикой. Это позволяет видеть связи между изучаемыми предметами, научить в дальнейшем применять имеющиеся знания, умело использовать их при решении задач, выполнении практических и лабораторных работ, объяснять демонстрационные опыты, которые развивают у школьника наблюдательность и умение объяснять с точки зрения что химия – это часть естествознания.