Открытый урок "Путешествие по сказочному королевству частей речи"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщение и систематизация умения и навыков по теме части речи.

Задачи:

  1. Продолжить работу по обучению умения определять части речи.
  2. Продолжить работу по формированию образно-логического мышления.
  3. Прививать интерес к предмету.

Ход урока

I.

.

Учитель: Что это такое? (Корабль, кроссворд.)

На этом корабле мы отправляемся в далекое путешествие. А вот куда, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд.

  1. Я весь день ловлю жучков,
    Уплетаю червячков.
    В теплый край не улетаю,
    Здесь под крышей обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я бывалый воробей.
     
  2. У них усы не для красы,
    Они показывают время,
    И называют их (часы).
     
  3. Хозяин лесной
    Просыпается весной
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой (медведь).
     
  4. Мчусь как пуля я вперед,
    Лишь поскрипывает лед,
    Да мелькают огоньки,
    Кто несет меня? (Коньки.)

Что вы заметили?
С какой буквы начинается слово речь?

II. Минутка чистописания.

Учитель: Речь – что вы можете сказать об этом слове? (Часть речи – имя существительное.)
– Да мы сегодня отправимся в путешествие по сказочному королевству “Части речи”.
– Путешественники всегда стараются запомнить все, что увидели и услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, хороша ли у вас память. Для этого я закрою эти слова, а вы запишете, как запомнили. (Воробей, часы, коньки, медведь.)
– Что вы можете сказать об этих словах?
Итак, мы продолжаем наше путешествие, но как же мы будем путешествовать без капитана. Им может стать тот, кто лучше умеет держать штурвал (колесо управления).
– Для этого вы должны прочитать зашифрованное предложение на штурвале.

Плывут корабле на дети.

Учитель: Докажите, что это предложение. Найдите подлежащее и сказуемое.
– А сейчас мы определим, куда же именно отправляется наш корабль?
– Как вы думаете, в какие города? (Города закрыты листочками.)
– Мы поплывем в главные города королевства. Они называются Существительное и Глагол.
Мы уже находимся у причалов городов, но королева Речь позволит открыть городские ворота, если вы произнесете волшебные слова. Как вы думаете какие?

Здравствуйте, пожалуйста.

– Но эти слова являются волшебными в нашей стране. А королева хочет услышать от вас.
– Что такое существительное?
– Что такое глагол?

Открываются на карте названия городов.
Итак, городские ворота открыты, и мы входим в главные города королевства.
Вывешиваются карточки со словами.

– Что это? (Слова.)
– По-моему, они заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им.
– Я буду помогать словам из города дедушки существительного, вы станете находить жителей города дядюшки глагола.

Существительное
девочка
линейка
резинка
Глагол
пишет
мерит
стирает

 Учитель: В сильную бурю оставаться в море опасно. Пора возвращаться домой. А для того, чтобы не сбиться с курса и благополучно вернутся к родным берегам, мы должны точно ориентироваться по компасу. Компасом нам будут служить те знания, которые мы получили при изучении темы “Части речи”. А сегодня мы их закрепим. Но моряки должны быть не только знающими, умелыми, и сообразительными людьми, но они должны обладать и хорошим здоровьем. Поэтому займемся зарядкой.

По дороге домой мы продолжаем наблюдать за тем, что окружает нас.

VI. Работа по картине “Зимний лес”.

Учитель: Что вы видите на этой картине?

Нам еще предстоит сложное ответственное задание королевы. Ее величество сообщает, что тот, кто справится с ее заданием, получит титул почетного гостя королевства, который дает право свободно гулять по просторам вверенного ей государства.
Итак, постарайтесь выполнить это задание (Упражнение 304 стр. 104).

VII. Итог урока.

Учитель: Я поздравляю ребят с благополучным прибытием на родную землю. Желаю дальнейших успехов в изучении русского языка и даю дальнейшее задание стр.103 упражнение 298.

Диплом почетного гостя королевства.

Мы, королева Речь, удостоверяем, что умница 1-го класса И.А.достойно справилась со всеми трудностями нашего королевства. Жалуем ее титулом почетного гостя наших владений и разрешаем ей беспрепятственно гулять по просторам нашего великого королевства.
Ее величество королева.