Гуманизация образования на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


В последнее время наблюдается снижение общей культуры общества. Среди молодёжи распространяется алкоголизм, наркомания, курение, суицид, насилие. Появилась актуальнейшая проблема построения учебной и воспитательной работы на совершенно новой основе.

Свою задачу учителя-словесника я вижу в том, чтобы готовить культурного человека, владеющего выразительной русской речью и приобщённого к общечеловеческим ценностям. Решать её мне помогает гуманно - личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили, ведущей идеей которой является неразрывное единство обучения и воспитания. Главные принципы этой педагогики: природосообразность, радость и успех. Образовательный процесс строится на общении, которое утверждает в ребёнке личность, "зажигает" для сотрудничества. Подобное общение повышает мотивацию школьников к учению.

Гуманно - личностная технология Ш. Амонашвили - педагогика на новых принципах духовности, нравственности и высокой гуманности, позволяющая учитывать возрастные и учебные возможности каждого ученика. На первый план выносятся задачи воспитания, хотя и предметные знания не сокращаются. Ш. Амонашвили сказал: "Педагогический процесс тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения". Приоритетным направлением является развитие личности ребёнка.

Технология великого педагога заставила меня пересмотреть подход к построению как учебного процесса в целом, так и каждого урока в отдельности. Очень много времени я стала уделять подбору дидактического материала. Меня заинтересовали тексты притч, произведений В. Сухомлинского, В. Осеевой, Л. Толстого, В. Сутеева и др. Особенно нравятся труды Д. С. Лихачёва, так как, мне кажется, он очень близок по взглядам Ш. Амонашвили.

Духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи академик Лихачев придавал особо важное значение. В книге "Русская культура", увидевшей свет уже после кончины Дмитрия Сергеевича и ставшей по существу его духовно-нравственным завещанием России, он писал: "Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным".

Я предлагаю разработку урока развития речи в 8 классе. Это урок работы с текстом и над текстом эпистолярного жанра. Девизом при планировании данного урока стали для меня слова Ш. А. Амонашвили:

":чтобы сеять добро в учениках, надо, чтобы те открыли свои Сердца".

Урок письма по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с книгой Д. С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном" и жизненными взглядами этого выдающегося человека ХХ века.
  • Помочь учащимся задуматься о жизненно важных проблемах, определить своё отношение к нравственным ценностям.
  • Развивать навыки работы с текстом публицистического стиля, навыки коммуникативного общения.
  • Продолжить знакомство с основными правилами создания текста эпистолярного жанра.
  • Воспитывать у учащихся аккуратность, доброжелательность, приветливость.

Оборудование урока: компьютерный класс, мультимедиапроектор, сборник Д. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном", презентация о Д. Лихачёве.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о Д. С. Лихачёве.

2. Групповая работа: презентация книги Д. С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".

Дмитрий Сергеевич Лихачев много писал для детей и молодежи. Желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания, он обращался к ним в письмах о добром, составлял на основе Евангелия Христова нравственные заповеди.

Вот некоторые из них:

- Люби людей - и ближних, и дальних.

- Твори добро, не видя в том заслуги.

- Люби мир в себе, а не себя в мире.

- Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

- Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение - путь к житейской мудрости, не гнушайся им!

- Будь верующим - вера обогащает душу и укрепляет дух.

- Будь совестлив: вся мораль в совести.

- Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Всего Д.С. Лихачев написал 25 таких нравственных заповедей.

"Люби людей - и ближних, и дальних" - одна из первых заповедей академика Лихачева. Любовь каждого человека к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к своему народу, к другим народам и странам, считал Дмитрий Сергеевич, составляет неотъемлемую часть общей культуры человека: "Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое".

Эта любовь, учил Дмитрий Сергеевич, должна проявляться, прежде всего, в заботливости об окружающих нас людях. Он писал: "Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы: Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго: Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это "неразменный рубль".

И еще Дмитрий Сергеевич считал, что любить людей - это значит хранить память об умерших, как о живых. Хранить память - это наш неизбывный долг перед всеми

родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас. "Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но эта память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно введенная в современность", - полагал тонкий знаток души человека академик Д.С. Лихачев.

Другая заповедь детям Дмитрия Сергеевича - "Твори добро, не видя в том заслуги".

"В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная:", - такими словами, обращенными к молодым людям, Дмитрий Сергеевич завершает одну из самых замечательных книг, которая так и называется: "Письма о добром и прекрасном". В этой книге - 47 писем, и каждое из них - это убедительный и ненавязчивый урок добра.

3. Диалоговое общение по книге Д. С. Лихачёва:

  • Скажите, какое впечатление произвела на вас книга Д. С. Лихачёва?
  • В каком стиле она написана?
  • Какие темы затрагивает академик? (В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Как нужно относиться к учению? Что значит быть воспитанным человеком? и др.)
  • Почему, по-вашему, академик выбрал жанр письма?
  • К кому обращается Д. Лихачёв? ( к молодым людям, современникам и потомкам)
  • Актуальны ли эти темы для современного школьника?
  • Какие советы были вам особенно близки?
  • Можете ли вы предположить дальнейшую судьбу этой книги? (Это вечная книга для всех поколений).
  • В чём, на ваш взгляд, её ценность?

4. Творческая работа учащихся в эпистолярном жанре.

Учитель: Спасибо за рассуждения: Но Д. С. Лихачёв однажды сказал:

"Уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку. Но как научиться писать? Надо писать, писать дневники, письма:"

Вот я и предлагаю вам создать письмо, адресованное академику Д. С. Лихачёву, и в нём письменно выразить слова благодарности за советы этому выдающемуся человеку ХХ века, выразить свои впечатления о книге.

* Как вы думаете, почему я не предлагаю вам сделать мобильный звонок или отправить короткое электронное сообщение, а прошу написать письмо? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

Для начала необходимо повторить основные правила создания письма, с которыми вы знакомились в 5 - 7 классах. Повторение организуем в форме устного журнала:

"ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА".

Ответьте на вопросы:

  • Самые древние памятники письменности? (4 - 5 тыс. лет до н. э. в древнем Междуречье).
  • Когда и где сложились современные формы переписки? (Примерно 200 лет назад в Англии).
  • Когда появилось письмо в современном понимании? (В 20 - е годы XIX века).
  • Когда появился конверт? (В 20 - е годы XIX века).
  • Когда появилась почтовая марка? (В середине XIX века).
  • Что общего между папирусом, берёстой, бумагой?
  • А когда появился первый почтовый ящик? (Придуман в XVI веке моряками. Первый ящик был каменным).

"ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА".

Каково лексическое значение слов:

  • постскриптум (после написанного, приписка к письму; P. S. - "прости, забыл" (шутка) );
  • адресат ( тот, кому адресовано письмо);
  • адресант ( тот, кто пишет письмо);
  • конверт (бумажный пакет, сохраняющий тайну послания);
  • адрес (пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено)
  • индекс (цифровое условное обозначение населенного пункта)?

Связаны ли с созданием письма

  • каллиграфия (искусство чёткого красивого письма),
  • графика (начертания письменных или печатных знаков, букв),
  • этика (нормы поведения, культура поступков)?

3. "ЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА".

Действительно, при создании текста письма необходимо соблюдать элементарные этические нормы. О них мы с вами не раз говорили. Перед вами на экранах мониторов эти нормы. Составьте инсерт, работая с содержанием: + (я это знаю), - (я об этом не знаю), = (я об этом знал, но забыл).

а) Нужно быть искренним и правдивым при написании письма. Нельзя лгать.

б) Будь откровенным. Недомолвки и недоверие убивают человеческий контакт, и переписка прекращается.

в) Если обращаешься к ровеснику, близким людям на "ТЫ", то пиши это местоимение со строчной буквы. Если же называешь адресата на "ВЫ" (уважаемый человек, любой взрослый человек и т.д.) - с прописной.

г) Никогда не подсмеивайся над адресатом. Частица юмора, если она присутствует, должна быть умеренной.

д) Когда ты пишешь письмо, не должен забывать о том, что содержание письма должно быть интересно собеседнику.

е) Определённые требования предъявляй бумаге, на которой пишешь письмо: чистая, белая, лист не должен быть вырванным из тетради. Лист бумаги не должна заменять промакашка, салфетка, этикетка.

ж) Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, а содержание - грамотным в речевом и орфографическом плане. Не допускай небрежные исправления.

з) Никогда не пиши письмо карандашом, фломастером.

и) Аккуратно и разборчиво подписывай конверт.

к) Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: "Лети с приветом - вернись с ответом", "Жду ответа, как соловей лета" и т. п.

* Что у вас получилось? Многое ли забыли?

* Всё ли сейчас понятно?

"СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА".

Групповая работа: вспомните и перечислите нормы оформления письма (3-4 мин.)

а) В письме обязательны поля.

б) В правом верхнем углу письма ставится дата и место написания.

в) Общепринятые формы расположения текста:

- обращение в письме пишется по середине листа;

- каждый новый пункт плана с красной строки;

- дата - с левой стороны, а подпись - с правой.

г) Чётко соблюдай основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату), основная часть (деловая или личная информация, вопросы собеседнику), конец (пожелание адресату, подпись, дата и местонахождение отправителя письма, если они не указаны в начале письма).

д) Если письмо окончено и подписано, а ты забыл что-то существенное и хочешь продолжить письмо, то принято ставить две латинские буквы с точками: P. S. Бывает и P. P. S. (после постскриптума).

Да, написать письмо - это своеобразный труд. "Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце," - писал К. Паустовский.

Так вот каким человеком вы представили себе Д.С. Лихачёва?

Какие формы обращения будут уместны?

Самостоятельная письменная работа учащихся.

(Представление вариантов писем на уроке только по желанию учащихся, т. к. один из этических законов - читать чужие письма безнравственно).

Домашнее задание: Составьте для себя краткий нравственный кодекс - памятку по материалам "Писем о добром и прекрасном", включив те моменты, которые для вас особенно важны.

Рефлексия.

  • Почему, на ваш взгляд, Д.Лихачёв избрал именно жанр письма?
  • В чём ценность этого жанра?

Литература:

  1. Русский язык в школе. №6, 1994, стр. 8.
  2. Система творческих работ в 5 - 7 классах. М.: Просвещение. - 1975.
  3. Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.
  4. Горелов И. Н. Умеете ли вы общаться? М.: Просвещение. - 1991.