Л.Н. Толстой. "Прыжок"

Разделы: Начальная школа


1. Проверка домашнего задания

Показ диафильма к отрывку "Спасение Жучки" и чтение учеником отрывков из рассказа Гарина- Михайловского "Тема и Жучка"

"Подбежав к отверстию старого, заброшенного колодца пустынно торчащего среди глухой, поросшей только высокой травой местности, Тема вполголоса позвал:

- Жучка, Жучка!

Узнав хозяина, радостно и жалобно завизжала..."

"Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь все глубже и глубже в охватившей его мраке, и наконец на трехсаженной глубине осветил дно:"

"Тема привязывает вожжу к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. Он осознает только одно, что времени терять нельзя ни секунды. Его обдало вонью и смрадом:"

Спокойствие и твердая уверенность Жучки передаются Теме, и он благополучно достигает дна. Между ними происходит трогательное свидание друзей, не чаявших уже больше свидеться в этом мире:"

Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Темы уже мало. Страх охватывает его.

- Не надо бояться, не надо бояться!

"Незаметно голова Темы высовывается наконец над верхним срубом колодца. Но делает последнее усилие: вылезает сам и вытаскивает Жучку:"

- Таким пред нами предстал Тема.

2. Подведение к теме урока

- Кто изображен на портрете? (Л.Н.Толстой)

- Какие произведения Л.Н.Толстого вы читали?

- Глядя на портрет, что вы можете о нем сказать?

- Тема нашего урока: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок".

3. Целеполагание

- Как вы думаете, ребята, что нам с вами сегодня предстоит на уроке?

- Цель нашего урока- расширить читательский кругозор, познакомившись с новым произведением Л.Н.Толстого "Прыжок"

- Обратите внимание на подзаголовок - быль. Каков смысл этого слова? (Это то, что было в действительности)

4. "Древо предположений"

- Обратим внимание на название рассказа "Прыжок" и иллюстрации к нему.

- Почему Толстой так назвал свой рассказ?

- Что может произойти в рассказе?

- На нашем древе появились предположения. А чтобы узнать, сбудутся ли они, надо с данным рассказом познакомиться.

5. Словарная работа

  • задор- горячность, азарт
  • аршин - мера длины. Два аршина - около полутора метров.

6. Чтение с остановками

Чтение 1 части рассказа до слов "все замерли от страха:"

- Какие чувства испытывал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подкрепите словами из текста.

(:сам не знал, смеяться ли ему, или плакать:погрозил ей и крикнул на нее:мальчик покраснел:)

- Почему мальчик покраснел? ("Матросы громче стали смеяться , а мальчик покраснел и бросился за обезьянкой на мачту")

- Почему автор написал НЕ "подошел к мачте и полез наверх", а "бросился за обезьяной на мачту?

- Какие чувства испытывал мальчик, когда лез на мачту?

Чтение 2 части до конца рассказа "Стоило ему только оступиться:"

- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?

- А что его раззадорило и когда он опомнился?

- Мальчик, был сыном капитана. Почему отец- капитан требует, чтобы мальчик прыгнул в воду, а не приказывает ему просто :"Прыгай!"

- Почему грозит его застрелить?

- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Оправдались ли наши с вами предположения? Обратим внимание на древо предположений.

- Во многом вы, ребята, оказались правы.

7. Работа в группах

- Перечислите героев рассказа.

- Давайте разберемся в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств.

- Какие качества открылись у героев в их действиях?

  • 1 группа - попробует охарактеризовать матросов корабля
  • 2 группа - охарактеризует мальчика
  • 3 группа - даст характеристику отцу- капитану

- Выслушаем мнения каждой группы.

8. Выводы

- Какова тема рассказа? О чем этот рассказ?

- Что хотел автор донести до читателей этим произведением? Какова главная мысль рассказа?

- Чему он нас учит?

9. Домашняя работа

- Дома вы проведете сравнение двух мальчиков: героя рассказа Л.Н.Толстого и тему из рассказа Гарина - Михайловского. Подумай:

  • почему они полезли за животными;
  • обдуманы ли были их поступки;
  • что чувствовал каждый из, пока лез;
  • чем кончились для ребят эти происшествия;
  • какие качества мальчиков открылись в их действиях;
  • как ты относишься к этим героям.