Интегрированный урок (русский язык + изобразительное искусство). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

  • совершенствовать умения и навыки составлять и грамотно оформлять предложение на письме;
  • развивать орфографическую зоркость: умение объяснять и записывать слова с орфограммами; писать имена собственные с заглавной буквы;
  • расширять словарный запас учащихся посредством разных видов деятельности со словами;
  • совершенствовать умения классифицировать слова по вопросам: кто?, что?;
  • формировать у детей индивидуальный опыт самостоятельного составления рассказа;
  • воспитывать в детях с помощью сказки добрые чувства, умение сопереживать и помогать ближнему;
  • развивать образное восприятие объектов действительности, формировать умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению, используя свой жизненный опыт;
  • развивать творческие способности детей.

Форма урока. Урок-встреча с персонажами сказки В.Г. Сутеева “Мышонок и Карандаш”.

Продолжительность занятия: один урок.

План занятия:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Постановка темы урока (1 мин.)
  3. Минутка чистописания (2 мин.)
  4. Активизация внимания (1 мин.)
  5. Работа над предложением. “Лесенка” (10 мин.)
  6. Слого-звуковой анализ (4 мин.)
  7. Работа над родственными словами (3 мин.)
  8. Физкультминутка (2 мин.)
  9. Работа над словами, отвечающими на вопрос что? (5 мин.)
  10. Работа над словами, отвечающими на вопрос кто? (3 мин.)
  11. Творческая работа учащихся. Рисование кошки по представлению (10 мин.)
  12. Подведение итогов урока. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

На доске: Изображение Петрушки или кукла-рукавица Петрушки.

Учитель:

Дили-дили-динь, пришел Петрушка,
Дили-дили-динь, как весел он!
Дили-дили-динь, гремит погремушкой,
Дили-дили-динь, бубенчиков трезвон.
Дили-дили-динь, своей смекалкой,
Дили-дили-динь, нас всех смешит.
Дили-дили-динь, он машет палкой,
Дили-дили-динь, в тарелки он стучит.
Дили-дили-динь, на представленье,
Дили-дили-динь, зовет всех он.
Дили-дили-динь, далеко слышен,
Дили-дили-динь, бубенчиков трезвон.

2. Постановка темы урока

На доске объявление:

Театр “Петрушка”
Приглашает на представление
Адрес: Алтайская, 120/1 школа № 44

У. Ребята, Петрушка приглашает нас на представление, которое состоится по адресу: Алтайская, 120 /1 школа № 44. Там будет рассказана сказка и мы с вами сможем принять в ней активное участие. Вы хотите попасть на эту сказку?

Дети. Да!

У. Какого числа будет проходить сказка?

Дети называют число и месяц. Учитель записывает число и месяц на доске, объясняя орфограммы.

У. Ребята, откройте тетради и запишите число. Обратите внимание на посадку, проверьте положение тетради. Дети записывают число в тетрадь.

3. Минутка чистописания

Доброе утро!
Здравствуйте!
Уходите! Пожалуйста!
Извините! Отстаньте!
Будьте добры! Спасибо!

На столе лежат заготовки пригласительных билетов со словами (слова написаны письменными буквами)

Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово ….

У. Билеты у вас на столе. Прочитайте слова на билетах. Подчеркните карандашом только вежливые слова.

Один ученик читает, остальные проверяют сигнальными карточками. Если согласен- зеленый цвет, не согласен – красный.

У. А теперь будьте внимательны. Нам нужно записать в тетрадь заглавные буквы вежливых слов. Обратите внимание на правильность написания каждой буквы, следите за высотой наклоном, не забудьте о положении тетради и вашей посадки.

Дети записывают: Д, З, П, И, Б, С.

У. Какие буквы вы записали? Ученик читает буквы, а класс проверяет хлопками

У. Подчеркните, синим карандашом ту букву, которая написана правильно и красиво. Поменяйтесь тетрадями. Подчеркните зеленым карандашом самую красивую букву соседа. Спасибо! Молодцы! Верните тетради друг другу.

4. Активизация внимания

У. Билеты приобретены. Сказка начинается.

История эта произошла очень - очень давно, когда ваши мамы и папы были совсем еще маленькими. А рассказал эту историю замечательный писатель В.Г. Сутеев. Сказка называется по ее главным героям. Отгадайте кто они?

Серый комочек в норке пищит,
А у норки его кот сторожит. (Мышонок)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)

Дети отгадывают загадки, учитель вывешивает изображения героев на доску.

У. Догадались, как называется наша сказка?

Дети дают свои варианты, останавливаемся на правильном.

У. Правильно! “Мышонок и Карандаш”. Итак, начинаем. Но что случилось? Начала сказки нет. Слова рассыпались на слоги и разбежались по лесенке. Вероятно это шутки Петрушки. Оказывается сказка непростая, чтобы ее прослушать нужно будет нам с вами выполнить некоторые задания. Вы согласны ребята? Дети соглашаются.

5. Работа над предложением. “Лесенка”

На доске “Лесенка”

У. Рассмотрите внимательно “Лесенку”. Прочитайте слоги на “Лесенке”. Какие слова можно получить из этих слогов? Назовите их.

Дети называют слова, учитель на доске линиями отделяет слово от слова.

Что можно составить из слов?

Д. Предложение.

У. Что такое предложение?

Д. Предложение это несколько слов, связанных по смыслу, имеющих законченную мысль.

У. Какое получилось предложение?

Д. Жил-был у Вовы на столе карандаш.

У. Можно ли это предложение записать? Почему?

Д. Нет. Потому что начало предложения нужно писать с заглавной буквы и в конце предложения ставить точку. Учитель работает на доске цветным мелом. Исправляет на “лесенке” недочеты и ошибки в процессе ответов детей.

У. Можно ли теперь записать предложение?

Д. Нет. Вова пишется с заглавной буквы, потому что это имя собственное (или имя мальчика).

У. Почему слово Карандаш написано с заглавной буквы?

Д. Потому что в сказке это имя собственное (или имя карандаша).

У. Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

Д. С заглавной буквы пишутся не только имена, но и фамилии, отчества, названия городов, рек, стран и т.д.

У. Приведите примеры имен собственных, слов, которые вы записали бы с заглавной буквы. Дети приводят примеры, называют имена собственные по очереди, все остальные проверяют и свое согласие выражают хлопками.

У. Ребята, теперь можно записывать предложение?

Д. Да.

У. Запишите получившееся предложение в тетрадь письменными буквами.

Дети записывают предложение в тетрадь. Один ученик работает у доски.

У. Проверим предложение. Посмотрите на доску. Есть замечания? Если есть ошибки, исправляем и объясняем. Сверьтесь с доской. Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Я рада за вас! Вы были очень внимательны. Поднимите руку, кто допустил 1, 2, 3 ошибки. Ребята, в следующий раз будьте внимательнее.

6. Слого-звуковой анализ

У. Послушайте сказку. Жил-был у Вовы на столе карандаш. Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.

Отпусти меня, пожалуйста, взмолился Карандаш. Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный и меня нельзя есть. Я тебе отвечу, сказал Мышонок, если ты выполнишь задание. Ой, сказал Карандаш, я же Карандаш, я все больше рисую, и грамоту не изучал.

У. Ребята, может быть, мы поможем Карандашу?

Д. Поможем.

У. Сколько слогов в слове “мышонок”?

Д. В слове “мышонок” 3 слога.

У. Молодцы! Назовите 1-й слог, 2-й, 3-й.

Дети хором называют слоги.

– На какой слог падает ударение?

Д. Ударение падает на второй слог.

У. Запишете слово в тетрадь, разделите на слоги, поставьте ударение.

Учитель работает на доске, дети в тетрадях.

– Сколько букв и звуков в слове “мышонок”?

Д. 7 букв, 7 звуков.

У. Запишите в тетрадь. Очень хорошо. Спасибо.

7. Работа над родственными словами

Так вот, сказал Мышонок я тебя буду грызть. У меня чешутся зубы и я все время должен что-нибудь грызть. Вот так! И Мышонок больно укусил Карандаш. Ой, крикнул Карандаш, тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь. Так и быть, рисуй, ответил Мышонок, но сначала подбери к слову “мышонок” родственные (однокоренные) слова, а то у меня что-то не получается. Но потом я все равно разгрызу тебя на мелкие кусочки. Делать нечего Карандашу, он согласился и снова обращается к нам за помощью. Вы готовы помочь Карандашу?

Д. Конечно!

У. Что значит родственные (однокоренные) слова?

Д. Слова с одинаковым значением и одинаковой частью (корнем).

У. Назовите их.

Д. Мышонок – мышка, мышь, мышечка, мышуля, мышоночек.

Могут быть названы слова одной формы, нужно объяснить детям, что это не родственные слова, а это же слово во множественном числе. Если дети затрудняются в подборе родственных слов, задать наводящие вопросы, например: взрослое животное, ласковое название женского рода, мужского рода, похожее по звучанию со словом сынуля.

У. Какие интересные слова, сказал Мышонок! Вот бы собрать этих мышей и поиграть. Так и мы не прочь поиграть! Правда, ребята?

8. Физкультминутка

Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть который час.
Раз – два – три – четыре –
Мыши дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мыши вон!
А потом все стали собираться к норке.
Мелкие шажки раз - два – три ходят
Легкие прыжки раз - два – три прыгают
Вот и вся зарядка раз - два – три хлопают
Мягкая посадка раз - два – три садятся

9. Работа над словами, отвечающими на вопрос что?

У. А Карандаш тем временем, вздохнул тяжело и нарисовал кружочек (см. Приложение рис. 1)
Это сыр? Спросил Мышонок? Может быть и сыр, сказал Карандаш и нарисовал еще три маленьких кружочка (см. рис. 1)
Мышонок воскликнул: Ну, конечно, сыр, а это дырочки в нем.
Карандаш согласился и нарисовал еще один большой кружок (см. рис. 2)
А это яблоко! – обрадовался Мышонок. Может быть и яблоко. – ухмыльнулся Карандаш и нарисовал несколько длинных овалов (см. рис. 2)
Мышонок с нетерпением: “Я знаю, это сардельки! Ну, кончай скорее, у меня ужасно чешутся зубы”.
Подожди минуточку, сказал Карандаш. Теперь я хочу, чтобы ребята записали все слова, которые ты увидел на моем рисунке. Ну, пожалуйста! – сказал Мышонок.
Ребята, давайте выручим Карандаша еще раз. Запишите слова в тетрадь.

Комментированное письмо: сыр, дырочки, яблоко (комментируют дети), сардельки (комментирует учитель).

У. На какие вопросы отвечают слова, которые мы записывали?

Д. Что?

У. Придумайте и запишите еще одно, два или три слова, отвечающие на вопрос что?

Прочитайте свои слова.

Дети проверяют сигнальными карточками.

10. Работа над словами, отвечающими на вопрос кто?

Но Карандаш продолжал рисовать и когда он начал рисовать вот эти уголки, Мышонок закричал: “Это похоже на Ко …. . Не рисуй больше!” А Карандаш уже нарисовал большие усы … . Да это же настоящая …. .

2 3 1 5 4
о ш к а к

Прочитайте слово по цифрам в порядке возрастания и вы узнаете кого нарисовал Карандаш! КОШКА! (см. рис. 3)
Спасите! Пискнул Мышонок и бросился к себе в норку. С той поры Мышонок оттуда носу не показывал.

У. От кого убежал Мышонок?

Д. От кошки.

У.На какой вопрос отвечает слово кошка?

Д. Кто? Кошка.

У.Придумайте еще несколько слов, отвечающих на вопрос кто?

Дети называют слова по одному, остальные проверяют хлопками.

У. А Карандаш у Вовы до сих пор живет, только он стал вот такой маленький.

Учитель показывает рисунок маленького карандаша.

Школьник пишет и растет,
Карандаш наоборот.
А когда он начинал,
То с трудом влезал в пенал.

11. Творческая работа детей. Рисование карандашом.

И вы своими карандашами попробуйте нарисовать такую кошку, на страх всем мышам.

У. Вспомните, каких кошек вы видели: по размеру, по цвету, по породе, по характеру. Может быть, у кого-то дома живет кошка и ваша будет похожа на нее, а может быть, про кошку вы читали и вам хочется изобразить именно эту кошку, а может быть, это будет кошка из мультфильма или же она будет совсем не похожа ни на одну кошку, потому что это будет вашей фантазией, придуманная только вами кошка.

Выставка получившихся рисунков. Рисунки вывешиваются на доску.

У. Какие замечательные кошки у вас получились? Я думаю и Петрушка и Карандаш очень довольны вашими работами.

12. Подведение итогов

У. Понравилась вам сегодняшняя сказка? Что понравилось больше всего? В чем мы помогли Карандашу? В чем вы затруднялись?
Вы сегодня все молодцы! Очень хорошо работали, дружно и ответственно отнеслись к заданиям.

13. Домашнее задание

Придумайте свою историю или сказку, которая приключилась с Карандашом.
Кто не успел закончить рисунок, докрасьте своих кошечек дома.