Лекция-концерт для обучающихся старших классов "Все о любви"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цели:

  • Расширение знаний учащихся о творчестве русских композиторов и поэтов.
  • Развитие умения общаться с образцами классической музыки, испытывать в этом потребность.
  • Совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание музыкального вкуса.

Оборудование:

  • П. Чайковский - Ария Ленского "Я люблю Вас, Ольга:" из оперы "Евгений Онегин".
  • М. Глинка - романс "Я помню чудное мгновенье"
  • Л. Бетховен "Лунная соната", ч. 1
  • С. Рахманинов - романс "Сирень"
  • С. Рахманинов - "Вокализ"
  • С. Рахманинов - "Концерт № 2 для фортепиано с оркестром".

Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя наша с вами встреча посвящена великому человеческому чувству, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье - Любови.

- Что же это за чудо Любовь?

Любовь в жизни человека бывает разной. Конечно на первом месте это любовь мужчины и женщины, далее любовь к родному дому, к родителям, к Родине, любовь к другу.

Сегодня мы с вами поговорим об этом чувстве, которые выражали в своих произведениях литературные и музыкальные деятели. Мы остановимся на таких произведениях, которые являются самыми известными. Давайте вспомним, какие же поэты посвящали свои произведения чувству любви?

(ответы учащихся)

- Да, это А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.Есенин, А.Блок и многие другие.

Сейчас мы с вами немного затронем тему любви в творчестве А.С.Пушкина, и за основу возьмём его роман в стихах "Евгений Онегин" (некоторые из вас уже знакомы с этим произведением). А кто ещё не знаком с ним, вкратце хочу ознакомить. В данном произведении автор раскрывает такое великое чувство, как любовь между мужчиной и женщиной.

Действие первое

Картина первая. Усадьба Лариных; помещичий дом с террасой, выходящей в старый запущенный сад. Недалеко от дома, под деревом, хозяйка варит варенье; ей помогает старушка няня. А из дома доносится пение дочерей Лариной - всегда задумчивой, мечтательной Татьяны и шаловливой хохотушки Ольги. Их юные голоса напоминают матери и няне далекую, ушедшую в прошлое молодость.

Вечереет. Крестьяне, окончившие жатву, по старинному обычаю, приносят барыне разукрашенный сноп. Неожиданно являются гости: сосед Лариных, молодой восторженный поэт Ленский - жених Ольги, страстно влюбленный в нее с детских лет, и его друг Онегин - холодный, надменный франт, недавно приехавший в свое имение из Петербурга. Приезд гостей вносит смятение. Все волнуются, с радостью и интересом встречая нового в поместье человека. Молодежь вскоре отправляется в сад. Ольга увлечена разговором с Ленским; Татьяна необыкновенно смущена вниманием, которое оказывает ей столичный гость.

Картина вторая. Комната Татьяны, скромно обставленная старинной мебелью; ночь... Татьяна вся полна новым чувством, так неожиданно захватившим ее. Напрасно Филиппьевна (няня) старается развлечь свою воспитанницу, рассказывая ей о старине. Татьяна плохо слушает и, наконец, просит няню оставить ее одну. Все ее мысли заняты Онегиным, который своим разговором, резкостью и необычностью суждений покорил воображение провинциальной девушки. Татьяна влюблена; она не сомневается, что Онегин - тот человек, которого она втайне ждала всю свою жизнь. "Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил..." - доверчиво поверяет она свое чувство в письме к нему. Целая гамма переживаний сменяется в эту ночь в душе Татьяны. Незаметно наступает рассвет. "Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю!" По просьбе Татьяны Филиппьевна посылает внука передать письмо Онегину.

Картина третья. В саду усадьбы Лариных звучит безмятежная песня девушек, собирающих ягоды. Сюда же в страшном смятении вбегает Татьяна - приехал Онегин: он получил ее письмо!.. Мучительное раскаяние охватывает девушку: "Ах, для чего, стенанью вняв души больной, не в силах совладать с собой, ему письмо я написала!". Но поздно! - Онегин уже здесь, в саду... С холодным достоинством читает он нравоученье Татьяне: "Учитесь властвовать собой: не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет!"

Действие второе

Картина первая. Бал в доме Лариных: празднуются именины Татьяны. Онегина, привыкшего к столичным торжествам, тут раздражает все - старомодные наряды гостей, их провинциальные танцы, сплетни и пересуды... Свое раздражение он переносит на Ленского: "Зачем приехал я на этот глупый бал! Я не прощу Владимиру услугу эту!" Весь вечер Онегин танцует с Ольгой, наслаждаясь ревностью и страданием друга. Оскорбленный Ленский требует объяснения и в ответ на спокойный, иронический тон Онегина, в пылу негодования, вызывает его на дуэль.

Картина вторая. Ранним морозным утром прибыл к месту дуэли Ленский. " Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит..." - с тоской и болью думает он о предстоящем поединке. Вместе с Ленским ожидает приезда Онегина секундант Зарецкий. Наконец Онегин является, все готово к дуэли, но недавние друзья медлят - оба понимают всю случайность, всю нелепость происходящего: "Не засмеяться ль нам, пока не обагрилася рука, не разойтись ли полюбовно?" Но нет! Секунданты разводят противников на свои места. Зарецкий дает знак сходиться. Онегин стреляет первым; Ленский падает. Бросившийся к нему Онегин с ужасом видит, что его друг мертв.

Действие третье

Картина первая. Бал в одном из аристократических домов Петербурга. В числе приглашенных князь Гремин - ветеран русских войн, благосклонно принятый царским двором. Здесь, на великосветском празднестве, встречает он Онегина, своего старого друга, только что вернувшегося из-за границы. Онегин несколько лет не был в Петербурге; он не знает, что Гремин женат: "Давно ли?" - "Около двух лет". - "На ком?" - "На Лариной Татьяне". Гремин представляет друга своей жене. Онегин поражен: он с трудом узнает в этой светской, полной благородства и достоинства даме прежнюю девочку, которой он когда-то читал нравоученья. "Увы, сомненья нет, влюблен я! Влюблен, как мальчик, полный страсти юной!" - с волнением признается себе Онегин.

Картина вторая. Много дней искал Евгений встречи с Татьяной, много слов любви сказал в своих письмах к ней, но... ответа нет. Онегин решает пренебречь правилами света и явиться в ее дом без приглашенья. Неожиданно войдя в комнату княгини Греминой, он видит прежнюю Таню, склонившуюся над его письмами и плачущую над ними. Потрясенный Онегин бросается на колени, но "прошлого не воротить!" Татьяна просит оставить ее: "Я отдана теперь другому, моя судьба уж решена, я буду век ему верна". Онегин наконец понимает, что Татьяна навсегда потеряна для него.

И сейчас, Генералова Витта представит вашему вниманию "Письмо Татьяны". (читается "Письмо Татьяны")

Саша Айнуллин прочитает "Письмо Онегина к Татьяне" (читается "Письмо Онегина к Татьяне").

А сейчас вам представится возможность услышать отрывок из данного произведения, который прозвучит в музыкальном изложении. Как вы уже поняли, существует не только литературное произведение "Евгений Онегин", но и музыкальное (опера), которое было написано П.И. Чайковским. Мы с вами прослушаем арию еще одного главного героя (Ленского), который выражает свои чувства любви к сестре Татьяны Ольге. Данная ария (своеобразный музыкальный портрет героя) наполнена нежностью, ласковыми интонациями, которые композитор передает в музыкальном изложении.

(Ария Ленского "Я люблю Вас, Ольга:", приложение №1)

Мы с вами коротко остановились на данном произведении. Смогли на примере сопоставить литературное и музыкальное выражение чувства любви. И каждый из вас смог понять, что в музыкальном изложении композитор помог вам воспринять чувство любви героев, ее разнообразие через музыкальные звуки и интонации.

В творчестве А.С. Пушкина существует великое множество произведений, где затронута тема любви. Вашему вниманию я хочу представить другое произведение Пушкина "Я помню чудное мгновенье", но прослушаем мы его в музыкальном исполнении, называется оно романс, который был написан не менее известной личностью, композитором М. Глинкой.

(звучит романс "Я помню чудное мгновенье", приложение №2)

Что такое романс? Это эмоционально-глубокая песня с музыкальным сопровождением. В романсе особенно тонко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе.

Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

Записка 1830 года, 8 июля. Ночь

" Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?

Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. - К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. - Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. - Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! - И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. - Я не хотел говорить об ней и убегал, слыша ее названье (теперь я забыл его), как бы страшась, чтоб биение сердца и дрожащий голос не объяснил другим тайну, непонятную для меня самого. - Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне, мне неловко как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованью - это было бы мне больно!.. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность - нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны... И так рано! в 10 лет... о эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! - но чаще плакать".

Это одна из записей дневника М.Ю. Лермонтова, еще одного великого литературного деятеля, который в своем творчестве не однократно обращался к теме любви в своих произведениях. Вы также с ранних лет были знакомы с его произведениями.

Вашему вниманию я хочу представить "монолог Веры" из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего Времени", который прозвучит в исполнении Станьковской Юны. (звучит музыка приложение №3)

В данном монологе раскрыта любовь не юной девушки, а уже зрелой женщины.

-Как вы думаете, ребята, может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь? (размышления ребят)

Давайте с вами познакомимся с литературным произведением, которое так и называется "Безответная любовь" в исполнении Бокланова Михаила.

Конечно, даже неразделённая, безответная любовь рождает нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

Чтобы суметь сделать сравнение примера безответной любви литературного и музыкального жанра, мы с вами прослушаем произведение великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, которое называется "Лунная соната". Это произведение было написано композитором в 1801-1802 году и было посвящено Джульетте Гвиччарди. Людвиг не замечал легкомыслия, и считал её достойной любви, принимая красоту её за красоту души.

"Теперь я чаще бываю в обществе и потому жизнь моя стала веселее, - писал он в письме другу в ноябре 1800 года. - Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека".

Но увы, несбыточные мечты продолжались недолго. Препятствием являлась глухота Бетховена. Эта трагедия стала особенно глубокой для композитора.

Давайте послушаем первую часть сонаты.

(звучит 1-я часть "Лунной сонаты", приложение №4)

- Скажите, ребята, смог композитор передать без слов поэта свою нежность, печаль, раздумье? (размышления ребят)

- Совершенно верно. Это исповедь страдающего человека.

Мы с вами познакомились с литературными и музыкальными произведениями, в которых раскрывалось чувство любви по отношению человека к человеку, но как вы уже знаете, чувств любви существует великое множество. Сейчас мы с вами остановимся на таком чувстве любви, как любовь к Родине.

Этому чувству посвящено великое множество произведений. Я хочу остановить ваше внимание на произведениях композитора С.В.Рахманинова, в творчестве которого затрагивалось данное чувство (любовь к Родине).

С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детство прошло в Новгородской области. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бесконечные просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов.

Первой учительницей музыки будущего композитора была его мама. Маленький Серёжа начал заниматься музыкой с 4-х лет. В девятилетнем возрасте его отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 году Рахманинова за хорошие успехи перевели в Московскую консерваторию. В 1892 году он окончил консерваторию по композиции с Большой золотой медалью.

Обратите внимание, как отзывалась о творчестве этого композитора поэтесса Румянцева:

":он пел Россию от земли до неба.
Он пел Россию трепетом всех пальцев:
Ее дожди, крыльцо под белым снегом,
И осень рыжую с кочующим багрянцем:"

Яркая страница творчества композитора - романсы. В общей сложности у Рахманинова 65 романсов. Самые поэтичные, трепетные, нежные выходили из-под пера в 1902 г., когда композитор женился на Наталье Сатиной. В это время он сочиняет такие романсы как "О, не грусти", "Мне хорошо", "Сирень" и многие другие. Давайте послушаем один из них.

(Звучит романс "Сирень", приложение №5).

Сирень, весна - близкие по своим образам слова. Композитор очень любил весну как время года. Послушаем еще одно красивейшее музыкальное произведение С.В.Рахманинова "Вокализ". Напомню, что вокализом называется музыкальное произведение, исполненное без слов. Романс "Сирень" и " Вокализ" роднит напевность, романтичность, лирика, иногда печаль, грусть, мечтательность:

(Ззвучит "Вокализ"С В.Рахманинова, приложение №6).

Однажды, знаменитый певец Ф.Шаляпин спросил у Рахманинова: "Растолкуй мне, простому рассейскому артисту, что такое замечательное в музыке твоей заключается, отчего на жизнь другими глазами смотреть начинаешь? Любить жажда одолевает, страдать, петь от радости. Описываешь ты в ней события своей жизни или жизнь человеческую вообще? И почему душевную скорбь такой щемяще сладкой делаешь?"

- Послушайте, что же ответил композитор:

"Так ты спрашиваешь, что такое музыка моя?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!"

":Я пытаюсь заставить музыку передавать просто и прямо то, что я чувствую во время сочинения. Если в моем сердце находится любовь, или горечь, или религия, - эти чувства становятся частью моей музыки".

Да, действительно, Рахманинов, прежде всего был великим лириком-романтиком. Многие художники того времени сравнивали его музыку со своими картинами.

Революцию 1917 г. Рахманинов воспринял как труднейшее испытание для Отечества и как личную драму. Он сразу стал участвовать в концертах, сборы от которых шли в пользу раненых и на нужды армии. В это время он сочиняет свой "Концерт № 2", в котором отразил все происходящее в России в то время.

(Звучит "Концерт № 2 для фортепиано с оркестром" С.Рахманинова).

Выезжая в то время на гастроли в Швецию, он думал, что разлука с Родиной будет временной, а оказалось - на всю оставшуюся жизнь. За границей Рахманинов много концертирует, исполняя не только свои произведения: Концерты проходят с большим успехом. Вся его музыка того времени проникнута необычайным лиризмом и тоской по Родине. Во всех произведениях слышатся напевы родного края, грусть, печаль. "Слово - поверхностно, музыка - глубина", - писал композитор. Все переживания С.В. Рахманинова при разлуке с Родиной можно передать небольшим стихотворением русской поэтессы Анны Ахматовой "Разлука" в исполнении Сошиловой Вероники.

Тему великого чувства любви затрагивали многие великие классики, в заключении нашей встречи прозвучит стихотворение Э.Осадова "Любовь" в исполнении Зашихиной Валерии.

О любви можно говорить много и бесконечно. Приводить множество примеров из мира литературы, музыки, живописи. Делать немало сравнений. Относиться к произведениям с почтением или безразличием. Уметь оценить, понять или оставаться равнодушным. Но если прислушаться к голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить вечно живой, нежный голос чувства любви, который неуклонно и красиво увлекает все больше и больше молодых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Спасибо за внимание!