Новые стандарты в образовании и обучение грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Наша Прогимназия является школой-пилотом по апробации нового образовательного стандарта, поэтому я – учитель-экспериментатор городской экспериментальной площадки «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы». Основная идея концепции площадки состоит в том, что новая образовательная среда, насыщенная, прежде всего, компьютерами для учащихся, а также другим современным оборудованием, является главным условием достижения учащимися к концу обучения в начальной школе необходимого уровня не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий.

Пока в нашей школе нет главного элемента этой новой образовательной среды – компьютеров для учащихся, однако мы пробуем внедрять новый стандарт на практике, так как убеждены, что важна не только новая образовательная среда, главное условие успеха – применение передовых педагогических технологий.

На примере урока по обучению грамоте в 1 классе я постаралась показать, как я строю свою работу, используя не только новое дидактическое оборудование, позволяющее применять ИКТ-образовательные технологии, но и системно-деятельностный подход в обучении. Это и проблемные ситуации на уроке, и групповые формы работы, и использование проектной технологии обучения (конечно, пока только в виде мини-проектов), и критериальная безотметочная система оценки и т.д.

Преодолеть механическое усвоение знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Конечно, в первом классе это только элементы проблемного обучения. На данном уроке дети пытаются ответить на вопрос «все ли слова-действия имеют одно значение?»

Помогает получить ответ на этот проблемный вопрос групповая работа, при организации которой каждый ученик начинает мыслить, он не просто сидит и слушает учителя, а высказывает своё мнение, пусть оно и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. На данном этапе учащиеся объясняют лексическое значение слова «клевала» в разных предложениях. В результате дети приходят к выводу, что данное слово-действие «клевала» имеет несколько значений, значит, не все слова-действия однозначные (хотя провокация учителя была нацелена именно на такой ответ, чтобы столкнуть детей с новым, еще не обсуждавшимся языковым явлением и заставить поразмышлять над ним).

Также я стараюсь использовать и новое дидактическое оборудование, позволяющее применять ИКТ-технологии. На данном уроке при создании образа буквы «В» из различного материала была использована терапевтическая игра «Пертра», позволяющая развивать как восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, воображение, творческое мышление учащихся, так и их коммуникативные навыки. На наборном полотне этой игры были приготовлены две заготовки (одна из красных грибков, другая из синих). Надо было либо убрать нужное количество красных грибков, либо добавить нужное количество синих грибков, чтобы получилась буква «В». Хотя задание это довольно простое, его выполняют учащиеся в парах, для того чтобы они смогли договориться и об очередности работы каждого, и о правильности выполнения задания.

На своих уроках я пользуюсь также мультимедийным оборудованием, позволяющим показывать компьютерные презентации, сделанные своими руками к различным урокам. (На данном уроке эта технология не применялась, так как он был насыщен другими видами работы с учебным материалом).

Достаточно часто я использую и проектную технологию обучения, конечно, пока только в виде мини-проектов. На предложенном уроке проводится пропедевтика создания учащимися собственного мини-проекта «Спрячь букву «В» в любой предмет» (домашнее задание сделать такой мини-проект выполняется детьми по желанию).

При повторении изученного материала дети на уроке оценивают свою

работу по карточкам, тем самым, формируя сознательную адекватную оценку собственного труда. На «волшебной линеечке» ребята ставят крестик на определённом уровне в зависимости от того, насколько верно выполнено задание (критериальная безотметочная система оценки). На данном уроке мы с детьми выбрали критерий правильности букв по звонкости-глухости звуков.

На других уроках мы совместно выбираем разные критерии оценивания,

например, буквы заглавные – строчные, или буквы гласных – согласных звуков, или аккуратность выполнения работы. После такой самооценки дети получают листочки с оценкой их труда учителем в виде такой же «волшебной линеечки». Они могут сравнить свою и учительскую оценку, спросить у учителя, почему они не совпадают и т.д.

Далее представляю конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Согласные звуки [в], [в']. Буквы Вв. Многозначность слов, обозначающих действие» (см. Приложение).