Работа с бумагой. Панно "Деревенька моя". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • закрепить знания и умения детей при работе с бумагой;
  • развивать кругозор детей, умение работать коллективно;
  • воспитывать личность ребенка на основах национальной культуры и народного творчества.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, техника безопасности при работе с ножницами  и клеем

2. Постановка цели урока

Вступительное слово учителя.

– Сегодняшний наш урок технологии мы посвятим родному селу Воскресенское. Наша задача, из имеющих заготовок (заготовки домиков делаются на предыдущем  уроке), построить свой домик, украсить его орнаментом и собрать из домиков деревенскую улицу, т.е.займемся изготовлением панно «Деревенька моя».

 3.  Знакомство детей с историей образования села, в котором мы живем

– В древние времена в середине 18 века среди башкирских гор Урала на берегу р. Тор началось строительство грандиозного сооружения из красного кирпича.
Это был Воскресенский медеплавильный завод, первый на южном Урале.
Своей историей завод связан с событиями Крестьянской войны под предводительством
Емельяна Пугачева, с  именем Салавата Юлаева. На Воскресенском заводе пугачевское войско пополнялось работными людьми, здесь отливались пушки и ядра для восставших.Одновременно со строительством завода и возникло наше село Воскресенское.
Воскресенский  медеплавильный завод был остановлен в 1902 году в связи с общим кризисом в торговле железом и медью.
Завод, положивший  начало жизни здесь, и поныне возвышается в центре села, завод бездействует, а село продолжает жить. Нашему селу более 260 лет, но оно не стареет.
В нем как и прежде много хороших людей, значимых мест, замечательной природы.

Дети читают стихотворение о родном селе Воскресенское (автор – житель села):

В своей дивной красе
Тор наш к Волге спешит,
Здесь село Воскресенск
Сотни лет уж стоит.

Воскресенск, Воскресенск!
Эхо горных венцов
И в Гремячем ключе
Перезвон бубенцов.

Шелестит пестрый шелк
В необъятных полях
Здесь когда-то прошел
Пугачев Емельян.

– Пройдя по улицам села, увиди, как разнообразны и непохожи друг на друга избы.
Но как удивительно они похожи на своих хозяев. У каждой избы свой «характер», «настроение» и непременно свое декоративное убранство.
Посмотрите на резные наличник, причелины:

(На доске рисунок домика с  деревенским орнаментом)

– Разные орнаменты в декоре избы исполнялись не только для красоты. В давние времена люди верили в их магическую силу: они оберегали от злых сил, духов,природных стихий.
Веками говаривали в народе: (пословицы вывешиваются на доску.)

  • «Своя земля и в горсти мила»
  • «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило»

4. Физкультминутка

5. Демонстрация модели крестьянской избы

Строение избы. Как строилась деревенская изба?
Объяснение слов – «сруб»,  «щипец», «крыша», «окна», элементы декора: «конек», «причелины», «наличники».
– Кто запомнил их? (Дети повторяют и показывают их на модели избы.)
– Давайте теперь вместе повторим эти слова и определим близость их звучания и смысла к названию частей человеческого лица. Не зря наружная стена дома называется «фасадом»
(лицевой). По фасаду и судят хозяина.

  • «Хоромы кривые,  сени лубяные, слуги босые, собаки борзые» говорят о нерадивомхозяине». (Объяснение пословицы.)

6. Самостоятельная работа детей

– А теперь я предлагаю вам,  ребята, стать мастеровыми. Как  бывало деревню всем миром ставили,  так и нам, всем вместе предстоит построить деревенскую улицу.

  • «А что миром положе,тому и быть так», –  говаривали в народе.

– Только в руках у нас будет не совсем обычный материал «бумага и картон», а вместо топора и гвоздей – ножницы и клей. Да и «срубим»  мы только самую красивую часть избы – фасад.
– Приступим к работе. Сначала мы сделаем основные плотницкие дела: сруб, щипец, конек,  крышу. Только потом – украшение орнаментом.
– А во время работы можно  ли разговаривать, шуметь? (Нет) А если нужно что-то сказать друг-другу ? (Нужно сказать шепотом)

7. Коллективная работа детей

– И вот настал черед поработать сообща, собрать деревенскую улицу, расставим избы.
– А теперь обнесем их изгородью, посадим деревья. (Их мы тоже сделали на прошлом уроке.)
– Чем же нам дополнить композицию, чтоб интересней  получилось? (Колодец)
– А вот и важная гусыня, со своим выводком. Ожила картина!
– Получилась ли деревня такой же нарядной, как наша родная? (Ответы детей)
– Не зря говорят: «Добро творить – себя веселить». «Хорошая работа два века живет».
– Давайте  все вместе повторим слова народной мудрости:

  • «В одиночку не одолеешь и кочку, а артелью и через гору в пору». (Объяснение смысла пословицы)

Панно «Деревенька моя»

8. Итог урока

– Вот, ребята, закончилась очередная встреча с прекрасным. Урок наш окончен, а сколько нераскрытого таит в себе родной дом, деревня, природа.

9. Подведение  итогов