Имя прилагательное – антонимы. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • закрепить знания учащихся об антонимах,
  • совершенствовать умения находить и образовывать антонимы  в устной и письменной речи,
  • развивать речь, сосредоточенность внимания, память, мышление; воспитывать чувство дружбы и товарищества.

ХОД УРОКА

1. Мобилизующий этап

На доске написаны слова:

свет – тьма
друг – враг
сильный – слабый

– Прочитайте написанные пары слов. Найдите в них общее. (Отвечают на один и тот же вопрос, является одной частью речи, противоположны по значению).

– Как называются такие слова? (Антонимы)

2. Формулирование учащимися темы и цели урока

– Выделите одну из данных пар и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (Можно выделить имена прилагательные – антонимы. Значит тема сегодняшнего урока: «Имена прилагательные – антонимы»).
– Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Используйте для этого запись.

Цель:

  • повторить всё … ;
  • учиться походить … и использовать … в … и … речи;
  • познакомиться с

– Цель нашего урока:  повторить всё, что мы знаем об антонимах, учиться находить антонимы и использовать их в устной и письменной речи, познакомиться с новым словарным словом.

3. Минутка чистописания

– Начнём реализацию цели с минутки чистописания. Букву, с которой мы будем работать, вы найдёте в одном из прилагательных. Она обозначает в нём согласный, непарный, звонкий, мягкий звук. Какая это буква? (Буква «Л»,  она находится в прилагательном сильный и обозначает звук  [л ‘].)
– На что надо обратить внимание при написании буквы «Л»? (Дети рассказывают)
– Букву «л» вы напишите с другой буквой этого же слова. Характеристика звука, который она обозначает, всего на один показатель отличается от характеристики звука [л ‘].Какая это буква? («н»).
– Составьте цепочку, в которую входилы бы прописная буква «Л», строчная буква «л» и строчная «н» (дети составляют, озвучивают и записывают свои цепочки букв.

4. Словарно-орфографическая работа

На доске дано изображение:

    К         Л         А         Щ         Н         Д         Я    
    П         Р         О         С         А         А         Ь    

 

                                                                                   
                                                                                   

– Внимательно рассмотрите данные прямоугольника и назовите словосочетание, с которым вам предстоит познакомиться на уроке. (Красная площадь).
– Что такое Красная площадь?
– Почему площадь называется Красной?
– Запишите, объясните орфограммы.
– Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание, соответствующее теме нашего урока.

К Красной площади прилегают … и … улицы.

– Вместо точек в данное предложение надо вставить имена прилагательные –антонимы ( слушаются варианты ответов и записываются предложения с комментированием).
– Что такое антонимы?
– Приведите примеры, которые ещё не звучали на уроке.

5. Физминутка

– Представьте себе, что вы гуляете по Красной площади и слышите разные слова. Если прозвучит имя существительное или глагол , вы продолжаете шагать. Если услышите имя прилагательное, топая. Тянете руки вверх и делаете хлопок:  дети, весёлый, здание, деревья, стройные ,купола, растут, яркий, молодые, улыбаются.

6. Тренировочные упражнения

 Упражнение 1

На доске 2 картинки с изображением двух мужчин, противоположных по своему облику:

– Посмотрите на эти картинки и сформулируйте к ним задание. Не забывайте о теме нашего урока (надо составит пары слов, в которые входили бы имена прилагательные, противоположные по значению). Запомните их:  весёлый – грустный, худой – толстый, молодой – старый, высокий – низкий.

– Запишите по памяти пары слов, выделяя и объясняя орфограммы.

 Упражнение 2

  • Старый друг лучше новых двух.
  • Без труда не вынешь рыбку без труда.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

– Прочитайте пословицы. Объедините их по группам (1 и 4). Говорится о дружбе, есть антонимы.

– Запишите, вставляя орфограммы.

7. Итог урока

– О чём мы говорили сегодня на уроке? (Об антонимах)

– Что такое антонимы? Приведите примеры прилагательных – антонимов, которые не звучали сегодня на уроке.