Урок математики в 4-м классе по теме "Деление многозначных чисел. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание условий для формирования умения и навыка деления многозначных чисел.

Задачи:

  • закрепить алгоритмы письменного деления многозначных чисел;
  • повторить старинные меры длины;
  • развивать общеучебные умения и навыки (работа с карточками – заданиями, взаимоконтроль самоконтроль, работа в паре);
  • воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу, взаимопонимание, гордость за свой край.

Оборудование: карточки с заданиями, таблички с названиями городов, номера автомобилей, сигнальные карточки, на столе учителя надпись “Пункт экстренной помощи”, карта гонки.

Карта гонки:

1 этап: "Готовность №1"
2 этап: "Старт"
3 этап: "Выезд на трассу"
4 этап: "Торопись медленно"
5 этап: "Привал "
6 этап: "Устрани неисправность"
7 этап: "Финиш"

Ход урока

I. Организационный момент

1 этап: "Готовность №1"

Учитель: Итак, друзья внимание – ведь прозвенел звонок .

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

Ребята! Сегодня наш урок мы проведём в форме игры "Автопробег по трассе успеха" и будем продолжать учиться делить многозначные числа на однозначные, на двузначные и трёхзначные. Все вы – члены экипажей супер-автомобилей, табличка с номером автомобиля стоит на вашем столе. За каждым столом экипаж: штурман и пилот. Как вы поняли, штурманы – это всем вам знакомые консультанты, которые помогают вам разобраться с трудностями в решении примеров и задач.

Штурманы за каждый этап урока выставляют оценку в бортовой журнал (за каждый правильный ответ 1 балл). Штурман-это человек, который хорошо знаком с трассой и может правильно направлять действия пилотов.

Мы будем курсировать по городам нашей славной Белгородской области.
Наша трасса-трасса успеха. Я желаю всем экипажам уверенно и удачно пройти по этой трассе.
Итак. Внимание! Ключ на старт. Мы начинаем движение.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.

Открыли тетради. Записали число.

II. Актуализация имеющихся знаний

2 этап:"Старт"

1. Внимание всех! Приготовили светофоры. Я буду называть примеры на умножение и деление с ответами, а вы следите верно или нет назван ответ.

Если не верно – голосуем красным сигналом.
Если верно – зелёным.

90 · 7 = 630 54 : 6 = 8 (9) 6 · 7 = 44 (42) 4800 : 6 0= 9 (80) 7 · 5 = 35 34 · 5 = 170
3 · 6 = 20 (18) 25 : 5 = 4 (5) 6400 : 8 = 800 9 · 8 = 73 (72)

2. В русских народных сказках, в произведениях писателей и поэтов мы часто встречаем старинные меры длины. Назовите их и скажите, какая это по современным меркам длина. (Аршин – это около 71 см, шаг человека; сажень: косая – 213 см, расстояние от концов пальцев поднятой вверх левой руки до конца пальцев правой ноги и маховая – около 176 см или размах обеих рук; вершок – около 5 см или это расстояние от конца пальца до второго сгиба; верста – около 1км 67 м; пядь – около 19 см или расстояние между большим и указательными пальцами, растянутыми на плоскости). В современной жизни давно уже их не используем, но иногда употребляем в своей речи. Такие крылатые выражения дошли до нас из глубины веков. Объясните смысл. (“От горшка два вершка” (маленький ростом человек), “Мерить на свой аршин” (делать что – то по своему), “Косая сажень в плечах”(огромный человек, богатырь), “ Семь пядей во лбу” (умный и способный человек).) Перед вами древнерусские меры длины: верста, аршин, сажень, пядь, вершок. Каждый экипаж , получив карточки с названиями этих мер, должна расположить их по мере убывания. Выиграет тот экипаж, который быстрее и правильнее выполнит это задание.

3. А так как вы отправляетесь в поездку, я предлагаю вам решить старинную задачу.

Ребятам из деревни до школы нужно пройти 6 вёрст полем, потом лесом на 4 версты меньше, чем полем. После леса ещё версту по тропинке вдоль реки. Сколько времени понадобится ребятам, если в час они проходили 3 версты. (3 часа.)

III. Закрепление деления многозначных чисел

3 этап: "Выезд на трассу"

Сейчас все члены экипажа работают с кодированными ответами. Найдите правильный ответ и записывайте соответствующую букву. У вас должны получиться названия городов нашей области. Чтобы быстрее справиться с заданиями, штурманы решают примеры с чётным номером, а пилоты – с нечётным номером. (Приложение 1)

Учитель: Поднимите таблички с получившимися ответами. (Белгород).

Сообщение о городе Белгороде.

Город ратный…
Трудовой.
Лебедь величавый
Вольный город твой и мой
Город русской славы…

Это главный город нашей Белгородской области. Возраст города – чуть больше 1000 лет. Население – 345 000 человек. В городе имеется 52 школы, 21 библиотека, 3 театра, 32 плавательных бассейна. 9 ВУЗов. Здесь работает множество предприятий, продукция которых известна не только в России, но и за её пределами.

Учитель. Штурман, первого правильно выполнившего задание, экипажа ставит по 1 баллу в свой бортовой журнал. Поднимите таблички с получившимися ответами.

Сообщение о городе Валуйки.

Город Валуйки – центр района. Население около 40 тысяч человек. В 1695 году город проездом посетил царь Пётр I. Сейчас это большой железнодорожный узел. Есть мясной, молочный и консервный комбинаты, сахарный завод. Валуйское педагогическое училище – одно из старейших в Центральном Черноземье. В городе есть медицинское и профессионально – техническое училище, пять школ.

Учитель. Много интересного можно узнать о городах нашей области, если изучить странички ваших школьных дневников.

Штурман, первого правильно выполнившего задание экипажа ставит 1 балл себе и своему пилоту.

IV. Домашнее задание

К следующему уроку я попрошу принести подобные кодированные задания, шифровки, где в ответах можно будет найти названия городов нашей области и написать маленькое сообщение о городе, название которого вы зашифруете.

Физкультминутка

Зарядка для глаз. Релаксация

Продолжаем движение. Следующий этап.

4 этап: “Торопись медленно”. Тише едешь – дальше будешь

Каждому из вас предстоит решить 4 задания и из всех предложенных ответов выбрать свои. В тетради записать пример, решить его и рядом указать номер ответа. Когда закончите, вы должны поменяться тетрадями с соседом. Я назову правильные номера, вы проверите ответы соседа. Штурман заносит результат в бортовой журнал. У кого не будет ошибок, тот зарабатывает 1 балл. (Приложение 2)

5 этап: “Привал”

У каждого экипажа есть на столах карточки. На них написаны примеры для штурмана и для пилота. Решив их, у вас должен получиться одинаковый ответ. Если нет, то кто-то из вас допустил ошибку. Найдите и исправьте её вместе.

штурман пилот
3111 – 72 : 18 = 386 · 10 – 753 =

Ответ: 3107

6 этап: “Устрани неисправность”

Для того, чтобы устранить неисправность в двигателе, вы должны проверить, верно ли указано число цифр в частном. Если верно, то ставьте букву В, неверно – букву Н. Запишите в тетрадь пример и укажите количество цифр в частном точками. Советуйтесь в парах.

Самопроверка.

Учитель показывает правильные ответы. Кто правильно выполнил задание, получает 1 балл.

V. Итог урока

7 этап: “Финиш”

Ребята, чем мы сегодня на уроке занимались? Что повторили?
Посчитаем общие баллы. Объявление результатов.
Трасса успеха оказалась успешной сегодня для экипажа автомобиля №

Каждый из вас достиг хороших результатов в этой игре. А если кто чувствует, что ему нужно чуть – чуть подтянуться, то нужно поторопиться. Оценки за урок я поставлю, когда посмотрю ваши бортовые журналы и посоветуюсь со штурманами.

VI. Рефлексия

Теперь выскажите своё мнение об уроке. Если урок вам понравился и вы научились ещё лучше решать примеры, то возьмите зелёный светофор. А если вы считаете, что урок прошёл для вас без пользы, то красный.