Интегрированное внеклассное занятие по русскому языку и познанию мира в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Тема: Происхождение слов.

Цель: повышение грамотности, языкового чутья и речевой культуры.

Задачи:

  • рассказать о признаках, положенных в основу названий некоторых слов.
  • Развитие интереса к наукам этимологии и орнитологии.
  • Воспитание внимания и любви к русскому языку и природе.

Оборудование: книга «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», запись голосов птиц, презентация « А скажите, чьи вы?», карточки для индивидуальных работ.

Ход занятия.

1. Психологический настрой.

Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.

- К чему призывает это стихотворение? Как вы понимаете выражение «Чтоб воду в ступе не толочь»?

2. Знакомство с целями занятия.

Сегодня мы познакомимся с науками, которые называются этимология и орнитология.

Проведем мы занятие в зоопарке. Не беда, что его у нас нет, в его организации нам поможет компьютер. В сообщении нового материала будут участвовать ученики, которые заранее подготовились к сообщению

3. Новое понятие.

Кто знает, что изучает наука орнитология? Это наука о птицах. Орнитологи изучают птиц в природе.

А кто знает, что такое этимология? Это наука изучающая происхождение слов. Этимолог- ученый, который изучает историю возникновения слов. Он рассказывает, является ли слово русским, или пришло из другого языка, узнает как образовалось то или иное слово.

Зоология. Что означает это слово вы, думаю, уже знаете. (Зоо- животный мир, логос- наука)

4. Давайте заглянем в раздел зоологии, который изучает птиц, представим себя орнитологами.

Поможет нам в этом компьютер. (Звучат голоса птиц). Он откроет сокровенную страничку природы и покажет нам разных птиц. Вот кукушка, а вот зяблик, рябчик, трясогузка, горихвостка, чибис, кулик, зеленушка, береговушка, клест, горихвостка, ореховка, камышевка, мухоловка, вертишейка, снегирь, зорянка. В природе невозможно встретить их всех в одном месте, в одно и то же время, а у нас это возможно.

Орнитологи умеют определять птиц по их песням, по оперению, по их размеру и форме, по следам, гнездам, по методам охоты и так далее. Они знаю, где птицы живут, какая им угрожает опасность в настоящее время, сколько их, знают, как их защитить. А вы знаете, как их защитить? От кого надо их защищать?

Сегодня же нас интересует, не эта проблема. Мы узнаем, как образовались слова, обозначающие птиц. Какие существуют способы образования слов.

5. Путешествие в мастерскую этимолога.

Ребята, а раньше вы не задумывались о том, как происходят те или иные слова? Почему предметы имеют такие названия, а не другие? Какое стихотворение вам вспомнилось по этому поводу?

Этим занимается очень интересная наука- этимология . Этимолог изучает историю возникновения слов. Послушаем сообщения ребят, которые расскажут, почему птицы носят такие интересные названия.

Название по песне.

(Сообщение1 ученика. Показ слайда, под голос кукушки.)

Кукушка.

-Как вы думаете, почему ее так назвали?

Во всех странах слово кукушка звучит похоже. Чехи говорят- кукучка, болгары - кукувица, немцы- кукук, французы- куку, итальянцы- кукуко. Все эти народы обратили внимание на ее песню - поэтому ее так и называют.

Давайте выберем из нашего зоопарка птиц, чье название произошло по такому же признаку, то есть подражание голосу птицы.

Чибис кричит, как будто спрашивает нас «Чьи вы? Чьи вы?»

Над болотом летит птица с длинным загнутым вниз клювом. Вот она кричит : «Куууулииик»» и всем понятно, что это кулик.

А вот еще птицы, чье название произошло по тому же принципу. Пофантазируйте, как они кричат?(чайка, чиж, дрозд, щегол , удод, скворец, гагара,)

Название по оперению, внешнему виду. (Сообщение 2 ученика)

Виталий Бианки так писал об одной птице. «У него перо- невидимка. Самого защитного в лесу цвета- пестрого. Все в серых, да рыжих, да черных крапинках. В лесу то все так и пестрит!»

-Как вы думаете, о какой птице идет речь?(Рябчик)

-По какому признаку дано это название?

Правильно, некоторые птицы свои названия получили по внешним признакам.

Зеленушка - вся зеленая, с серым оттенком по спине и серая по бокам.

Горихвостка - так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он все время подергивается, кажется, что вспыхивает огоньками, как будто горит

Не подумай, будто спичка загорелась под кустом,-
Это птичка- невеличка под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета солнце ярко озари
Сразу кажется , что это горихвостки хвост горит.

Клест- название произошло от старого русского словаклеститъ, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От словаклеститъпроизошло и слово клещи. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

Название в соответствии с питанием. (Сообщение3 ученика)

Вотмухоловка, питается мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.

Небольшую крапчатую ворону (она поменьше серой) в Сибири зовут кедровка, а в средней полосе России, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, эту же птицу называют ореховка. И тоже понятно почему.

Название по поведению. (Сообщение 4 ученика)

Есть птицы, получившие название за свое поведение. Например ,вертишейка (ее называют и по-другому: вертиголовка, крутиголовка) Вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками? О, эта птичка сумеет защитить свое по­томство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?!

Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить, если все перед глазами колышется.

А кто знает, для чего птицы маскируются под среду обитания?

Название от места жительства (Сообщение 5 ученика)

Может ли послужить основой для названия птиц место их жительства?

Да может, вот, например, камышовка, или камышевка. Всю жизнь проводит в камышах и прилетает она к ним только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом.

Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда, как это делают ее сестры - касатки. Береговушки роют норки-гнезда в высоком берегу реки. И «костюм» у них под стать тем местам, где они устраивают гнезда, -бурый.

Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так,снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.Зорянка... Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда солнце уже село или еще не взошло.

В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зорянка
Песню запела заре.

А вот еще способ названия.

Зяблик. Почему же так называется эта птица? Потому что зябнет? Так ли? Послушайте, что говорится об этом в одной сказке. (Инсценирование сказки учащимися.)

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон - хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов октябрь взялся. Потому что фамилия у них такая — Зяблик и должны они Октября бояться. Взялся - и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

-Зяблик ты, так зябни, - рассердился Октябрь. - И стряхнул термометр. А Зяблик не зябнет!

-Небось, озябнешь! - разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство - тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко

Оказывается, зяблик совсем не зябнет, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали еезябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название.

А теперь вы будете давать птицам названия, прослушав их характеристики

Эту певчую птицу можете увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы - Канарские острова, недалеко от берегов Африки. Оттуда птицу привезли к нам в Европу.(Канарейка).

По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещинку, вытаскивая оттуда насекомых и их личинки. При этом она все время тихонько попискивает. (Пищуха)

Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой.(Лысуха)

Обижен ли глухарь? (Инсценирование)

За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде чем ответить на вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки

-Глухарь, охотник идет!

-Тэке-тэке-тэке...

-Тэке, тэке-вжжиу... Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу...

-Охотник, говорю, идет!

-Ах ты, елки-сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка!

-За что же глухаря назвали глухарем?

Ответ. Когда глухарь поет, или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума, В это время и подкрадываются к нему охотники. Но как только смолкла песня глухаря, стой охотник, замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к нему охотник.

6. Рефлексия.

Соревнование двух команд.

1 конкурс. Из данного набора букв соберите слово, с которым мы сегодня познакомились. (Этимология, орнитология)

-Что означают эти слова? Какие части слова участвуют в образовании новых слов? Что подталкивало людей в даче названий для птиц?

2 конкурс. Загадки о птицах.

3 конкурс. Заполни кроссворд. Рисунки 1, 2

 
Рисунок 1

 
Рисунок 2

Ответы на кроссворд «Десять птиц»

Жаворонок, мухоловка, воробей, соловей, поползень, коростель, ворона, сорока, сокол, коноплянка.

«Девять птиц».

Лебедь, аист, скворец, тетерев, орел, чибис, кукушка, альбатрос. По первым буквам читаем слово: ЛАСТОЧКА.

Используемая литература:

  1. Н И Ушаков «Внеклассные занятии по русскому языке в начальных классах» Москва «Просвещение» 1978г.
  2. С Глязер «Игры со словами» Москва 1966г.

Презентация.