Сложение трехзначных чисел

Разделы: Начальная школа


Место урока в системе обучения: 3 четверть Урок №102.

Цели и задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить умение складывать трёхзначные числа;
    • закреплять знание таблицы умножения;
    • совершенствовать знания в области геометрии;
  • Развивающие:
    • развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
    • уметь доказывать, аргументировать своё мнение;
    • развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание.
    • приёмы самоконтроля ;
    • развивать мелкую моторику кистей рук;
  • Воспитательные:
    • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;
    • формировать качество взаимовыручки;
    • воспитывать уверенность в своих возможностях;
    • развивать личность через взаимоотношения учителя и ученика
    • сохранять и укреплять здоровье

Оборудование: доска,  карточки, картинки (заяц и лиса), рювы, мешочек под рювы, геометрические фигуры.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Аутотренинг

Учитель:

Солнце на небе проснулось
Нам, ребята, улыбнулось
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём

– Вы чувствуете солнечное тепло? Откройте глазки. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. Садитесь, пожалуйста. Итак, урок математики. Подготовьте ваши ручки к работе. Работа  каштанчиком с иголочками, катая в ладошках.  Ручкам  стало тепло?

Ученики: Да.

Учитель: Начинаем писать. Запишите число, классная работа

3. Устный счёт:

Дифференцированное задание

Слабые ученики работают по карточкам устно (цепочка)

20 х 20 + 400 – 700 – 95

Учитель: А для вас, ребята, я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Полученные вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Запишите».

1) Даны два числа 5 и 3. Найдите произведение этих чисел …и от полученного произведения  отнимите 10… Затем отнимите ещё 2…  Запишите результат (3)
2) Даны два числа 12 и 34. Вторую цифру первого числа  умножьте на первую цифру второго числа… Отнимите от полученного числа  2… и умножьте на 2. Запишите результат (8)
3) Даны два числа 47 и32. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа
Запишите результат (5)
Поделитесь со мной своими успехами. Какое число у вас получилось?

Ученики:  385.
Учитель: Расскажите всё, что вы знаете об этом числе?
Ученики: Нечётное, трёхзначное
Учитель: Молодцы. Пока мне ребята расскажут, что у них получилось, вы расшифруйте слово, используя блок-схему. Каковы ваши успехи? (Те, кто работал по карточкам). Мальчики читают цепочку по желанию.

Таблица 1

   х 800 700 550 340 440 600 460 450
  Ж И Л Е С Н 0 Е

Таблица 2

а 200 250 220 500 100 300  400 210
 х С Л О  Ж  Е Н  И  Е

Учитель: Я рада за вас, что вы правильно расшифровали слово, правильно решили арифметические задачи.   Сформулируйте тему  урока. Кто догадался?
Ученики: Сложение трёхзначных чисел.
Учитель: Поставьте цели на сегодняшний урок.
Ученики: Закрепить умение  складывать трёхзначные числа.
Учитель: А мои цели достигнуть того, чтобы вы научились  складывать трёхзначные числа; закрепить алгоритм действия. НАШИ ЦЕЛИ СОВПАДАЮТ

4. Ребята к нам в гости сегодня прискакал зайчик,  которого выгнала лиса.   Из  какой он  сказки? 
Ученики: Лиса и заяц.
Учитель: Ему нужно построить  домик. Кто желает ему построить домик?
Ученики: я думаю все хотят это сделать
Учитель: Чтобы построить  домик,  нужны  стройматериалы. 

Отправимся мы за стройматериалами … А куда, давайте узнаем? Решим примеры, и ответ  будет готов.

Два ученика по одному примеру  у доски. Два следующих остальные дети  в тетради.  Последний  выполняю сама, умышленно допустив ошибку.  Ученики заметив это должны доказать правильность ответа.  Дети должны мне помочь.

226 + 383       114 + 295    312 + 339          324 + 222        215 + 455
       Р                    Ы                  Н                       О                      К

Объясняют вслух.

Учитель: Что помогало вам в решении?
Ученики: Алгоритм.
Учитель: А как помогает алгоритм?
Ученики: Чётко определяет порядок наших действий.
Учитель: Какая на рынке может возникнуть проблема.
Ученики: Нет денег, и ничего не купим.
Учитель: Давайте попробуем заработать. Сегодня мы будем обменивать свои знания на рювы. (рювы – это денежная единица в нашей школе)
На карточках определённое задание соответствует количеству рювов , выполнив его вы сами себя проверяете с обратной стороны карточки и если верно зарабатываете рюв  и кладёте в свой кошелёчек.

5. Работа по карточкам.(на карточках примеры на сложение трёхзначных чисел)

– Выбирайте сами карточки по степени трудности:

  • Синего – 3 рюва
  • Зелёного – 4 рюва
  • Красного – 5 рювов

Карточка  3 рюва:

341 + 123
356 + 231
445 + 222

Карточка 4 рюва

873 + 322
456 + 345
342 + 342
465 + 381

Карточка 5 рювов

348 + 289
268 + 456
398 + 487
239 + 139
477 + 177

Рювы  кладут в кошелёчек, который у них всегда под рукой.

6. Физминутка (в перерыве между выполнением заданий)

Учитель:  Не пропало желание помогать зайчику?
Ученики: Нет.
Учитель: Настроение хорошее? Давайте снова будем «голову ломать». А как вы понимаете – «ломать голову»?
Ученики: «Ломать голову» -это значит много думать
Учитель: Итак, вы славно поработали и заработали много рювов.  Давайте посчитаем. Сколько рювов? (Дети складывают рювы)
– А может кто-нибудь предложит другой вариант подсчёта?  Как было бы быстрее?
Ученики: Применить таблицу умножения
Учитель: Все эти рювы – это ваш общий труд. Каждый из вас внес вклад, для того, чтобы купить стройматериалы.   Идём покупать стройматериалы.
Каждый берёт  стройматериал (геометрическую фигуру) и все вместе строим домик.
Из этих стройматериалов постройте домик.

(Конструируют домик на магнитной доске)

Учитель: Нравится  домик?
Ученики: Нравится.
Учитель: Молодцы! Пожмите друг другу руки. Вы хорошие партнёры.

7. Работа с геометрическим материалом (задача)

Учитель:  этот домик нужно оградить Давайте для этого возьмём участок шириной 120 м, а длиной 123 м и найдём длину всего ограждения. Попробуйте, найти решение, применив сегодняшнюю тему урока.
Ученик: Нужно 120 + 123 +120 + 123
Учитель: Найдите, пожалуйста, и поработайте в парах. Объясняй товарищу и смотри, как он решает.

8. Рефлексия

Учитель: Легко ли зарабатывать деньги(рювы)
Ученик: Нет. Чтобы их заработать нужно, потрудиться.
Учитель:  Для того, чтобы покупать  стройматериалы, чтобы построить дом или купить машину  нужно потрудиться. За окном стоит машина директора школы. Встаньте и посмотрите. Вы хотите такую?
Ученики: Да.
Учитель: У вас обязательно будет такая, а может и лучше. Я верю в   вас, что вы будете трудолюбивыми, как на сегодняшнем уроке и у вас всё всегда будет хорошо. Молодцы ребята! Наш урок прошёл с пользой. За что можно себя похвалить? Чем остались  немножко недовольны?

Каждый ученик высказывает своё отношение:

Я доволен…
Я умею…
Мне понравилось…
Я  поставлю цель на следующий урок…

Учитель: Вы сейчас маленькие солнышки. А знаете почему?
Дети: Почему?
Учитель: Вы светитесь и согреваете меня и всех своим теплом.
– Спасибо за урок!  За прекрасный урок!

9. Домашнее задание

– Самостоятельно составить примеры на сложение по  теме урока и решить их.