Внеклассное занятие по развитию речи. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Обучающие – учить читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых личных имен;
  • Развивающие – развивать умение наблюдать, учить делать выводы, обобщать, развивать внимание и память, интерес к чтению и интерес к русскому языку, навыки самостоятельной работы, речь учащихся, скорость мыслительных операций, фонематический слух;
  • Воспитательные – прививать желание учиться, навыки сознательной дисциплины и общего взаимодействия.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методы: аналитико-синтетические, дедуктивные, частично проблемные, дифференцированные

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная

Оборудование: модель Матрешки с заданиями, книжка-игрушка С.Маршака, набор карточек с заданиями, магнитная доска с буквами, индивидуальные карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки-полоски, индивидуальные конверты с сюрпризами (значения личных имен), плакат с изображением Матрешки с буквами, игрушки

Занятие рассчитано на 2 урока. Словарь урока – имена детей класса.

Ход урока

I. Мотивация учащихся. Сообщение темы урока

– Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие в Страну Больших Букв. А помогать нам будет вести этот урок – игрушка. Угадайте, кто это?

На доску крепится плакат с изображением матрешки, вокруг нее в произвольном порядке буквы имени. (Рисунок 1)

– Найдите по порядку слово “Матрешка” и запишите его в тетради. Один человек будет это слово выкладывать на магнитной доске.

– Сколько слогов в этом слове? Покажите на сигнальных карточках. (Рисунок 2)

– Буква Й обозначает один звук или два? Почему?

– Послушайте и посмотрите книжку – игрушку Самуила Маршака” Матрешка”.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

В Букваре читается хорошо читающими детьми текст об игрушках с их показом.

– Ребята, Матрешка дает нам задание.

(На доске появляется плакат со слитным написанием слов КАКВАСЗОВУТ?)

– Какие слова могут составить предложение?
– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
– Как обозначить на письме начало и конец предложения?
– Напечатайте это предложение в тетрадь.
– Матрешка предлагает нам провести литературную викторину. (Задания для викторины учитель достает из кармашка модели Матрешки. Дети в тетрадях рисуют схемы этих слов.)

  1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали …
  2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: “Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …
  3. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей. птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского?
  4. Как зовут малышей-коротышей из романа-сказки Н.Носова”Приключения Незнайки и его друзей”?

– Ребята, посмотрите какие выразительные имена у этих персонажей, и не нужно долго разгадывать, что они обозначают. Все понятно. Снегурочка – она из снега, Дюймовочка –за ее маленький рост(2,5см), Знайка – за его любознательность, Айболит – за то, что он лечит всех, у кого что-то болит. Но это сказочные имена. В жизни немного по-другому.

(На доске заранее напечатан текст”Лиза и Зина”. Дети по цепочке читают текст.)

Это Лиза. У Лизы кукла Зина.
Куклу Зину из резины купила мама в магазине.

– Давайте этот текст превратим в стихотворение (Восстанавливаем текст, заменяя иллюстрации ключевыми словами)

РЕЗИНОВУЮ (ЗИНУ)
КУПИЛИ В (МАГАЗИНЕ)
РЕЗИНОВУЮ (ЗИНУ)
В (КОРЗИНЕ) ПРИВЕЗЛИ.
ОНА БЫЛА РАЗИНЯ
РЕЗИНОВАЯ (ЗИНА).
УПАЛА ИЗ (КОРЗИНЫ),
ИЗМАЗАЛАСЬ В (ГРЯЗИ).

– Давайте хором прочитаем это стихотворение.
– У нашей Матрешки много друзей. Вспомним ее друзей из сказки А.Толстого “Золотой ключик”. Вы мне будете показывать на сигнальных карточках количество слогов в слове и показывать, на какой слог падает ударение:
– деревянный мальчик, девочка с голубыми волосами, черепаха, лиса, кот, владелец кукольного театра. Папа, ловец пиявок.

III. Повторение и анализ основных понятий

– Давайте вспомним – как пишутся имена.
– Запишите в тетради полную форму своего имени и свою фамилию.
– Запишите свое имя парой: полное имя – краткая форма.
– Теперь девочки запишут имя мальчика, а мальчики – имя девочки.

(Выборочная индивидуальная проверка в тетрадях.)

– Давайте поиграем. Игра называется “Не ошибись”. Я назову полное имя, а вы хором – краткую форму:

а) Василий. Николай, Виктор, Татьяна, Ирина.

– Теперь наоборот:

б) Оля, Петя, Лена. Вова.

– Назовите ласковую форму имени:

в) Настя, Нина, Лена.

– Подберите имена ребят нашего класса к схемам (Рисунок 3)

(К схемам подходят имена Коля, Сережа, Александр; Катя, Марина, Елизавета)

– А теперь мы будем отгадывать лингвистические загадки от Матрешки. Запишите отгадки в тетрадь.

а) Имя девочки, которое пишется и читается одинаково в прямом и обратном порядке. Как ее зовут? (Анна, Алла, Ада)
б) В каком женском имени тридцать букв Я? (Зоя)
в) В каком женском имени пол Я? (Поля)
г) Какое женское имя состоит из двух гласных? (Ия)
д) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

IV. Повторение. обобщение и систематизация знаний

– Послушайте стихи-дразнилки, которые наши ребята выучили к этому уроку.

1. МАРЬЮШКА, МАРУСЕНЬКА, МАШЕНЬКА И МАНЕЧКА
    ПОБЕЖАЛИ В ЛАВОЧКУ И КУПИЛИ ПРЯНИЧКА.

2. АНДРЕЙ-ВОРОБЕЙ, НЕ ГОНЯЙ ГОЛУБЕЙ.
    ГОЛУБИ БОЯТСЯ, НА КРЫШУ НЕ САДЯТСЯ.

3. КОЛЯ, КОЛЯ, НИКОЛАЙ, СИДИ ДОМА, НЕ ГУЛЯЙ.
    ЧИСТИ КАРТОШКУ, ЕШЬ ПОНЕМНОЖКУ.

4. ВОВА, ВОВА-КАРАПУЗ СЪЕЛ У БАБУШКИ АРБУЗ.
    БАБУШКУ РУГАЕТСЯ, ВОВА ОТПИРАЕТСЯ!
    – ЭТО, БАБУШКА, НЕ Я! ЭТО– КОШЕЧКА ТВОЯ!

5. СТЕПАНУШКА, СТЕПАН, НАИЗНАНКУ КАФТАН,
    ШАПКА НОВАЯ С ПЕРОМ, РУКАВИЧКИ С СЕРЕБРОМ.
    ХОДИТ ОН, СЕМЕНИТ, КОЛОКОЛЬЧИКОМ ЗВЕНИТ.

– Вам понравилось? А почему так назвали – дразнилки? А вы знаете какие-нибудь? Попробуйте дома придумать свои дразнилки.

– Матрешку мы развеселили, а теперь попробуем угостить ее чем-нибудь вкусным. Она очень любит сладкое. Ее дома даже зовут Матрена-сластена. (На доске магнитными буквами выложены слова-анаграммы, один ученик работает на карточке тетради):

На доске: Карточка:
ФИРЗЕ
ФЕКОНТА
ЛАХАВ
ЛИВКИС
зефир
конфета
халва
сливки
ТЕСАМАН
РИКЕФ
ОКОМОЛ
БАРЗУ
сметана
кефир
молоко
арбуз

– Какое слово лишнее? Почему?
– Матрешка осталась довольна нашим угощением. Для вас, для каждого, она прислала зашифрованные послания на листочках. У вас на столе лежит конверт, а в нем задание. Слова вы должны расшифровать и напечатать их столбиком в тетради, подчеркнув лишнее слово. Через 5 минут мы будем проверять задание.

(Задания дифференцированные, 4 уровня сложности. Самые сложные задания выполняют ученики на магнитных досках)

1-й уровень (складывая слоги, написать имя сказочного героя) :

МАЛЬ + ВИ + НА =
СНЕ + ГУ + РОЧ + КА =
ДЮЙ + МО + ВОЧ + КА =
АЙ + БО + ЛИТ =
НЕ + ЗНАЙ + КА =
ДУ + РЕ + МАР =

2-й уровень (вставить пропущенные буквы):

З_АЙ + _А = ЗНАЙКА
П_Л_+ К_ = ПУЛЬКА
_ У+ _ А+Т _+ _О = БУРАТИН
Т_ + Б_ К = ТЮБИК
М_+Т_Е_+ _А = МАТРЕШКА

3-й уровень (решить лингвистические примеры):

КА+ ЛО-О-Л +Р+ЛО =
ДЖУ+О-О+ЗЕ+П+ПЕ =
КА+РА+СО-СО+БАСК-К =
ДУ+Е-Е+РЕ+ЛО-ЛО+МАР =
АР+РЫ-РЫ+ТЕ+М+НА-НА+ОН =
БУ+Н-Н+Л+Ь+КА =

4-й уровень (задание олимпиадного характера):

боАйлит

лиЖ-лыб торкдо боАйлит. нО ылб рымдоб. лаБы у кторадо лазя растсе рарваВа. льшеБо госев ан тевес лилюб йбоАлит рейзве. У гоне лижи йцыза, лочбеки, нарово. аН венади илж люкочий же. В дусунке илиж лыбее шимы.

V. Домашнее задание

– Матрешка приготовила вам еще один сюрприз. У каждого в конверте лежит розовый листок, достаньте его. Что там написано? У каждого – его имя. А на обратной стороне листка – значение вашего имени. Это вы прочитаете дома.

– Придумайте дразнилку (по желанию).

– В Букваре прочитать текст про Матрешку, отгадать кроссворд и нарисовать героиню нашего урока.

VI. Итоги урока, выставление отметок

– Чем вам запомнился урок? Что интересного вы узнали об именах? (Ответы детей.)

– Вы отлично поработали на уроке, порадовали и меня, и Матрешку. Спасибо вам!