Формирование общеучебных умений средствами математики у четвероклассников. Подготовка к умножению многозначных чисел

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать общеучебные умения на уроке подготовки учащихся к восприятию новой темы “Умножение многозначных чисел”.

Задачи:

  • формировать умение устанавливать соответствия, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, составлять связное высказывание, приводить примеры, сравнивать, обобщать;
  • формировать умение понимать учебную задачу;
  • формировать умение работать с тестом, оформлять работу, пользоваться учебником;
  • формировать умение рефлексировать;
  • выявить знания и умения учащихся по предмету;
  • подготовить учащихся к восприятию новой темы;
  • проверить уровень усвоения предыдущей темы.

Ход урока

1. Организационный момент

Дидактическая задача:

  • подготовить учащихся к работе на уроке;
  • обеспечить адекватную внешнюю обстановку для работы;
  • психологически настроить учащихся на предстоящую работу.

Проверка готовности к уроку. Число. Классная работа. Целевая установка :  Дети, урок построен так, чтобы вы смогли показать знания и умения сформированные на математике, подготовиться к восприятию новой темы.

Мы будем продолжать учиться определять учебную задачу и формировать умения, которые входят в понятие “уметь учиться”.

2. Обобщение

Дидактическая задача:

  • формировать умение определять тему предыдущих уроков;
  • формировать умение воспринимать учебный материал на слух;
  • формировать устный навык счёта;
  • формировать умение выбирать учебную задачу;
  • обобщить знания и умения по предыдущей теме.

– Вспомните тему предыдущих уроков (деление с остатком).

– Предлагаю вам небольшой графический диктант, чтобы проверить, как вы усвоили устный приём деления с остатком.

(Дети сами выбирают, делать эту работу или не делать.)

Учитель (читает): 

37 : 5 68 : 7 21 : 4 49 : 8 56 : 7 54 : 9 39 : 9 73 : 8 28 : 3 19 : 2

3. Изучение нового материала

Дидактическая задача:

  • формировать умение сравнивать и обобщать,
  • учиться определять тему урока, учебную задачу;
  • формировать умения соотносить полученные знания с новыми знаниями;
  • формировать умение рефлексировать, т.е. определять, что я умею, а что только научусь делать;
  • подготовиться к пониманию алгоритма умножения многозначных чисел.

– Прочитайте тему урока с. 73. Загляните на с. 30. Сравните темы. Что заметили. Что общего, что различного?

Итак, тема урока: “Умножение многозначных чисел”. Этот урок мы посвятим подготовке к восприятию новой темы.

– Как вы думаете, помогут ли знания и умения, полученные на предыдущих уроках в изучении новой темы? Как?

– Как вы думаете, какие знания и умения нам понадобятся, для изучения новой темы “Умножение многозначных чисел”? (Смысл умножения, таблица умножения, умножение на однозначное число, свойства умножения: распределительное.)

Запись на доске: № : 10 =15 (ост.1)

Формулировка задания в учебнике: Найди значения выражений.

67 х 40
38 х 50
54 х 30
48 х 80
34 х 40
67 х 5
38 х 7
54 х 8
48 х 4
34 х 3

Догадайся! Как используя полученные равенства, вычислить значения выражений.

54 х 9
38 х 51
54 х 31
67 х 41
67 х 6
48 х 79
34 х 39
48 х 5
67 х 45
38 х 57
54 х 38
48 х 84

– Расшифруйте запись, узнайте номер задания, рассмотрите столбики выражений.
– Что общего в этих выражениях?
– Определите учебную задачу (посчитать).
– Найдите значения выражений в тетради.
– Как, используя полученные равенства найти значения выражений (смысл умножения: сложение одинаковых слагаемых):

54 х 9 (54 х 8)
67 х 6 (67 х 5)
67 х 45 (67 х 40, 67 х 5)
48 х 84 (48 х 80, 48 х 4)
38 х 51 (38 х 50)
48 х 79 (48 х 80)
38 х 57 (38 х 50, 38 х 7)
54 х 31 (54 х 30)
34 х 39 (34 х 40)
54 х 38 (54 х 30, 54 х 8)
67 х 41 (67 х 40)
48 х 5 (48 Х 4)

– Какое правило умножения нужно использовать, чтобы найти значения выражений третьего столбика? (Правило умножения суммы на число, т.е. распределительное свойство умножения (3 класс).)

– Значения каких выражений можно найти, используя те равенства, которые записаны у вас? Можно записать в тетради. (Устно.)

Запись на доске: № 100+50+2

Формулировка задания в учебнике: Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом столбике одинаковы:

73 х 28
73 х (20 + 8)
73 х 20 + 73 х 8
67 х 92
(60 + 7) х 92
60 х 92 + 7 х 92

– Расшифруйте запись, узнайте номер задания.

– Прочитайте задание. Какие будут ответы? Кто может доказать? Какое правило надо знать, чтобы сделать такое утверждение? Сформулируйте, что нужно сделать, чтобы умножить сумму на число.

Запись на доске: № 15 х 10 + 3

Формулировка задания в учебнике: Не выполняя вычислений, сравни значения выражений:

83 х (20 + 7) … 83 х 27
83 х (20 + 7) … 83 х 20 + 83 х 7
83 х 27 … 83 х 20 + 83 х 7
(80 + 3) х 27 … 80 х 27 + 3 х 27
83 х 27 … 80 х 27 + 3 х 27

Расшифруйте запись, узнайте номер задания.

Работа с калькой.

– Поставьте знаки между выражениями. Как можно назвать эти записи (равенства)?

– Соедините выражения, значения которых будут равны (значения всех выражений будут равны). Почему? Какие правила умножения применили авторы учебника?

№ 155.

Формулировка задания в учебнике: Найди значения выражений.

48 х 56
84 х 65
28 х 82
12 х 75
76 х 18
23 х 27
23 х 86
68 х 32
94 х 18
15 х 46
86 х 23
49 х 81

Маша: Я представлю первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых и использую распределительное свойство умножения.

Миша: Я представлю второй множитель в виде суммы разрядных слагаемых и тоже использую распределительное свойство умножения.

Продолжи рассуждения Миши и Маши.

Прочитайте. Определите учебную задачу (посчитать). Что общего в выражениях? Как можно выполнить умножение, используя распределительное свойство умножения? Прочитайте рассуждения Маши и Миши. Кто продолжит рассуждения Маши? Кто продолжит рассуждения Миши? (Опрос детей.)

4. Закрепление. Работа в тетради “Учимся решать задачи”

Дидактическая задача:

  • формировать умение работать в тетради с печатной основой;
  • формировать умение решать типовые задачи: понимать. о чём задача, выделять вопрос задачи, находить главное слово в вопросе, делать рисунок, понимать соотношение отрезков, определять наименование, пояснять порядок действий, формулировать полный ответ.

№ 36. По заданию.

5. Итог урока

Дидактическая задача:

  • подвести итог урока:
  • определить тему урока;
  • определить чему научились,
  • определить, какие учебные умения понадобились;
  • оценить свою работу (смайлик: улыбка – хорошо работал, понимал, активно отвечал, спокойствие – работал, успевал, но не активно, грусть – не успел, не был внимательным, не работал устно).

– Откройте тетрадки для рефлексии, сделайте записи и оцените свою работу смайликом.