Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Повторить, что такое имя существительное, что такое склонение, какие падежи существуют в русском языке.
  • Закреплять умение правильно писать безударные окончания имен сущес– твительных.
  • Развивать речь учащихся, расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • толковый словарь,
  • сигнальные карточки,
  • “фонарики”
  • листы оценивания,
  • карточки с разноуровневыми заданиями,
  • мультимедийный проектор и презентация (см. Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Будем правильно писать.

– Давайте обратимся к картинному плану. Что ждет вас сегодня на уроке? (Чистописание, словарная работа, устная работа, работа с учебником, физминутка, запись под диктовку, самостоятельная работа, итог урока. Перед вами лежат оценочные листы и каждое задание будете оценивать в этом листе.

2. Минутка чистописания

(Чистый слайд.)

3. Словарная работа

(Слайд 1)

– Внимание, на доску. Отгадайте анаграммы. (етинакб, зникра, рикород, ияралаборто) Правильно, это кабинет,карниз, коридор, лаборатория. (Слайды 2–5: анаграмма – картинка – слово)

(Значение слова.) Запишите в тетрадь следующее: о кабинет…, на карниз…, в коридор…

Посмотрите еще раз на записанные вами слова. Какая орфограмма спряталась в этих словах. Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.) (Слайд 6)

– Каковы задачи сегодняшнего урока? (Вспомнить как правильно писать безударное окончание имен существительных, закреплять умение писать окончания имен существительных, обобщить знания об имени существительном.) (слайд 7)

4. Повторение пройденного материала

– Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес по лесным тропинкам, где нас ждут различные задания. (Слайд 8) И первое задание : назовите существительные к этой картине. (Дети называют.) Молодцы! Вы назвали имена существительные, а что такое имя существительное? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что? Кто? И обозначает предмет.) (Слайд 9-пустой)

– Прежде чем перейти к следующему заданию, вспомним падежи и склонения.
– Сколько в русском языке падежей? (6) Назовем их хором.
– Что такое склонение? Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Дети отвечают.)
– Молодцы, вспомнили! Ну а теперь приготовьте свои сигнальные карточки и выполним следующее задание: определить падеж и склонение существительного.

Зимний лес, вышел на поляну, стоял у ели, говорил об инее.

– Хорошо, оцените свою устную работу в вашем оценочном листе.

5. Работа над темой урока

– Посмотрите на доску. Что это? (Слайд 10) Ключ.) Какое еще имеет это слово? (От двери, скрипичный, родник, шифр.) (Слайд 11) Где мы можем посмотреть значения слова? (В толковом словаре – демонстрация.) Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться ключом для правильного написания безударного окончания имени существительного? (Ключом-шифром.) (Слайд 12-пустой) Назовите слова– ключи для каждого из склонений. (1 скл.– земля, страна, 2 скл. – конь, огонь, 3 скл. – степь, печь.) Эти слова пригодятся нам для выполнения следующего задания, а пока сделаем зарядку для глаз.

Откроем учебник на с.27 упр.4. А как проверить безударное окончание имен существительных? Вспомните алгоритм .

(На доске по цепочке с объяснением.)

6.Физкультминутка

– Мы немного устали, давайте отдохнем. (Ученик проводит зарядку.)

7. Работа над темой урока (продолжение)

А) – Мы вместе вспомнили, как пишется безударное падежное окончание имен существительных. А теперь проверим сами себя, напишем небольшой буквенный диктант

До рощи, в чаще, к березе, о ели, в тиши ,с ветки, на морозе. (один на доске)

Проверьте своего соседа! (и, е, е, и, и, и, е) Оцените свои знания на оценочном листе.

Б) – Новое задание, которое приготовил нам зимний лес для самостоятельной работы : выполнить разноуровневые задания. У вас на партах лежат листочки с заданиями разного уровня. На карточках 1-го уровня дано задание: списать предложения ,вставив пропущенные окончания существительных. На карточках 2-го уровня дано задание: из каждой строчки слов составить предложение, дописать окончания. На карточках 3-го уровня задание: по опорным словам составить мини-сочинение “Зимний лес” Задания какого уровня показались вам самыми легким, самыми трудными. Выберите задания себе и выполняйте в тетради.

1-й уровень: Спиши текст, вставь пропущенные окончания существитлеьных.

На лесной опушк… видны следы зверей.
Около ел… останавливался волк.
На мороз… зябнет зайка.

2-й уровень: Составь и запиши предложение из каждой строчки, вставь пропущенные окончания.

Висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…
Белка, с ветк…, прыгала, на ветк…
Трухлявый, на полянк…, пень, стоял

3-й уровень: По опорным словам составить мини-сочинение “Зимний лес”.

В зимнем лесу, деревья, с ветки деревьев, скрипит, тишь, снег, звери, красиво

– Проверим, что вы написали.

1-й уровень:

На лесной опушке видны следы зверей.
Около ели останавливался волк.
На морозе зябнет зайка.

2-й уровень:

На ветке высокой ели висели шишки.
С ветки на ветку прыгала белка.
На полянке стоял трухлявый пень.

– И послушаем ваши мини-сочинение.А теперь оцените свою работу в оценочных листах.

8.. Подведение итогов

– Вы хорошо сегодня поработали и поэтому на дом я ничего не задаю. Вы – МОЛОДЦЫ!