Современная русская литература "Автор, который заставил меня задуматься". Рубен Давид Гонсалес Гальего. "Белое на черном"

Разделы: Литература


Цель. Познакомить с произведением Рубена Давида Гонсалеса Гальего “Белое на черном”, заинтересовать учащихся произведениями современной литературы.

Задачи

  • Проконтролировать ранее полученные знания; закрепить умение работы с авторским текстом.
  • Развивать самостоятельность мышления, умение высказывать свои мысли; продолжить формирование умения работать коллективно.
  • Воспитывать толерантное отношение к окружающим, формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: раздаточный материал (рассказ “Драка”, отрывки из произведения); мультимедийная презентация, компьютер, экран, маркеры, ватман.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Эмоциональный настрой учащихся. Подготовка к диалогу

Работа с эпиграфом (слайд 1, см. Приложение 3)

“Может быть, меня услышат через десять лет, через пятьдесят. Мне не все равно. Мне хотелось бы пораньше, мне хотелось бы при жизни...” (слайд 2)

– Что вы можете сказать о человеке, сказавшем эти слова?
– Почему ему “не всё равно”?
– Почему ему хочется, чтобы его услышали ещё “при жизни”?

III. Изучение нового

1. Слово учителя.

– “Есть книги, изменяющие взгляд на мир, книги, после которых хочется умереть или жить по-другому…” В жизни каждого человека есть такие книги. Были они и у меня. Помню, в 11 лет я прочитала “Повесть о настоящем человеке” Бориса Полевого, а в 14 – роман Николая Островского “Как закалялась сталь”. Алексей Мересьев и Павка Корчагин стали для меня символом мужества, силы воли и стойкости. Я много читала, но ни одна книга после не вызвала тех эмоций, которые я пережила тогда (слайд 3).

Но вот у меня в руках книга, которая, на мой взгляд, никого не оставит равнодушным. Ее, конечно, можно бросить, захлопнуть еще в начале. Или, наоборот, дочитав до конца, не пожелать расстаться, дать ей вторую жизнь.

Я узнала о существовании писателя, который поразил меня так же, как тогда, в детстве, поразили Полевой и Островский и заставил задуматься о себе, о тех, кто живет рядом с нами, о проблемах современного мира.

Он – лауреат литературной премии “Букер – Открытая Россия” 2003 года (слайд 4, 5)

2. Словарная работа

– У каждого писателя свой герой и своя история…У каждого читателя свое понимание героизма. Дайте, пожалуйста, своё толкование понятия “герой”.

Герой – это…. (высказывания)

– Читаем в “Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой (слайд 6).

3. Работа с текстом (Приложение 1)

– А теперь послушайте…

“Я – герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног – ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей – надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, – все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода”.

– Кто герой этой книги? (высказывания)

“Я – маленький мальчик. Ночь. Зима. Мне надо в туалет. Звать нянечку бесполезно.

Выход один – ползти в туалет.

Для начала нужно слезть с кровати. Способ есть, я его сам придумал. Просто подползаю к краю кровати и переворачиваюсь на спину, опрокидывая свое тело на пол. Удар. Боль.

Подползаю к двери в коридор, толкаю ее головой и выползаю наружу из относительно теплой комнаты в холод и темноту.

Ночью все окна в коридоре открыты. Холодно, очень холодно. Я – голый.

Ползти далеко. Когда ползу мимо комнаты, где спят нянечки, пытаюсь позвать на помощь, стучу головой в их дверь. Никто не отзывается. Кричу. Никого. Может быть, я тихо кричу.

Пока добираюсь до туалета, замерзаю окончательно.

В туалете окна открыты, на подоконнике снег.

Добираюсь до горшка. Отдыхаю. Мне обязательно надо отдохнуть перед тем, как ползти назад. Пока отдыхаю, моча в горшке обзаводится ледяной кромкой.

Ползу обратно. Стаскиваю зубами одеяло со своей кровати, кое-как заворачиваюсь в него и пытаюсь заснуть.

* * *

Наутро меня оденут, отвезут в школу. На уроке истории я бодро расскажу об ужасах фашистских концлагерей. Получу пятерку. У меня всегда пятерки по истории. У меня пятерки по всем предметам. Я – герой.

(слайд 7)

Что теперь вы можете сказать о герое книги?

4. Биография писателя

– Рубен Давид Гонсалес Гальего написал книгу о маленьком мальчике, которого зовут Рубен Давид Гонсалес Гальего. О мальчике, вынесшем столько боли, что хватило бы на нас всех. О его товарищах по несчастью – детях-инвалидах.

Он написал книгу о взрослом мужчине, которым стал это мальчик. Самое трудное, когда читаешь, – это осознать, что все описанное происходит не на другой планете и не сто лет назад, а совсем недавно и совсем рядом (слайд 8)

Рубен Давид Гонсалес Гальего родился 20 сентября 1968 года в Москве. Родители Рубена встретились во время учебы в МГУ имени М.В.Ломоносова. Отец Рубена – студент экономического факультета из Венесуэлы, мать – студентка филологического факультета Аурора Гальего из Парижа. В Москве парижская испанка родила в Кремлевской больнице Москвы двух близнецов. Через десять дней после родов один из них умер, другому поставили страшный диагноз – ДЦП.(слайд 9)

Когда Рубену было полтора года, его матери – дочери генерального секретаря коммунистической партии Испании – сказали, что сын умер, а его самого “лечили” в НИИ им. Карла Маркса в Ленинграде, а оттуда отправили в долгие скитания по интернатам для инвалидов по всей стране, а потом в дом престарелых. Чудом он остался жив.

Закончил Новочеркасский торгово-коммерческий техникум по специальности правоведение. В 2001 году встретился с матерью в Праге и остался в Европе. В настоящее время живёт в Вашингтоне, США.

В биографии русского писателя и журналиста испанского происхождения много загадок. Он прожил страшную жизнь. Он не жалуется и не ищет сочувствия. Он просто делится своей силой с нами.

“Я видел много гадости и мерзости. Я видел такое, что не смогу описать никогда. Слаб и болен. Слишком слаб и слишком болен для описания того, что описать может не каждый. Мне было плохо, очень плохо в моем детстве. Я до сих пор вспоминаю интернатовские и больничные годы как самые гнусные страницы своей жизни. Это правда. Я это пережил, я это видел, я это знаю” (слайд 10).

Вспомните, с каких слов мы начали наш урок… Мне очень хочется, чтобы мы сегодня услышали и поняли Рубена Гонсалеса (слайд 11).

5. Работа с названиями (ассоциативный ряд)

– Не знаешь, как говорить об этой книге. Хладнокровно разбирать её художественные достоинства мешает содержание. Картина, описанная лауреатом Букеровской премии Рубеном Давидом Гонсалесом Гальего, столь душераздирающая, что даже литературные критики в свое время отказывались от попытки судить эту книгу с профессиональной точки зрения. Нужно просто чувствовать и думать!

– В испанском варианте его книга называется “Черным по белому”. Какие ассоциации вызывает у вас это название? (слайд 12) (высказывания)

– В русском варианте – “Белое на черном”. Есть ли разница, на ваш взгляд? (слайд 13) (высказывания) Как вы можете интерпретировать это название?

– Читаем у автора (слайд 14, 15)

“Я не люблю белый цвет. Белый – цвет бессилия и обреченности, цвет больничного потолка и белых простыней. Гарантированная забота и опека, тишина, покой, ничто. Вечно длящееся ничто больничной жизни.

Черный – цвет борьбы и надежды. Цвет ночного неба, уверенный и четкий фон сновидений, временных пауз между белыми, бесконечно длинными дневными промежутками телесных немощей. Цвет мечты и сказки, цвет внутреннего мира закрытых век. Цвет свободы, цвет, который я выбрал для своей электроколяски”.

– Как меняется восприятие названия после слов самого писателя? (высказывания)

– Сам Рубен признается: “Я пишу о добре, победе, радости и любви…” (слайд 16)

IV. Повторение изученного

– Как вы уже поняли, эта книга автобиографична и напоминает дневниковые записи. Вспомните произведения русской литературы, написанные в форме дневника.

– Что характерно для таких произведений? (интимность интонаций, предельная откровенность, философичность, взгляд “издалека”, “свысока прожитых лет”)

V. Изучение нового.

1. Подготовка к восприятию.

– Роман состоит из коротких рассказов, вряд ли претендующих на хронологичность, скорее, отвечающих на вопрос “как?”

…Как самостоятельно дойти до туалета в другом конце коридора, если ты не можешь ходить?
…Как написать матери письмо с криком о помощи, если все письма детдомовцев-инвалидов проверяют, а ты не владеешь ни речью, ни способностью держать ручку?
…Как заставить отупевшую до бесчувствия (защитная реакция организма) нянечку уважать себя, перепачканного собственными экскрементами?
…Как спасти от гибели трехногую собаку, что заползла в детдом умирать?
…Как самому выжить среди боли, обреченности, абсолютного одиночества, отвращения тех, от кого ты полностью зависим, да еще с “нерусским” именем и внешностью?
… Как найти понимание в чужом, “здоровом” мире?

– Ответ на последний вопрос, на мой взгляд, можно найти в рассказе “Драка”.
– Поднимите руку, кто хоть раз в жизни дрался?
– Это было спонтанно? Или напоминало дуэль?
– Какие чувства вы испытывали?
– Стали бы вы драться с инвалидом? Почему?
– Подумайте, какие проблемы поднимает автор, когда будете слушать рассказ.

2. Чтение текста учителем (Приложение 2)

3. Работа с текстом.

– Какие мысли у вас возникли? Что вас поразило? О чем вы хотели бы поговорить?
– Работая в парах, найдите ключевые слова, иллюстрирующие “кодекс чести” детдомовца (дрались жестоко, но по правилам, разрешено мстить, силу уважали)
– На какие категории делится мир? (детдом (= тюрьма) и воля); люди? (здоровые, нормальные)
– Значит ли это, что инвалиды осознают свою “ненормальность”?
– Как они относятся к физическим недостаткам, боли?
– А мы, здоровые?
– В чем они видят странность здоровых людей, живущих на воле?
– Вам понятны размышления Сереги и пацанов?
– Мы, здоровые, и они… У нас разное мировосприятие и миропонимание… Так какие они, дети-инвалиды? Что вы о них можете сказать? Какие чувства они у вас вызывают?

4. Рефлексия (психологический эксперимент)

– Поднимите руку, кто считает себя сильным человеком?
– Попробуйте написать своё имя без помощи рук… Что вы испытывали?
– Что испытывали вы, окружающие, сидящие в классе?

VI. Заключение

– О чем вас заставил задуматься Рубен Гонсалес?

– Меньше всего Рубен Гонсалес хотел вызвать высокомерное сочувствие, мне кажется, он хотел вызвать ощущение, что, по большому счету, мы равны, и на каком-то высоком уровне наши жизни похожи, только кто-то поставлен в крайнюю ситуацию и выпивает сразу всю чашу, тогда как большинство цедит из нее по капелькам.

Я хочу вам прочитать несколько отрывков из интервью Рубена Давида Гонсалеса Гальего:

“Веселые, добрые, умные, мы хотели жить, очень хотели. Среди нас были будущие физики, химики, биологи, математики и, может быть, поэты. Убили нас не всех. Меня убили не до конца”.

“Что остается у человека, когда не остается почти ничего? Чем оправдать свое жалкое полусуществование полутрупа? Я не знал тогда, не знаю и сейчас. Но я не хочу умирать до смерти. Я буду жить до последнего. Я буду драться. Медленно нажимая на клавиши компьютера, я ставлю букву после буквы. Мои буквы, мои черные буквы на белом фоне” (слайд 17)

Рубен Давид Гонсалес Гальего выжил в аду советских интернатов для детей-инвалидов. Женился, родил детей, нашел мать, уехал на Запад. Стал писателем, лауреатом “Русского Букера”, переведенным на несколько языков. Все это он не считает хеппи-эндом, так как жизнь продолжается, а значит, продолжается изнурительная борьба за каждый день.

VII. Домашнее задание

– Мне хочется верить, что мы не поставим точку в нашем разговоре. Вы прочитаете эту книгу – дадите ей вторую жизнь…

И, может быть, кто-нибудь захочет написать Рубену письмо. Вот адрес официального сайта: dnk@enabled.ru с пометкой “Для Рубена”.

Или порадует меня размышлениями над страницами романа и напишет мне. Мой e-mail: atan-nsk @ rambler.ru (слайд 18)

А, может, заинтересуется этими книгами и прочитает их. Пусть не все…(слайд 19)

– Но, самое главное, будет помнить слова мужественного человека: “Прожить свои годы бесцельно гораздо легче, чем все остальное. Тихо проплыть уготованное путешествие по течению. Не сопротивляясь, без борьбы уступить свое место под солнцем более сильным и наглым. Никого не согреть, не утешить. Так и прожить, скучно и бездумно. Нелепо” (слайд 20)

Использованный материал

Публикации:

  1. Гальего Р. Д. Г. Белое на черном / Р. Д. Г. Гальего. СПб; М.: Лимбус-пресс, 2002.

О произведении:

  1. Быков Д. Черно-белый Букер // Огонек. 2003. N 45. С. 48-49.
  2. Бровкина М. Неправда, что Бог не смеялся : [о лауреате лит. премии “Букер – Открытая Россия” Р. Д. Гонсалесе Гальего] // Российская газета. 2003. 20-27 дек. С. 7.
  3. Мокроусов А. Лучший русский писатель – испанец // Новое время. 2003. N 52. С. 23.
  4. Рощин Д. О “Черном” и “Белом” // Библиотечное дъло. 2005. N 2. С. 44.
  5. Сомов Ф. [Рецензия] // Смена. 2003. 21 февр. С. 21.
  6. Трушкин В. Чуть-чуть меньше, чем жизнь // Литературная Россия. 2004. 28 мая (N 22). С. 12–13.